(Читаем Ин. 16:1-33)
Подготовка к проповеди часто походит на ту ночь, когда Иаков боролся с Богом. Оставшись один на берегу реки Иавок, Иаков до рассвета боролся со своими мыслями, воспоминаниями, страхами и Божьим посланцем. С восходом солнца противник Иакова велел ему отпустить его. Иаков отказался и настоятельно потребовал: “Не отпущу Тебя, пока не благословишь меня” (Быт. 32:26). Так и труд проповедника: он, бывает, долго и упорно бьется над трудным текстом и порой, кажется, заходит в тупик. Однако борьба не обескураживает нас; она побуждает “не отпускать” текст до тех пор, пока, в конце концов, он не благословит нас.
Так я работал над Ин. 16. На протяжении всей недели казалось, что текст этой главы сопротивляется каждой моей попытке выделить его основную идею и организовать так, чтобы его можно было изложить. Слишком много было событий и слишком много было сказано. И вот как-то утром по дороге на работу меня вдруг осенило: как раз та особенность текста, которую мне никак не удавалось “ухватить”, и делает текст убедительным и таким уместным в нашей сегодняшней ситуации. Здесь и речи не может быть об упрощении, сокращении и организации; ведь так же обстоит дело и с большей частью нашей жизни! Запутанное, закрученное и, в то же время, настоятельное послание Ин. 16 – это, пожалуй, самый подходящий текст для нас сегодня.
Перед тем, как обратиться к центральной мысли этой главы, мы должны вспомнить, в каком месте Евангелия она находится. Первые двенадцать глав повествуют, главным образом, о публичных проповедях Иисуса, главы же 13—17 наполнены Его личными беседами с двенадцатью учениками. Его смерть неумолимо приближалась, и Он был глубоко обеспокоен их будущим. Соответственно, наставления в этих четырех главах посвящены, главным образом, подготовке учеников к Его уходу от них. К началу нашего текста (глава 16) Иисус омыл ноги Своим ученикам, Иуда ушел, чтобы вскоре предать Иисуса, а Иисус сказал ученикам о Своем уходе и предупредил их о предстоящих гонениях.
СЛЕДУЙТЕ ЗА СВЯТЫМ ДУХОМ
Продолжая подготовку к расставанию, Иисус начал говорить ученикам, что для них будет лучше, если Он покинет их (16:7). Он напомнил им, что “Утешитель” сможет прийти только после Его ухода. Утешитель, или Святой Дух, сказал Иисус, продолжит начатую Им работу:
“Еще многое имею сказать вам, но вы теперь не можете вместить. Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину; ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Он прославит Меня” (Ин. 16:12-14).
Споры о Святом Духе сегодня часто заводят людей в тупик и разъединяют их. Хотя этот отрывок и не говорит всего, что можно сказать о Святом Духе, он все же описывает предназначение Духа: наставить последователей Иисуса на всякую истину. Современным христианам всю истину следует рассматривать в свете того, что Дух открыл апостолам, когда Он наставлял их “на всякую истину”. Мы должны также помнить, что цель Духа – не привлекать внимание к Себе, а прославлять Сына. Любое учение о Духе должно исходить из этих двух истин.
НЕ ЖДИТЕ ФИЗИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Иисус сделал много заявлений, которые легко понять сейчас, но которые в то время привели Его учеников в полное смятение. Это, например, 16:16-22. Иисус сказал им, что в ближайшие дни они Его не увидят, а затем “вскоре” увидят вновь (16:16, 17). Смерть, погребение и воскресение Христа – это те события, о которых христиане ведут постоянный разговор и которые они помнят и отмечают каждое воскресенье во время Господней вечери. Однако до креста эта мысль была невероятной. Ученикам казалось, что Иисус говорит загадками.
