Найти тему
Круто об искусстве

Его имя не склоняется по падежам.

▪️Эль Лисицкий. Автопортрет "Конструктор", 1924.
▪️Эль Лисицкий. Автопортрет "Конструктор", 1924.

▪️Эль Лисицкий. Автопортрет "Конструктор", 1924.
▪️Эль Лисицкий. Автопортрет "Конструктор", 1924.

Потому что это не имя, а фонетически изображенный инициал, монограмма, которая родилась из первых букв имени и фамилии на идише - Элиэзер Лисицкий, в миру известный как Эль Лисицкий.

Настоящее его имя Лазарь, а подписываться он решил как "Эль" или "Эл" в 1919 году.

Современники никогда не называли его ни Элом, ни Элем, всегда только Лазарь Маркович (тот же Малевич в переписке обращается к художнику исключительно по имени отчеству).

В конце 1921 года Лисицкий уехал в Германию, где, естественно, писал по-немецки и подписывался El, что в обратной транслитерации превратилось в русское "Эль", которое есть одновременно и кириллическая буква "Л" (первая буква имени Лазарь), в алфавите называемая "эль".

Так вот. Этот "Эль" не склоняется. И знали об этом тогда все, от мала до велика. Не склоняют его и сегодня ни архивисты, ни лингвисты, ни чиновники, ни искусствоведы...

Но в 2017 году, в связи с выставкой "Эль Лисицкий / El Lissitzky", проходящей в Новой Третьяковке, Еврейском музее и центре толерантности, "Коммерсантъ", "Газета.ру", "Афиша", The Village, TimeOut и многие другие блогозвучно написали: "В Москве открывается ретроспектива Эля Лисицкого"... Ну и понеслась душа в "рай".

Кстати, современники художника часто писали его монограмму через дефис, т.е "Эль-Лисицкий", подчеркивая, что "Эль" - это своего рода артикль или приставка, но НИКАК НЕ ИМЯ.

▪️Эль Лисицкий. Супрематический сказ про два квадрата, 1922.
▪️Эль Лисицкий. Супрематический сказ про два квадрата, 1922.

▪️Эль Лисицкий. Супрематический сказ про два квадрата, 1922.
▪️Эль Лисицкий. Супрематический сказ про два квадрата, 1922.

▪️Эль Лисицкий. Супрематический сказ про два квадрата, 1922.
▪️Эль Лисицкий. Супрематический сказ про два квадрата, 1922.

▪️Эль Лисицкий. Супрематический сказ про два квадрата, 1922.
▪️Эль Лисицкий. Супрематический сказ про два квадрата, 1922.

Как вы поняли, Лисицкий был евреем и, в общем-то, судьба его была предрешена, в том плане, что в Императорскую Академию художеств в Петербурге его не взяли - в то время евреев очень редко принимали в высшие учебные заведения. Так он стал инженером-архитектором (официальной причиной для отказа послужило то, что художник изобразил статую Поликрета "Дискобол" с нарушением академических канонов).

Образование свое он получил в Германии, в Дармштадте, в Высшей политехнической школе. С началом Первой Мировой войны вернулся в Россию и вскоре был приглашен своим старым другом Марком Шагалом преподавать в Витебск в Народном художественном училище графику, печатное дело и архитектуру.

В самом начале жизненного пути художника семья Лисицких перебралась из Смоленска (Лазарь Маркович родился близ Смоленска в небольшом городке Починок), в Витебск (его батюшка открыл там посудную лавку). Именно в Витебске он стал жадно увлекаться искусством, брать уроки живописи у Юделя Пэна и дружить с Осипом Цадкиным и Марком Шагалом.

В общем, приглашение Эль Лисицкий принял. Спустя небольшое количество времени в Народное художественное училище приехал Малевич (по иронии судьбы так же по приглашению Шагала). И грянул гром.

То есть конфликт. Скандал. Шагал против Малевича. Предметная живопись против супрематизма.

Итог: Шагал покинул сие заведение, а Лисицкий сделал выбор в пользу супрематизма. И, надо сказать, не зря, ибо все то, что он придумал существует в разных вариациях и поныне. То есть, по существу, Лисицкий сотворил мир, в котором мы благополучно (или не благополучно) живем.

▪️Эль Лисицкий. Архитектура ВХУТЕМАС. Москва, 1927. Обложка книги.
▪️Эль Лисицкий. Архитектура ВХУТЕМАС. Москва, 1927. Обложка книги.

▪️Эль Лисицкий. Проун, 1924.
▪️Эль Лисицкий. Проун, 1924.

▪️Эль Лисицкий. Новый человек, 1923.
▪️Эль Лисицкий. Новый человек, 1923.

