Найти тему

ОТКРОВЕНИЕ (ч.4): ЗДЕСЬ ДРАКОНЫ!

Когда люди начали составлять карты мира, значительная часть земли была еще не изведана. Тем первым картографам неизвестные территории казались запретными и опасными; они считали, что там живут грозные мифические существа. Помню, как однажды я увидел изображение древней карты со стрелой, направленной на неизведанные территории. Надпись под ней гласила: “Здесь драконы!”

Для многих книга Откровение - это неизведанная территория, и относятся к ней с тем же страхом и трепетом, какой испытывали первые картографы. Если сегодня робкие исследователи скажут: “Здесь дракон!” - это будет звучать даже правдиво, так как в середине Откровения мы обнаруживаем “большого красного дракона с семью головами и десятью рогами” (12:3). Да и без дракона по страницам книги бродят какие-то странные экзотические существа: крылатые животные, “исполненные очей спереди и сзади” (4:6-8), саранча с хвостами, как у скорпионов (9:3-11), страшный зверь с семью головами (13:1, 2), да еще три нечистых духа, похожих на жаб (16:13, 14)! Эти странные существа - плюс другие жуткие образы в книге - могут привести к тому, что перспектива исследования Откровения покажется зловещей для робкого путешественника.

Цель этого и следующего за ним уроков - помочь вам почувствовать себя более комфортно с этими незнакомыми образами. Мы поговорим о символах вообще и о символах в Откровении в частности.

ЧТО ТАКОЕ СИМВОЛЫ?

Слово “символ” происходит от сложносоставного греческого слова, образованного от син (“с”) и балло (“бросать”). “Символ” буквально означает “брошенное одно с другим”. Слово “символ” относится к двум понятиям, одному осязаемому, а другому неосязаемому, которые “поставлены вместе” для передачи концепции. В словаре можно встретить такое определение слова “символ”: “то, что представляет что-либо другое по ассоциации, схожести или обычаю, особенно материальный предмет, используемый для представления чего-либо невидимого.

Люди постоянно имеют дело с символами. Когда мы видим флакон, на котором изображен череп и скрещенные под ним кости, мы знаем, что этот флакон содержит яд, и прячем его от детей. Череп и скрещенные под ним кости - это не изображение яда; это символ яда. Россию же, например, изображают в виде медведя.

Книга Откровение изобилует символами из различных сфер жизни. Если мы хотим понять Откровение, то мы должны осознать, что они “представляют что-то другое по ассоциации или схожести”. Видимые предметы будут использоваться для представления невидимых истин.

Не все символично в Откровении. Когда в 1:4 упоминается Иоанн, то здесь имеется в виду реальный человек по имени Иоанн, а не какое-то “невидимое понятие”. Ссылки на Бога, Христа и Святого Духа (1:1, 4, 5) говорят о членах триединого Божества, а не о какой-то скрытой истине, которую мы должны раскрыть. Откровение, таким образом, написано и образным, и прямым языком. Так как оно относится к жанру апокалиптической литературы, образный язык является здесь преобладающим.

КАК УЗНАТЬ, ЧТО ОЗНАЧАЮТ СИМВОЛЫ?

Первые читатели Откровения, пишет Палмер, “уважали апокалиптические произведения и понимали некоторые из внутренних правил, которые необходимо соблюдать, когда человек читает такую книгу”. Позвольте мне поделиться некоторыми соображениями в отношении этих “правил”.

Вероятно, наиболее важный принцип, который следует соблюдать, заключается в следующем: поймите, что смысл Откровения передан в символах, и истолковывайте его соответственно. На деле это означает вот что: так как большинство из того, что мы читаем в Откровении, символично, то в применении к нему мы должны обычные правила толкования поменять на противоположные.

“Обычно слова любого места Писания следует понимать в их прямом и естественном смысле, если только нет какой-либо конкретной причины воспринимать их образно. Предпочтение всегда должно отдаваться буквальному значению; в противном случае нужно указывать причину. [Вот общее правило: любой отрывок следует воспринимать буквально, если только при таком прочтении он не становится невозможным или абсурдным, если только при этом не появляются противоречия или непоследовательности, если только это не приводит к безнравственному выводу, если только контекст не требует образного понимания, если только вдохновенный автор сам не указывает на то, что данное место надо понимать образно, и если только здравый смысл не говорит нам, что был использован образный язык]. С Откровением дело обстоит иначе. В этой книге, текст которой изложен в образной форме, надо символы воспринимать образно, если только нет веской причины воспринимать их буквально” (Саммерс).