Иисус продолжал готовить учеников к Своему уходу; как бы ни были они смущены в тот вечер, Он знал, что они придут в еще большее смятение на следующий день, когда Он будет распят. Поэтому Иисус так настойчиво и говорил о том, что должно было произойти в ближайшем будущем. Он сказал им, что они будут скорбеть, в то время как мир будет радоваться; но вскоре, добавил Он, мир будет скорбеть, а ученики – радоваться (16:20-22). Мы видим, что то, о чем говорил Иисус, сбылось в Его смерти, погребении и воскресении, но в то время ученики не были в состоянии понять эту важную истину.
МОЛИТЕСЬ ВО ИМЯ МОЕ
Иисус продолжал успокаивать и подготавливать учеников, разъясняя им, насколько им будет лучше после того, как Он вознесется к Отцу:
“И в тот день вы не спросите Меня ни о чем. Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам. Доныне вы ничего не просили во имя Мое; просите и получите, чтобы радость ваша была совершенна” (Ин. 16:23, 24).
И хотя ученики не понимали, как это может быть, Иисус заверил их, что, когда Он вернется на небеса, в мир сойдет неописуемая духовная сила: Его кровь, которая вскоре прольется за грехи мира, и Святой Дух, который вскоре придет, чтобы восполнить Его отсутствие, будут двумя силами, которые благословят мир самым невероятным образом! Иисус говорил с ними образным языком, так как на тот момент это было все, что они могли понять. Однако они вскоре ясно поймут то, что Он имеет в виду (16:25). Он заверил их, что они обязательно получат ответ на свои молитвы (16:26-28), если будут просить в Его имя.
ВЕРУЙТЕ В МЕНЯ
В ответ на успокаивающие слова Иисуса ученики исповедали веру в Него. Они сказали:
“Теперь видим, что Ты знаешь все и не имеешь нужды, чтобы кто спрашивал Тебя; посему веруем, что Ты от Бога исшел” (Ин. 16:30).
И вновь мы осознаем важность слова “верить” в Евангелии от Иоанна. Вера в Иисуса как Сына Божьего – цель этого Евангелия (20:30, 31). Не стоит забывать, что Иоанн употребляет слово “верить” в разных значениях. В одних стихах оно означает, что человек верит, что сказанное – правда, а не ложь. В других – что люди верят в то, что Иисус есть Сын Божий. Иногда это слово означает “открыто заявить” о своей вере в Иисуса, а порой – “твердо стоять” на своем решении следовать Иисусу. Стих 16:30 говорит, что ученики поверили словам Иисуса о Себе; они поверили, что Он “от Бога исшел”.
Иисус усомнился в их заверении в вере, ибо знал, что они еще не были готовы идти на жертвы ради своих убеждений (16:32). Он сказал им, что все они скоро оставят Его. И здесь мы понимаем, что Иисус видит дальше событий, описанных в Евангелии от Иоанна, и подвергает сомнению наши сегодняшние заявления о том, что мы верим в Него. Действительно ли это так? Мы говорим, что верим, что Он есть Сын Божий, но встанем ли мы на Его защиту, если за этим будут стоять страдания? Евангелие от Иоанна – не просто рассказ о вере учеников; это рассказ и о нашей вере в Него!
ОБРЕТИТЕ ВО МНЕ МИР
Если и есть одна главная тема в наставлениях Иисуса, изложенных в главе 16, то она сформулирована в стихе 33. Все предупреждения, все предсказания, все обещания имели целью дать ученикам мир в наиболее беспокойный момент их жизни! Иисус никогда не обещал Своим ученикам, что их жизнь будет безоблачной, но Он обещал им Божий покой даже среди самых тяжких испытаний:
“Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир. В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир” (Ин. 16:33).