▪️Эль Лисицкий. Проун 19D, 1922.
▪️Эль Лисицкий. Проун 19D, 1922.

▪️Эль Лисицкий. Проун 1 E (Город), 1919.
▪️Эль Лисицкий. Проун 1 E (Город), 1919.

Итак, супрематизм.

Супрематизм Лисицкого принципиально иной - это выход из плоскости в объем.

Иначе говоря, концепция проунов - "проектов утверждения нового", которая со всей страстью неофитов стремилась бумажный супрематизм перенести в окружающий мир (потому что Лазарь Маркович в первую очередь был архитектором, а не художником).

То есть, если для Малевича супрематизм - это философия, то для Лисицкого - непаханое поле практических экспериментов:

1️⃣ Разработка города будущего, максимально функционального (Лисицкий тесно общался с адептами Баухауса, на которых, к слову, здорово повлиял. Впрочем, и они на него тоже).

▪️Эль Лисицкий. Фотомонтаж. Горизонтальные небоскребы в Москве, 1925.
▪️Эль Лисицкий. Фотомонтаж. Горизонтальные небоскребы в Москве, 1925.

Так Эль Лисицкий придумал проект горизонтального небоскреба (максимум полезной площади при минимальных опорах) - идеальное решение для центра города, где мало места для застройки. Но, все идеальное, как мы знаем, в жизни не осуществимо. И "бумажной архитектурой" зовется.

Единственное здание, построенное по его чертежам, - типография журнала "Огонек" (Москва, 1932).

▪️Типография, спроектированная Эль Лисицким.
▪️Типография, спроектированная Эль Лисицким.

▪️Типография, спроектированная Эль Лисицким.
▪️Типография, спроектированная Эль Лисицким.

2️⃣ Новый взгляд на выставочное пространство.

Лисицкий разработал кардинально иные, новые принципы экспозиции, представляя выставочное пространство единым целым и интерактивным.

В 1923 году Лисицкий работал над оформлением художественной выставки в Амстердаме. Экспозицию он оформил по принципу своих проунов: добавил в композицию неожиданные трехмерные детали. В частности, заменил рисунки их увеличенными объемными моделями из фанеры.

А еще обработал стены специальной краской, оттенок которой менялся в зависимости от угла обзора. Благодаря этому зрителям, которые проходили мимо, казалось, что стены постоянно меняют цвет.

А для Большой берлинской выставки того же 1923 года, где ему предоставили отдельное помещение, он сотворил большую концептуальную инсталляцию: увеличенные модели проунов из фанеры Лисицкий разместил по залу таким образом, что они задавали направление и темп осмотра для посетителей.

Несколько позже, для "Кабинета абстракции", Лисицкий создал зеркальный угол, который помогал рассмотреть скульптуру со всех сторон, а картины поместил в ниши с жалюзи, чтобы зрители могли сами открывать и закрывать работу в зависимости от того, хотели они ее видеть или нет.

▪️Эль Лисицкий. Эскиз Кабинета абстрактного искусства, 1927.
▪️Эль Лисицкий. Эскиз Кабинета абстрактного искусства, 1927.

▪️Фотографии советского павильона на выставке "Пресса" в Кельне, 1928. Куратор Эль Лисицкий (хотя тогда, конечно, такой профессии не было).
▪️Фотографии советского павильона на выставке "Пресса" в Кельне, 1928. Куратор Эль Лисицкий (хотя тогда, конечно, такой профессии не было).

▪️Фотографии советского павильона на выставке "Пресса" в Кельне, 1928. Куратор Эль Лисицкий (хотя тогда, конечно, такой профессии не было).
▪️Фотографии советского павильона на выставке "Пресса" в Кельне, 1928. Куратор Эль Лисицкий (хотя тогда, конечно, такой профессии не было).

▪️Фотографии советского павильона на выставке "Пресса" в Кельне, 1928. Куратор Эль Лисицкий (хотя тогда, конечно, такой профессии не было).
▪️Фотографии советского павильона на выставке "Пресса" в Кельне, 1928. Куратор Эль Лисицкий (хотя тогда, конечно, такой профессии не было).

▪️Фотографии советского павильона на выставке "Пресса" в Кельне, 1928. Куратор Эль Лисицкий (хотя тогда, конечно, такой профессии не было).
▪️Фотографии советского павильона на выставке "Пресса" в Кельне, 1928. Куратор Эль Лисицкий (хотя тогда, конечно, такой профессии не было).

▪️Эль Лисицкий. Ленинская трибуна. Проект трибуны для площади, 1920.
▪️Эль Лисицкий. Ленинская трибуна. Проект трибуны для площади, 1920.