В годы моего детства говорили: “Текст значит то, что он говорит, а говорит то, что значит”. Эта философия пригодна для буквального языка - а им написана большая часть Библии - однако она не подходит для образного языка. Символический язык не означает то, что он говорит, и говорит не то, что означает.

Когда мы осознаем, что “символы следует понимать образно”, мы будем готовы приступить к разгадыванию переносного значения. Как это сделать? Иногда сам текст помогает нам, объясняя символы. Например, нам сказано, что семь светильников из главы 1 - это семь церквей Асии (1:12, 20), а золотые чаши с благовониями - это молитвы святых (5:8).

Иногда помогает контекст. Например, в главе 1 мы из контекста узнаем, что “семь Духов” стиха 4 - это Святой Дух.

Еще нам иногда помогает знание того, что некоторые символы означали в апокалиптической литературе вообще. Например, рог в таких произведениях означал власть.

Нам очень может помочь ознакомление с исторической обстановкой. Хендриксен отмечал, что Откровение “определенно уходит корнями в современные ему события и обстоятельства и должно истолковываться в соответствии с ними”. В следующем уроке я дам краткий обзор истории Римской империи, чтобы помочь вам в изучении тогдашней исторической обстановки.

Для понимания книги Откровение очень важно знать Ветхий Завет. В ней имеется более четырехсот ссылок на Ветхий Завет. В следующем уроке я приведу многие из них и укажу, где они встречаются в Откровении.

Выбрав начальную позицию для толкования, мы затем должны вспомнить и об основных принципах герменевтики (библейского толкования). В отношении образного языка мы должны пользоваться двумя основными принципами. Первый из них - это согласовать образ с тем, что он передает. Это достигается изучением характерных черт образа и характерных черт человека или предмета, которого он представляет, после чего отмечаются их общие черты. Например, в Лк. 13:32 Иисус назвал Ирода лисицей. Если характерные черты лисы сравнить с характерными чертами Ирода, то становится ясно, что Иисус имел в виду хитрость и коварство Ирода. Или, например, в Отк. 1 местные общины названы светильниками. Если мы рассмотрим назначение светильников в то время и задачу, которая была поставлена перед христианами - быть светом в мире тьмы (Мф. 5:14; Фил. 2:15, 16), то смысл становится ясен: церковь ответственна за то, чтобы держаться света Истины.

Второй основной принцип, который мы должны соблюдать в отношении образного языка, заключается в том, чтобы избегать чрезмерного “выжимания смысла” из образа. Кто-то метко заметил: “Не пытайтесь установить значение бородавок”. Обычно образ использовался для передачи одной идеи; как правило, мы несправедливо относимся к образу, если настаиваем, что важностью в нем обладает каждая деталь. Например, Божий народ называется овцами (Ин. 10:16), но это не означает, что христиане должны быть покрыты шерстью и есть траву. Этот принцип здравого смысла особенно необходим в отношении Откровения. Саммерс подчеркивал, что “многие детали рассчитаны на драматический эффект, а не на добавление подробностей. Детали видения могут иметь значение, но в большинстве случаев они используются только для описания обстановки”.

Давайте проведем параллель: представьте, что вы наблюдаете за Парадом Победы. И вот мимо вас движется военная техника и войска. Будете ли вы спрашивать значение каждой чёрточки и каждой детали - или вы будете рассматривать каждую технику и каждого человека как просто составную часть общей темы? Так и при изучении Откровения, мы должны стремиться понять весь смысл в целом и не увлекаться чрезмерно деталями.

Вам следует каждый образ изучать в три шага: (1) Посмотрите на “всю картину”, передающую основной смысл; (2) переведите внимание на детали и посмотрите, добавляют ли они что-либо к этому смыслу; (3) затем вернитесь назад к “общей картине”, чтобы не забыть, как она выглядит.

В дополнение к специальным правилам герменевтики (искусства толкования) в части интерпретации образного языка есть много общих принципов, которые применимы также и к изучению Откровения. Вот некоторые из них, которые вам могут пригодиться:

Никогда не берите непонятное, темное место за основу важного учения. Любое учение, основывающееся на части Откровения, написанной образным языком, следует подвергать сомнению. Примером нарушения этого принципа является теория, утверждающая, что Иисус будет править буквально тысячу лет в земном Иерусалиме.

