Найти тему
Археология+

КОСТЮМ РУСОВ В ОПИСАНИИ ИБН ФАДЛАНА

(С) Богачев А.В., 2012

Продолжаю рассказ о костюме средневековых народов в описании ибн Фадлана, начатый в статье о гузах. Это адаптированный авторский пересказ раздела из нашей монографии о костюме праболгар. Иллюстрации к настоящей статье взяты из книги «Сокровища ойкумены. Великое переселение», одним из авторов которой я являюсь (см. список литературы в конце). Рассказ о путешествии ибн Фадлана можно посмотреть в нашем видео.

-2

Ибн Фадлан – арабский автор Х века. Его полное имя Ахмед Ибн-Фадлан Ибн-аль-Аббас Ибн-Рашид Ибн-Хаммад. Он был секретарем посольства, направленного багдадским халифом Джафаром аль-Муктадиром к царю волжских болгар Алмушу в 921 году. Известно, что он был старшим писцом-чиновником, находящимся под покровительством военачальника Мухеммеда Ибн-Сулеймана, завоевавшего Египет в 904 – 905 годах для багдадского халифа. Несмотря на то, что официальным главой посольства был назначен евнух халифа Сусан ар-Расси, секретарем миссии был назначен Ибн-Фадлан, поскольку именно на секретаря ложилась вся черновая работа, ведение дел и, в конечном счете, ответственность за конечный исход предприятия. Посольство покинуло Багдад 21 июня 921 г., потом через Хамадан, Рей, Нишапур и Мерв направилось в Бухару, потом попало в Хорезм, где перезимовало в аль-Джурджании (Ст. Ургенч), оттуда оно выехало 4 марта 922 г., пересекло страну тюрок-огузов, печенегов, башгирдов и прибыло в Булгарию 12 мая 922 г. По возвращении в Багдад Ибн-Фадлан описал все увиденное им в путешествии в далекую северную страну. Его письменный отчет в Багдаде не произвел должного резонанса, т.к. миссия посольства, с точки зрения правителей халифата, была выполнена далеко не в полной мере. Книга была забыта, потом погибла и сохранилась лишь в Средней Азии в сокращенном виде. Однако сегодня труд Ибн-Фадлана является уникальным источником, позволяющим восстановить многие моменты, связанные со становлением государственности волжских болгар.

Большой интерес в труде ибн Фадлана представляет описание костюма купцов-русов, поскольку их одежда рассматривается как бы в сравнении с уже известной автору «Рисалы» одеждой кочевников.

Нужно отметить, что ибн Фадлан всегда обращает внимание на что-то новое, необычное, выбивающееся из контекста увиденного ранее. Одежда волжских болгар его не удивила (разве что – шапки), следовательно, в основных своих элементах она была подобна одежде уже встреченных им кочевников-тюрок. А вот одежда русов привлекла взгляд миссионера.

-3

«Я видел русов, когда они прибыли по своим торговым делам и расположились у реки Итиль. Я не видел [людей] с более совершенными телами, чем они. Они подобны пальмам, белокуры, румяны (розовощеки). Белокожи. Они не носят ни курток, ни хафтанов, но у них мужчина носит кису, которой он охватывает один бок, причем одна из рук выходит из нее наружу. При каждом из них имеется топор, меч и нож, [причем] со всем этим он [никогда] не расстается. <Мечи их искусной работы>, борозчатые, франкские. И от края ногтей иного из [русов] до его шеи [имеется] собрание деревьев, изображений [картинок] и тому подобного.

<А у каждой их женщины на груди прикреплена коробочка>, или из железа, или из серебра, или из меди, или из золота, или из дерева в соответствии с размерами [денежных] средств их мужей. И у каждой коробочки – кольцо, у которого нож, также прикрепленный на груди. А на шее у них ожерелье из золота и серебра, потому что, когда мужчина владеет десятью тысячами дирхемов, у его жены одно ожерелье, а если – двадцатью тысячами, то – два ожерелья, и таким образом каждые десять тысяч, которые он прибавляет к ним [дирхемам], прибавляют одно ожерелье его жене, так что на шее иной из них бывает много [рядов] ожерелий.

Самым великолепным украшением [считаются] у них [русов]зеленые бусы из той керамика, которая бывает на кораблях. Они делают [для приобретения их] исключительные усилия, покупают одну такую бусину за дирхем и нанизывают [их] в качестве ожерелий для своих жен»[Ибн Фадлан 2006. С. 739].

-4

В еще одном фрагменте «Рисалы» речь идет о погребальном костюме-одеянии знатного руса: «Тогда они надели на него шаровары, гетры, сапоги, куртку, парчевый хафтан с пуговицами из золота, надели ему на голову шапку из парчи, соболью, и понесли его…» [Ибн Фадлан 2006. С. 741].

Далее говорится об украшениях девушки, добровольно согласившейся идти за своим хозяином в мир иной: «И она сняла два браслета, бывшие с ней <…> И она сняла два бывших на ней ножных кольца…» [Ибн Фадлан 2006. С. 742].

