(Откровение 11:7-14)
Как однажды заметил Уест, в те времена, когда писалось Откровение, объявления в церквах, должно быть, сильно отличались от сегодняшних. Нынче мы объявляем об общецерковных обедах, о молодежных мероприятиях, о фотографировании для сайта и о деловых собраниях. Объявления в конце первого века, наверное, содержали новости о смерти Симеона, убитого за то, что он отказался отречься от Христа, о заключении в тюрьму Марии за то, что она не произнесла “Господь Бог кесарь”, или о том, что маленькому Йошуа нужно найти новую семью, потому что его родители погибли за веру.
В том уроке, где говорилось об измерении храма, мы подчеркнули, что Бог обещал защитить Свой народ. Это не означало, однако, отсутствие гонений. Многие, если не все, пострадают. Некоторые даже встретят смерть. Эта истина ярко отражена в истории о двух свидетелях в главе 11.
В прошлом уроке мы останавливались на трех фактах, которые следует знать о том, что значит быть Божьим свидетелем. В этом уроке мы добавим к ним еще два.
ЛЮДИ МОГУТ УБИТЬ ВАС
Прочитав о том, что Бог дал двум свидетелям силу, вы можете удивиться сказанному в стихе 7:
“И когда кончат они свидетельство свое, зверь, выходящий из бездны, сразится с ними, и победит их, и убьет их” (Отк. 11:7).
Четвертая истина, которую вам следует знать о свидетельстве, такова: хоть Бог и защищает христиан, когда они исполняют Его работу, эта защита преследует особую цель, и кое в чем мы остаемся уязвимыми. Как наглядно показано в стихе 7, нас все равно могут убить.
Виновный в убийстве назван в стихе 7 “зверем”. Об этом существе - которое будет главным действующим лицом второй половины книги - сказано почти мимоходом. Вплоть до глав 13 и 17 о звере нет никаких подробностей. Это вполне естественно для Откровения. В главах 2 и 3 многие темы указаны без каких бы то ни было пояснений, тогда как позже они становятся главными, например тема “нового Иерусалима, нисходящего с неба” (3:12; см. 21:2). Подобным же образом 14:8 объявляет о падении Вавилона, хотя вплоть до главы 17 (см. стих 5) о Вавилоне вообще не говорится ни слова, а о его разрушении мы узнаем только из главы 18 (см. стихи 2, 10, 21).
Раз Иоанн не сообщает никаких подробностей о звере, то и я не буду этого делать. Пока достаточно видеть в звере могущественного врага Божьего, выходящего “из бездны”. В уроке, посвященном пятой трубе и саранче, мы отмечали, что бездна - это не “озеро огненное и серное”, “уготованное диаволу и ангелам его” (Отк. 20:10; см. Мф. 25:41). Скорее, это символ некой подземной пещеры с узким выходом на поверхность - места, где злые духи ожидают судного дня, - символ преисподней, кишащего омерзительными существами.
Как приход весны пробуждает животных от спячки, так и проповедь Слова пробудила зверя - и он вырвался из своей страшной ямы, чтобы сеять смерть. Но разве мог он одержать победу над людьми, которые дышали огнем, кому была подвластна погода и кто мог творить великие чудеса? Да; Иоанн говорит, что зверь “победит их, и убьет их” (ст. 7).
Нам так и хочется крикнуть: “Боже, почему Ты дозволил это?” Наш текст отчасти отвечает на этот вопрос. Прочтем начало стиха 7: “И когда кончат они свидетельство свое...”. Зверь смог убить тех двух свидетелей, но не прежде, чем они исполнили свою работу. Иначе говоря, зверь убил пророков, но не их свидетельство.
Поскольку я высказал предположение о том, что в дни Иоанна эти два свидетеля олицетворяли всех христиан, распространявших Слово, то давайте соотнесем стих 7 с первым веком: тогда убивали христианских проповедников и учителей? Да. Это уничтожило их свидетельство? Нет; Божье Слово дошло до наших дней - и будет жить, пока стоит этот мир. Божьи враги не могли остановить шествие евангелия - и никогда не смогут сделать это. Истина победит - так повелел Бог! (См. Ис. 55:11).
Когда зверь убил свидетелей, отнюдь не казалось, что истина победила. Наоборот, казалось, победило зло. Вот как об этом говорят стихи 8-10:
“И трупы их оставит на улице великого города, который духовно называется Содом и Египет, где и Господь наш распят. И многие из народов и колен, и языков и племен будут смотреть на трупы их три дня с половиною и не позволят положить трупы их во гробы. И живущие на земле будут радоваться сему и веселиться, и пошлют дары друг другу, потому что два пророка сии мучили живущих на земле” (Отк. 11:8-10).