Никогда не истолковывайте отрывок, написанный образным языком, так, чтобы это противоречило учению, ясно изложенному в каком-либо другом месте Библии. Примером нарушения этого принципа является учение свидетелей Иеговы (запрещены в России за экстремизм) о том, что только 144 тысячи человек попадут на небеса, в то время как остальные верующие будут жить на восстановленной земле. Это противоречит 1 Пет. 1:3-5 и другим местам, в которых проповедуется, что все верные пойдут на небеса. Образный язык придает красоту буквальному языку, но он не может нести иное учение. В Откровении мы не находим ни одного учения, которое бы не встречалось также в других местах Нового Завета. Таким образом, все учение Откровения должно согласовываться с ясным учением других книг Нового Завета.

Еще один общий принцип особенно важен при изучении Откровения. Поймите, что значение образов и фигуральных оборотов речи может меняться. Один и тот же символ может иметь одно значение в одной ситуации и другое - в другой. Например, говоря о людях, как об овцах (Ис. 53:6; 1 Пет. 2:25), вдохновенные авторы обычно имели в виду менее желательные характеристики овец. С другой стороны, когда Иисуса сравнивали с овцой (Ис. 53:7; Деян. 8:32; см. также Ин. 1:29; Отк. 5:6), то авторы имели в виду более желательные качества овец.

Некоторые системы толкования основаны на допущении, что символ всегда имеет одно и то же значение независимо от того, где он встречается, и независимо от контекста; однако это допущение ложное. Как мы увидим в следующем уроке, при сравнении ссылки из Ветхого Завета с соответствующим ей местом в Откровении мы должны обращать внимание на “искажение” - изменение, которое указывает, что и в значении есть отклонение. По мере изучения текста мы увидим, что иногда сходные символы используются и с целью сравнения, и с целью противопоставления. Примером могут служить семь светильников из главы 1 (церквей) и семь светильников из главы 4 (Святой Дух). Другим примером могут послужить две женщины из глав 12 и 17 (святая и блудница).

Можно было бы назвать и другие принципы толкования, но пока хватит и этих. Мы должны понимать, что иногда и все даваемые советы мало чем помогают. Иногда нам приходится признать, что мы просто не знаем значения какого-то символа. Для такого случая Гуго Мак-Корд напоминает, что “сокрытое принадлежит Господу, Богу нашему” (Втор. 29:29) и что мы должны опасаться добавлять свое или идти дальше Слова Божьего (1 Кор. 4:6; Отк. 22:18, 19), а также что нельзя позволять мнениям нарушать согласие среди Божьего народа (Прит. 6:19; Рим. 14:19, 22; Евр. 13:1).

-2

НЕКОТОРЫЕ ТИПЫ СИМВОЛОВ

В книге Откровения используются символы многих типов, но четыре из них преобладают: (1) употребленные символически числа, (2) символизм Ветхого Завета, (3) символы, имеющие историческую основу, и (4) символы, встречающиеся только в Откровении. Для того, чтобы показать, как можно понимать символы, в этом уроке мы изучим первую из этих категорий, а в следующем рассмотрим оставшиеся три.

Самым значительным символизмом Откровения является, пожалуй, символизм чисел. Саммерс комментирует это так: “В то раннее время, когда язык был примитивным, а словарный запас бедным, одно слово в иврите иногда вынуждено было передавать целый ряд различных значений. В таких условиях люди начали естественно использовать числа, как мы используем слова. Они служили символами моральной или духовной истины. Некое число передавало вполне определенное понятие... Такие числа... нельзя воспринимать с той буквальной точностью, с какой мы интерпретируем математические формулы”.

Вспомните о том, как число “тринадцать” многими считается несчастливым.

Если прочитать всю книгу Откровение и выделить все числа красным, то страницы выглядели бы, как тяжело больные корью. Когда я преподаю Откровение, я обычно раздаю список различных чисел, встречающихся в книге. Студентов он просто ошеломляет. После этого я спешу устранить замешательство, указав на то, что большинство числовых символов возникли на основе только трех чисел: “три”, “четыре” и “десять”:

Многие считают число “три” числом Божества. Некоторые высказывали предположение, что это понятие подразумевает любовь между отцом, матерью и ребенком. Возможно, что это было также раннее проявление концепции Троицы: Отец, Сын и Святой Дух. Гомер Гейли писал: “Принимая во внимание употребление этого слова в Писании, можно сказать, что число три имеет символическое значение полного и упорядоченного целого”.