▪️Эль Лисицкий. Фланговый штандарт советского павильона выставки "Пресса" в Кельне. Вид от Рейна, 1928.
▪️Эль Лисицкий. Фланговый штандарт советского павильона выставки "Пресса" в Кельне. Вид от Рейна, 1928.

Резюме: господин Лисицкий стал пионером выставочного дизайна. До него так делал... никто.

3️⃣ Новое слово в плакате и полиграфии.

Лисицкий обожал фотоколлаж. И тут он тоже был впереди планеты всей, ибо не создавал многослойные изображения из нескольких фотографий, наложенных друг на друга, а пересекал и объединял их, за счет чего получал глубину пространства.

▪️Эль Лисицкий. Человек с гаечным ключом. Ок. 1928.
▪️Эль Лисицкий. Человек с гаечным ключом. Ок. 1928.

▪️Эль Лисицкий. Небоскреб. Фотомонтаж, 1925-1926.
▪️Эль Лисицкий. Небоскреб. Фотомонтаж, 1925-1926.

▪️Эль Лисицкий. Фотомонтаж для выставки гигиены в Дрездене, 1930.
▪️Эль Лисицкий. Фотомонтаж для выставки гигиены в Дрездене, 1930.

▪️Эль Лисицкий. Известия АСНОВА, № 1, 1926.
▪️Эль Лисицкий. Известия АСНОВА, № 1, 1926.

Плюс разработал новый язык цвета и геометрии - графический конструктивизм - вписывал текст в абстрактные формы и объединял это все дело рисунками (например, агитработу "Клином красным бей белых" процитировал Родченко в своем знаменитом плакате Ленгиза с Лили Брик и надписью "Книги по всем областям знаний").

▪️Эль Лисицкий. Клином красным бей белых, 1920.▪️Александр Родченко. Ленгиз: книги по всем отраслям знаний, 1925.
▪️Эль Лисицкий. Клином красным бей белых, 1920.▪️Александр Родченко. Ленгиз: книги по всем отраслям знаний, 1925.

Одной из самых известных книжных работ Лисицкого стало оформление сборника стихотворений Владимира Маяковского "Для голоса", который вышел в Берлине в 1923 году. Книга напоминала телефонный справочник с лесенкой-регистром по краю - максимально функционально, ибо это позволяло быстро находить нужное стихотворение по названию.

▪️Эль Лисицкий. Маяковский "Для голоса", 1923.
▪️Эль Лисицкий. Маяковский "Для голоса", 1923.

▪️Эль Лисицкий. Маяковский "Для голоса", 1923.
▪️Эль Лисицкий. Маяковский "Для голоса", 1923.

▪️Эль Лисицкий. Маяковский "Для голоса", 1923.
▪️Эль Лисицкий. Маяковский "Для голоса", 1923.

Слушайте!

Проповедует,

мечась и стеня,

сегодняшнего дня крикогубый Заратустра!

Мы

с лицом, как заспанная простыня,

с губами, обвисшими, как люстра,

мы,

каторжане города-лепрозория,

где золото и грязь изъязвили проказу, -

мы чище венецианского лазорья,

морями и солнцами омытого сразу!

Плевать, что нет

у Гомеров и Овидиев

людей, как мы,

от копоти в оспе.

Я знаю -

солнце померкло б, увидев

наших душ золотые россыпи!

Жилы и мускулы - молитв верней.

Нам ли вымаливать милостей времени!

Мы -

каждый -

держим в своей пятерне

миров приводные ремни!

(отрывок из поэмы Маяковского "Облако в штанах).

▪️Эль Лисицкий.
▪️Эль Лисицкий.

Правила, как превратить книгу в эталонное издание конструктивизма, Эль Лисицкий сформулировал в статье "Топография типографики", которую в 1923 году опубликовал немецкий журнал Merz:

"1. Слова печатного листа воспринимаются глазами, а не на слух.

2. Понятия выражают посредством традиционных слов; следует оформлять понятия посредством букв.

3. Экономия выразительных средств: оптика вместо фонетики.

4. Оформление пространства книги посредством наборного материала по законам типографской механики должно соответствовать силам сжатия и растяжения текста.

5. Оформление пространства книги посредством клише должно воплощать новую оптику. Супернатуралистическая реальность изощренного зрения.

6. Непрерывная череда страниц - биоскопическая книга.

7. Новая книга требует нового писателя. Чернильница и гусиное перо - мертвы.

8. Печатный лист преодолевает пространство и время. Печатный лист, бесконечность книги, сам должен быть преодолен".

(Эль Лисицкий)