Апостол рисует гротескную сцену. Генри Суит пишет: “Радость смотревших... одновременно и дьявольская, и ребяческая”. Живущие на земле не позволили похоронить свидетелей. Они оставили их тела посреди улицы на съедение бездомным собакам, хищным птицам и всевозможным насекомым.
Одной из самых больших трагедий, какая могла постигнуть человека, было не предать его тело земле (см. Пс. 78:1-3; Ис. 5:25; Иер. 8:1, 2). Мне вспоминается одна жуткая экспозиция на ярмарке, которую я однажды посетил. Внутри забрызганной грязью палатки были выставлены страшные фотографии и восковые фигуры трупов военных преступников, оставленных на всеобщее обозрение на площадях городов в конце Второй мировой войны.
Когда тела двух свидетелей выбросили на Большую улицу, неверующие со всего света пришли поглазеть на них и повеселиться. Так радуется неправда, когда кажется, будто истина побеждена. Так торжествует зло, когда думает, что одержало победу.
Прежде чем оставить эту жуткую сцену, мне нужно сказать несколько слов о месте действия: “И трупы их оставит на улице великого города, который духовно называется Содом и Египет, где и Господь наш распят” (ст. 8). Вместо “духовно” (что буквально и означает греческое слово), в Современном Переводе читаем “иносказательно”. Так или иначе, этот стих ясно говорит о том, что здесь использован образный язык.
Многие полагают, что этот город - Иерусалим, поскольку в отрывке сказано, что там “Господь наш распят”. Уилкок, однако, задает уместный вопрос: если названия “Содом” и “Египет” использованы иносказательно, тогда “почему слова «город... где и Господь наш распят» нельзя тоже воспринимать как метафору?” Как отметил автор Послания к евреям, люди “вновь распинают Сына Божьего и при всех подвергают унижению” (Евр. 6:6; Современный Перевод).
Кэрд отмечает, что “Иоанн употребляет те же слова, великий город, еще семь раз [16:19; 17:18; 18:10, 16, 18, 19, 21], и во всех случаях контекст не оставляет сомнения в том, что за ними скрывается Рим”. Кстати, во всех этих остальных семи случаях великий город назван “Вавилоном”, и именно так мы должны прежде всего истолковывать эти слова в главе 11. Как мы увидим, “Вавилоном” в Откровении условно, тайно, именуется город Рим - а он как нельзя лучше соответствует рассказу о двух свидетелях (см. 18:24).
Тем не менее, не следует ограничивать “великий город” из главы 11 единственной точкой на земле. Мартин Францман пишет, что “«великий город»... есть символ всякого места, где человек «попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет» (Евр. 10:29)”.
Три места, упомянутые в стихе 8, говорят о характере “великого города”: “он наследник порочности Содома, тирании фараоновского Египта и слепого неповиновения Иерусалима” (Кэрд). Что более важно, эти три места говорят о судьбе города; все они: и Содом, и Египет, и Иерусалим - испытали на себе Божий суд, и мы увидим, что “великий город” тоже был осужден!
В КОНЦЕ КОНЦОВ, БОГ ВОЗНАГРАДИТ ВАС!
Праздничная атмосфера вокруг двух безжизненных тел просто пугает. Если бы мы не знали окончания истории, то могли бы сделать вывод, что силы зла непобедимы. Затем мы снова обращаемся к тексту и замечаем фразу, которая поначалу может ускользнуть от нашего внимания: “И многие из народов и колен, и языков и племен будут смотреть на трупы их три дня с половиною” (11:9). “Три дня с половиной” - всего “три дня с половиной”.
И вновь перед нами символическое число “три с половиной”, которое ассоциируется с переживаниями, трудностями и испытаниями - и подразумевающейся надеждой на завтра. Число в стихе 9, в первую очередь, является прямым контрастом предыдущему числу: свидетели свидетельствовали три с половиной года (11:3), но были мертвы всего три с половиной дня. Ни то, ни другое число нельзя воспринимать буквально; они просто передают контраст между долгим и коротким периодом времени. Это противопоставление говорит о том, что победа нечестивых недолговечна!
Пятое, что вам следует знать о свидетельстве ради Господа, состоит в том, что, если вы настойчивы, все в конечном итоге будет хорошо. Мы видели (1) сражение между добром и злом и (2) кажущееся поражение добра. Теперь пора увидеть (3) конечную победу добра.
Когда вокруг мертвых тел кружило праздничное веселье, казалось, будто все кончено. Божьи вестники замолкли; слышен был только жестокий смех зла. Однако Бог всегда смеется последним. Когда злые люди празднуют смерть доброго и святого, их пирушка всегда прерывается, когда она в самом разгаре.