Четыре”, второе ключевое число, считалось “космическим числом” - числом творения, возможно, по четырем сторонам света (север, юг, восток и запад). В Откровении под “четырьмя” часто подразумевается все человечество.

Перед тем как перейти к “десяти”, давайте разберем комбинации из трех и четырех, начиная с “семи” (три плюс четыре ). Даже рядовой читатель будет удивлен, как часто в Откровении употребляется число “семь” - больше пятидесяти раз. “Семь” - самое святое число у евреев - символизировало совершенство. (Божество + вселенная = все, что существует).

Другая комбинация - это “двенадцать” (три раза по четыре). “Двенадцать” часто встречается в Писании: двенадцать колен Израилевых, двенадцать апостолов и т. д. “Двенадцать” и кратные двенадцати (например “144”) нередки в Откровении. Поскольку двенадцать также состоит из чисел, обозначающих Божество и творение (все, что существует), оно передавало идею полноты. По мысли древних евреев, оно, как правило, было связано с религиозной полнотой.

Теперь мы готовы к третьему ключевому числу в Откровении - “десяти”. “Десять” было также числом, обозначающим полноту или власть, и, вероятно, возникло на основании того факта, что у человека десять пальцев. Так как число “десять” было тесно связано с человечеством, то оно прежде всего передавало идею полноты в человеке. “Десять”, умноженное само на себя (в результате чего получалось 100 или 1000), приобретало еще большее значение. С числом “десять” связано и число “пять” (половина десяти). Будучи числом пальцев только на одной руке, “пять” подразумевало ограниченную силу или продолжительность.

Следует кратко упомянуть еще одно базовое число - единицу. Число “один” может передавать идею единства (см. 17:13); но в Откровении оно, в основном, встречается в словосочетании “один час”, указывая на что-то стоящее в одиночестве и, таким образом, относительно слабое. (“Один час” указывает на относительно короткий промежуток времени, который быстро пройдет). Для нашего изучения большее значение представляет удвоение единицы, в результате чего мы получаем два. “Два” - это число усиления (см. Еккл. 4:9-11; Втор. 17:6; 19:15; Лк. 10:1). Мы прочтем о двух свидетелях (11:3) и увидим также другие числа, усиленные умножением на два.

Большинство остальных чисел в Откровении - это просто комбинации чисел, о которых мы сказали. Однако до того как я представлю полный перечень чисел, встречающихся в Откровении, нам необходимо вернуться к самому важному числу - “семь” - и рассмотреть некоторые его производные. Возьмем, к примеру, число “шесть”. Шесть - это семь без одного; если “семь” означало совершенство, то “шесть” означало несовершенство или зло. Так как шесть чуть-чуть не дотягивает до семи, оно также подразумевало обман. Для многих иудеев того времени “шесть” имело то же самое значение, что число “тринадцать” для многих сегодня. В своем крайнем смысле, “шесть” предвещало бедствие. Мы еще будем говорить об этом значении, когда подойдем в главе 13:18 к пользующемуся дурной славой числу “666”.

Самая интересная производная от числа семь в Откровении - это число “три с половиной” (половина семи). Если “семь” означало полноту, то “три с половиной” означало отсутствие полноты. Как мы увидим, в Откровении это число всегда ассоциируется с испытаниями и трудностями (с намеком на лучшие дни впереди). В Откровении используется несколько способов передачи “трех с половиной”: например “сорок два месяца” или “1260 дней”. Особенно удивительна фраза “время, времена и полвремени”. В Отк. 12 “1260 дней” (ст. 6) употребляется взаимозаменяемо с фразой “время, времена и полвремени” (ст. 14). “Время, времена и полвремени” - это просто еще один способ сказать “три с половиной года”.

Ниже представлен перечень большинства чисел, используемых в Откровении. Обратите особое внимание на то, как эти числа соотносятся с одним, тремя, четырьмя и/или десятью. Вы можете положить этот список на видное место так, чтобы было удобно пользоваться им при чтении Откровения.