Здесь логическое ударение стоит на слове “Я”. Во многих отношениях следующие двадцать четыре часа заставят учеников думать, что победу одержал мир и зло восторжествовало. Иисус подготавливал их к этому, уверенно заверяя их в том, что именно Он одержал победу над миром. Стоит также отметить, что глагол “победил” в греческом тексте имеет совершенный вид. Поэтому смысл сказанного таков: “Я уже победил мир и результат Моей победы уже присутствует!” Хотя распятие должно было состояться на следующий день, Иисус уверил учеников, что все идет так, как запланировано, и что они будут благословлены событиями, которые произойдут совсем скоро.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Хотя наши сегодняшние обстоятельства могут, на первый взгляд, показаться далекими от тех, в которых находились ученики, первыми услышавшие эти утешительные слова из главы 16, так ли уж наш мир отличается от того мира? Как и они, мы сталкиваемся с неожиданными бедами, подвергаемся искушению утратить веру в Бога, заявляем о своей вере, а затем обнаруживаем, что отреклись от нашего исповедания, и отчаянно жаждем покоя в этом зачастую хаотичном мире. Иисус хотел, чтобы Его ученики были готовы к ожидавшей их напряженной борьбе. Нет сомнений, что Его слова и в нашей жизни служат той же цели, так как они готовят нас ко всему, с чем бы мы ни столкнулись завтра. “Ждите испытаний и будьте готовы к ним” – такова формула сохранения Божьего мира в трудные времена, заповеданная Иисусом и записанная для нас в Ин. 16.
Иисус не хочет, чтобы сегодня Его ученики беспокоились обо всех возможных опасностях, которые подстерегают нас в нашей жизни (Мф. 6:25-34), но Он хочет, чтобы мы знали: испытания являются частью жизни Его учеников. Зная это, мы сможем подготовиться и избежать духовного поражения, когда придет беда.
Эта глава показывает, что очень часто мы должны услышать то, что, с нашей точки зрения, в данный момент нам слышать не нужно. Иногда люди выражают недовольство проповедью или библейским уроком: “Все это не имеет никакого отношения к тому, что происходит со мной в данный момент”. На самом же деле нам часто нужно слушать уроки о том, “что не происходит с нами в данный момент”. То есть, нам необходимо слышать о том, что с нами, рано или поздно, может произойти, чтобы быть подготовленными к ситуациям, с которыми мы можем столкнуться в будущем. Разумеется, ученики не были в восторге от того, что Иисус сказал в главе 16, однако Иисус знал, что им необходимо это услышать. Так же и нам необходимо услышать всю весть, изложенную в Писании. Тогда, как сказал Павел, мы будем полностью готовы ко всему, что встретится на нашем пути (2 Тим. 3:14-17).
В тексте нашего урока Иисус предстает перед нами, как заботливый родитель, которому вот-вот предстоит отправить своих детей в мир. Он сказал, что пришлет Своим ученикам “Утешителя”, который будет им помощником; что нам дана истина, которая будет служить в нашей жизни якорем; что так же, как на смену ночи обязательно приходит день, нашу скорбь сменит радость; что наши молитвы слышит любящий нас Отец, который хочет для нас самого лучшего; и что Иисус уже победил мир. Нужно ли нам услышать нечто большее? Что бы завтрашний день ни принес в нашу жизнь – бурю или затишье, мы можем иметь мир. Иисус подготовил нас к нашему будущему!
Дух этой главы нашел свое отражение в одном из самых прекрасных христианских гимнов:
Мир, полный мир в этом мире греха:
Кровь Иисуса дает нашим душам мир.
Мир, полный мир, хоть падаешь от усталости:
Исполнять волю Иисуса – это отдых.
Мир, полный мир при всех скорбях:
На груди Иисуса ты обретешь покой.
Мир, полный мир, когда любимые далеко:
Иисус хранит и нас, и их.
Мир, полный мир, хотя наше будущее нам неизвестно:
Мы знаем Иисуса, и Он на престоле.
Скоро путь наш земной завершится,
И Иисус призовет нас к полному миру на небесах.
(Эдвард X. Бикерстет)
👉🏻 Поиск туров по всем туроператорам (Реклама. ООО «Левел Тревел». ИНН 7716697924)