-5

Представляется интересным, что ибн Фадлан именно в приведенных фрагментах об уборе русов говорит о бусах и ожерельях, подчеркивая их немалую стоимость, а также о кольцах, браслетах и коробочках из драгоценных металлов. В этой связи возникает закономерный вопрос: неужели описанные миссионером кочевники-тюрки были столь бедны, что не могли позволить приобрести себе хоть какие-то украшения или стилистика их костюмов просто исключала наличие оных?

Любопытно и то, что только в связи с одеяниями руса упоминается кафтан с пуговицами. Значит ли это, что тюркский кафтан был исключительно запашным?

На некоторые из этих вопросов можно попытаться найти ответ в археологических материалах.

Подводя краткие итоги, можно отметить следующее. Одежда кочевников-тюрок, описанная ибн Фадланом, включала куртку (нательную), кафтан, шубу, сапоги, пояс, шапку. Женщины гуззов, судя по всему, носили запашной халат, под которым не было ни штанов, ни другого нижнего белья. Нательные куртки носились тюрками (даже знатными) до их превращения в лохмотья. Импортная одежда, ткани, выделанные кожи, благовония и украшения из Джурджании, Мерва, Византии и Армении были желанными и ожидаемыми тюркской элитой подарками. Знаковым элементом облика (в широком смысле – костюма) представителей тюркской элиты была борода. Одежда народов севера (русов) в целом ряде элементов повторяет одежду южан (кочевников-тюрок и арабов). Вместе с тем, имеется целый ряд существенных различий, выражающихся, прежде всего, в том, что костюмный комплекс северян был декорирован гораздо большим числом богатых аксессуаров и украшений.

Следует иметь в виду, что взор ибн Фадлана зорко подмечал все новое, необычное, не виденное им ранее. Так, одежда русов резко контрастировала с одеяниями кочевников-тюрок; и путешественник не замедлил описать ее особенности. Из одежды болгар он отметил только шапки, причем не сами по себе, а в связи с обычаем снимать их перед знатными особами («ломать шапки»). Из этого можно сделать однозначный вывод о том, что костюм волжских болгар был фактически идентичен костюму гуззов, печенегов и башкир, встреченных ибн Фадланом несколько ранее.

-6

Судя по тому, как тонко и точно ибн Фадлан описал и оценил различные детали и изящные мелочи костюма, он был настоящим знатоком и ценителем прекрасных вещей.

В трудах других арабских историков описания костюма тюркоязычных кочевников Евразийских степей эпизодичны. Но от этого их ценность не становится меньше. Нелишне будет сказать, что зачастую тексты арабских авторов восходят к неким более ранним источникам, а потому отдельные их фрагменты повторены буквально дословно.

Абу Исхак Ибрахим ал-Истахри, в своей книге «Китаб масалик ва-л-мамалик», написанной в середине Xвека сообщает: «Одежда хазар и тех, кто рядом с ними, куртки и кафтаны (акабийа), и нет у них из одежды ничего, что превышало бы их потребность, в самом деле, везут к ним одежду из областей Джурджана, и Табаристана, и Азарбайджана, и ар-Рума и других провинций. … Некоторые русы бреют свою бороду, другие закручивают ее как конскую гриву, или заплетают. Одежда их – короткие куртки, а одежда хазар, булгар и тех, кто соседит с ними – полные куртки» [Ал-Истахри 2006. С. 750, 751].

С этим отрывком перекликается фрагмент из сочинения ал-Идриси «Китаб нузхат ал-муштак фи ихтирак алафак» («Развлечение истомленного в странствии по областям»), датированного 1154 годом: «Часть русов (ар-рус) бреет бороды, а часть завивают (закручивает) ее, как гриву диких лошадей (ад-давабб) и заплетают. Их одежда – короткие куртки (ал-каратик), а одежда ал-хазар, булгар (ал-булгарийа) и печенегов (ал-баджанак) – длинные, долгополые куртки из шелка, хлопка, льна или шерсти» [Ал-Идриси 2006. С. 768].

В сочинении ибн Русте «Книга драгоценных ожерелий», написанном в период между 903-925 гг., во фрагменте о Булгаре говорится: «Если к ним приходит корабль купцов-мусульман, они берут с них десятину и их одежду, похожую на одежду мусульман» [Ибн Русте 2006. С. 702].

В труде ал-Гардизи есть интереснейшие сведения об одежде русов и славян («Одежда русов и славян из полотна… Они носят верхнюю одежду и надевают шапки»), мадьяр («их одежда сделана из парчи»), буртасов («их одежда – серьги и джубба») [Ал-Гардизи 2002. С. 496 - 497].

При анализе особенностей этнического костюма по материалам письменных источников важно понимание того, что средневековые авторы, как следует из приведенных отрывков, действительно детально и дифференцированно подходили к описанию одежды и внешнего облика различных племен и народов. При этом важно, что ими учитывались как количественные (длина, ширина и т.д.), так и качественные (материал изготовления, фактура ткани) показатели костюма.

-7

Ссылки на литературу и источники см.: Богачев А.В., Французов Д.А. Костюм праболгар Среднего Поволжья: конец VII– начало Xв. Самара: СамГТУ, 2012. 350 с.; Сокровища ойкумены. Великое переселение. М.: Бук Хаус, 2005; Ковалевский А.П. Книга Ахмеда ибн-Фадлана о его путешествии на Волгу в 921-922 гг. Харьков, 1956.