Представьте себе это драматическое продолжение:
“Но после трех дней с половиною вошел в них [двух свидетелей] дух жизни от Бога, и оба они стали на ноги свои; и великий страх напал на тех, которые смотрели на них” (Отк. 11:11).
Задолго до того пророку Иезекиилю было показано поле с множеством сухих белых костей, которые олицетворяли измученных отчаянием израильтян. Пророк видел, как кости пришли в движение. Кости стали сближаться и складываться в скелеты. Наконец, “вошел в них дух, - и они ожили, и стали на ноги свои” (Иез. 37:10). Смысл видения Иезекииля в том, что даже в самой, казалось бы, безнадежной ситуации Бог может все повернуть в противоположную сторону. Так же и видение Иоанна говорило христианам, оказавшимся перед лицом гонений: “Как бы ни было плохо, всегда есть надежда! Божий народ все равно победит!”
Иоанново видение обещало, что, сколько бы тысяч ни было убито Римом, сколько бы христиан ни было растерзано дикими зверями или сожжено на кострах, сколько бы крови ни пролилось на песчаный пол амфитеатров, римское правительство не сможет остановить распространение истины, оно не сможет уничтожить церковь.
Можно расширить эту мысль: никакая сила на земле никогда не сможет расстроить Божьи планы и цели. Многие пытались - и все потерпели неудачу. Это видение “говорит о том, что подтверждено историей: никому не удастся заставить церковь замолчать” (Болдингер). Говоря бессмертными словами Уильяма Брайанта, “Истина, повергнутая на землю, поднимется снова”.
Исаия писал: “Трава засыхает, цвет увядает, а слово Бога нашего пребудет вечно” (Ис. 40:8). Иисус говорил: “Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут” (Мф. 24:35). Поскольку вечное Слово есть “семя” царства (Лк. 8:11; см. Мф. 13:19), то слова Иисуса также означают, что Его царство/церковь (Мф. 16:18, 19) уничтожить нельзя. Даже “врата ада не одолеют ее” (Мф. 16:18).
Можете вы себе представить, какой удар получили веселящиеся, когда два свидетеля встали, будто проснувшись после трехдневного сна? В стихе 11 сказано, что “великий страх напал на тех, которые смотрели на них” (ст. 11). У живущих на земле были основания для страха. Так как убийство - последнее средство человека, то что можно сделать с теми, кто восстал из мертвых?! Мир всегда удивляется и поражается способности истины быстро восстанавливаться.
“И услышали они с неба громкий голос, говоривший им: взойдите сюда. И они взошли на небо на облаке; и смотрели на них враги их” (Отк. 11:12).
Затем свидетели “услышали... с неба громкий голос, говоривший им: взойдите сюда. И они взошли на небо на облаке”. Последнее слово всегда за Богом, и это последнее слово Его свидетелям - “Взойдите сюда!” Это напоминает нам вознесение Иисуса, который поднялся на небо на облаке (Деян. 1:9).
Таким образом, ранние христиане получили заверение в том, что, даже если им придется умереть за веру, это не будет напрасным; Божья работа продолжится. Кроме того, они получили уверение в том, что Господь их не забудет; Он вернет им жизнь и заберет домой, чтобы они пребывали с Ним!
Можно ли сказать, что стих 12 изображает телесное воскресение по возвращении Господа? (Прочтите 1 Фес. 4:17, 18; 1 Кор. 15:51-54). Не исключено. Но более вероятно, что он изображает то, что позже называется “первым воскресением” (Отк. 20:5, 6): жизнь и царствование со Христом в эру христианства (20:4). Мне кажется более предпочтительным последнее толкование: (1) пока что еще мы изучаем раздел труб (предупреждения), и последняя (седьмая) труба прозвучит лишь в Отк. 11:14, 15; (2) стихи, следующие непосредственно за этим стихом, изложены языком труб (предупреждения): в стихе 13, пала “только” десятая часть города; убито “всего” семь тысяч человек, в то время как большая часть человечества (“прочие”) остались живы; (3) это видение, и для его описания используется символический язык.
Как бы там ни было, воскресение и вознесение, изображенные в стихе 12, дают нам надежду на воскресение в теле. Можно, наверное, сказать, что этот стих исполняется отчасти, когда дух верных отделяется от тела, чтобы “быть со Христом” (Фил. 1:23). Окончательное исполнение наступит тогда, когда наши немощные тела восстанут в силе, когда наши тленные тела восстанут нетленными, когда наши бесславные тела восстанут в славе (1 Кор. 15:42-44, 52, 53).