Помимо этих целых чисел, в Откровении используются и дроби. Обычно их значение - это “часть, а не целое” (1/10 = малая часть, 1/4 = немного, 1/3 = значительная часть ). Так как большинство этих дробей, если не все они, имеет отношение к Божьему суду, то как предположил Джим Мак-Гигган, дроби, встречающиеся в Откровении, говорят о “частичной расплате”, подразумевая при этом, что “остальное будет позже”.

Прежде чем закончить этот раздел, хочу сделать два предупреждения в отношении толкования чисел в книге Откровения:

(1) Не давайте волю своей фантазии. Брюс Метцгер предупреждал: “Книга Откровения уникальна по своему обращению, в основном, к нашему воображению - не к вольной фантазии, а к дисциплинированному воображению”. Предложенные символические значения чисел - результат исследования того, как эти числа используются в Ветхом Завете и других иудейских письменных источниках, особенно в апокалиптической литературе. Эти понятия не были придуманы для книги Откровения; не являются они и результатом необузданного воображения того, кто хотел бы навязать всем свою собственную интерпретацию книги.

(2) Поймите, что символическое употребление чисел в апокалиптической литературе не равносильно оккультной “науке” о магических числах, которая является “изучением мистических, или оккультных значений чисел и их предполагаемого влияния на жизнь человека”. Дж. Сигал отмечал: “Числа в Библии, подобно расчетам размеров пирамиды Хеопса в Египте, обладают роковой притягательностью для чудаков и ненормальных - и даже для умных людей в моменты ослабления их контроля над собой”. Оккультная нумерология использовалась (и используется) суеверными как средство предсказания будущего. Ее можно поставить в один ряд с астрологией и другими разновидностями прорицания, которые Библия осуждает (Втор. 18:9-13; Ис. 47:8-15). Простой, здравый символизм, представленный в этом разделе, не имеет ничего общего с невоздержанными и необоснованными выводами оккультных нумерологов.

Позвольте мне дать вам следующий совет, говоря словами Павла (с небольшой добавкой): “От глупых и невежественных состязаний [о числах] уклоняйся, зная, что они рождают ссоры” (см. 2 Тим. 2:23).

-3

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Если вы уже не выдерживаете перегрузку информацией, то позвольте мне скорее сказать вам несколько слов ободрения:

(1) Не переживайте из-за всех деталей в этом и последующем уроках. Выделите основные факты, которые вам нужно запомнить, и информацию, которая будет вам полезна при переходе к тексту Откровения.

(2) Никогда не забывайте следующее: будете или нет вы когда-либо понимать очень многое в Откровении, с Божьей помощью вы сможете открыть для себя основные истины, которые Он хотел передать нам. Как отмечал Роберт Маунс, “основополагающие истины Откровения доступны каждому, кто будет искать в этой книге общий смысл и противостоять искушению чрезмерного увлечения деталями”.

*Символические числа, использованные в Откровении

1 = единица (один-единственный)

2 (1 + 1) = усиленный

3 = число божества

3,5 (половина семи) = отсутствие полноты (42 месяца; 1 260 дней; “время, времена и полвремени” = испытание продолжительностью в три с половиной года, подразумевающее надежду на будущее)

4 = число творения (космическое число, человечество)

5 (половина десяти) = ограниченная сила

6 (7 - 1) = несовершенство (зло, обман, конечная неудача)

7 (3 + 4) = совершенство (священная полнота)

10 = человеческая полнота (или власть)

12 (3 х 4) = религиозная полнота

24 (2 х 12) = религиозная полнота, усиленная

40 (4 х 10) = полнота на человеческом уровне

42 (см. 3,5)

144 (12 х 12) = религиозная полнота полноты

666 (см. 6) = несовершенство, зло, обман и неудача, усиленные

1 000 (10 х 10 х 10) = полнота полноты, помноженная на полноту

1 260 (см. 3,5)

1 600 (4 х 4 х 10 х 10) = всеобщность на человеческом уровне

7 000 (7 х 1 000) = полнота усиленная

12 000 (12 х 1 000) = полнота усиленная

144 000 (144 х 1 000) = полнота усиленная

200 000 000 (2 х много 10-ов) = непобедимая сила

1 000 000 000 и больше = неисчислимое множество, за пределами человеческого понимания.

Церковь Христа