“И в тот же час произошло великое землетрясение, и десятая часть города пала, и погибло при землетрясении семь тысяч имён человеческих; и прочие объяты были страхом и воздали славу Богу небесному” (Отк. 11:13).
Когда два свидетеля поднялись на облаке, “смотрели на них враги их. И в тот же час произошло великое землетрясение, и десятая часть города пала, и погибло при землетрясении семь тысяч имен человеческих”. Бог все еще работал с нераскаявшимися, и перед нами предупреждение трубы: разрушение десятой части великого города и смерть семи тысяч людей.
Это единственное место в Откровении, где упоминается “десятая часть”. Маунс отмечает, что это “значительная часть [города], но все же не достаточная для того, чтобы сделать его нежизнеспособным”. Мак-Гигган высказывает догадку о том, что “десятая часть говорит, по-видимому... о частичном возмездии; остальное будет позже”. Это также единственное место, где упоминается символическое число “семь тысяч”. Как “семь”, так и “тысяча” - числа, символизирующие полноту. Возможно, это число означает, что Божьи предупреждения человечеству на этом заканчиваются. После этого прозвучит седьмая труба (11:14, 15). И тогда каяться будет уже поздно.
Как всегда в разделе труб, Бог проявляет интерес прежде всего к оставшимся в живых. Как подействовали на них Его наказания? Мы читаем: “И прочие объяты были страхом и воздали славу Богу Небесному”.
“Воздали славу Богу небесному”. Что это значит? В главе 9, когда воинство тьмы убило “третью часть людей”, оставшиеся в живых “не раскаялись” (9:18, 20). Дало ли землетрясение в главе 11 иной результат? Раскаялись ли оставшиеся в живых? Обратились ли они к Господу?
В свете стихов 9:20, 21 и им подобных трудно поверить, что страх и воздаяние славы Богу указывает на истинное покаяние и подлинное обращение оставшихся в живых. Например, в 13:3 мы увидим, что “дивилась вся земля, следя за зверем [и последовала за зверем; Современный Перевод]”. Вряд ли в 11:13 утверждается, что произошло массовое обращение. Некоторые ограничивают воображаемое “массовое обращение” в главе 11 только иудеями, но мы уже видели, что в иудеях Бог уже не заинтересован больше, чем в любом другом народе. Относительно фразы “воздали славу Богу небесному” можно сказать, что царь Навуходоносор частенько воздавал славу Яхве (Дан. 2:47; 3:28; 4:1-37), но ведь никто не станет утверждать, что Навуходоносор обратился в истинную веру. Поэтому я склоняюсь к мысли Мак-Гиггана о том, что “они не обратились, а просто испугались”.
С другой стороны, некоторые указывают, что в других местах Библии (включая и другие места Откровения) тот язык, который мы встречаем в стихе 13, говорит о покаянии. Возможно, в нем выражалась надежда на то, что, даже если большинство и не ответит положительно на Божьи предупреждения, некоторые все же это сделают. Имелось это в виду в последней части стиха 13 или нет, из опыта мы знаем, что так оно и есть. Хвала Богу за то, что даже в среде нечестивых некоторые все же имеют отзывчивое сердце.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В истории о двух свидетелях мы увидели пять фактов, которые нам следует знать о свидетельстве: (1) Бог будет доволен вами, хотя (2) люди могут ненавидеть вас; (3) Бог защитит вас, хотя (4) люди могут убить вас; (5) в конце концов Бог вознаградит вас - если вы останетесь верными.
Прочтите стихи 3-13 еще раз. Каково ваше общее впечатление? Разве не ощущение победы? “Победа за нами! Порой может казаться, что мы проиграли, но в конце концов победа за нами. Даже если мы умираем, все равно победа за нами!” Можно перечитать эти слова. Можно проговорить их вслух. Можно написать их на листе бумаги и повесить там, где вы можете читать их несколько раз в день. Можно носить этот листок с собой. Это замечательная Божья весть нам с вами: победа за нами!
Рассказ о свидетелях завершает интерлюдию между шестой и седьмой трубами. Стих 14 объявляет:
“Второе горе прошло; вот, идет скоро третье горе” (Отк. 11:14).
Теперь мы готовы приступить к изучению стихов о седьмой трубе. В завершение я должен спросить: готовы ли вы услышать звучание седьмой трубы? Может ли такое быть, что вы осознали Божью славу, при этом не покаявшись и не обратившись к Нему? Если вы христианин, может ли так случиться, что вы служите Господу с прохладцей?
Если бы сегодня вас призвали умереть за Иисуса, были бы вы готовы сделать это? Помните, что Бог вознаграждает только верных. Только верные могут искренне сказать: “Победа за нами!” Если у вас духовные проблемы, позаботьтесь о них сегодня же!