Ворота в Мещеру – так часто называют Солотчу, курортный поселок входящий в состав Рязани. И называют абсолютно не зря - небольшая Солотча плотно окружена лесами Мещерского заповедника. Здесь пахнет хвоей и слышен шум сосен, по утрам долетит дробный стук дятла, а с заливных лугов ветерок дунет ароматом трав и донесет туман стариц и речек. Здесь, живой историей, стоят древний Солотчинский монастырь, дом-музей художника-гравера Пожалостина, в котором долгое время жил Паустовский. И именно здесь родилась его знаменитая «Мещерская сторона». Солотча привлекательна для туризма и отдыха и потому совсем не удивительно, что это место обросло большим количеством санаториев и прочих здравниц.
Наше знакомство с Солотчей началось с гостиницы, хотя вернее будет сказать с сосен вокруг. Наше – это мое и супруги, путешествуем мы обычно вдвоем. Ранним утром выехав из родного Нижнего Новгорода успели посмотреть: Гусь-Железный, село Погост и Туму, Спас-Клепики, озеро Белое (обо всех достопримечательностях коих можно подробнее прочитать по ссылкам) и под закат дня въехали в Солотчу. И вот наклоненные сосны - первое, что бросилось в глаза.
Свой реверанс отвешивают высокие красавицы в сторону Мещерского заповедника. Вся эта красота мелькает по левую сторону автомобиля по улице с интересным названием Порядок. Помнится, у нас в деревне, где проводил все детство, таким манером именовали все имеющиеся улицы: «мол, пойдешь тем порядком, а там на другой своротишь…».
На этой же улице расположился и забронированный заранее отель «Паустовский». Название конечно же не случайно, ибо для Солотчи это своего рода «бренд». Не умею писать отзывы по гостиницам т.к. в своих путешествиях предпочитаем снимать квартиры (если останавливаемся больше чем на ночь) или размещаться в палатке где-нибудь на живописном берегу. В Солотче же нам предстояло провести сутки, вечером следующего дня мы двигались дальше. И вот на одну ночь квартиру здесь найти нереально, весь съем от двух суток, по крайне мере в объявлениях просмотренных мной была именно такая информация. Палатка была запланирована на ночь следующую, а потому оставалось выбирать в сфере гостиничного бизнеса, благо оный здесь представлен во всем спектре. Выбор пал на отель Паустовский. Цена на номер с двуспальной кроватью вполне устроила, а за небольшую доплату включили и завтрак. Есть еще разница в цене за вид из окон. Мы выбрали с видом на лес, что и получили
В стоимость также включено полчаса бассейна, запись в который ведется по времени на ресепшене. Здесь же, при заселении, вам предложат на выбор три вида завтрака и опять же его время. Бассейном пользоваться не стали – просто не укладывались по времени, а вот завтрак при ресторане гостиницы весьма и весьма неплох. Правда на момент нашего визита (август 2023) действовал ресторан «Рассказов», сейчас вроде другой. Что еще? Номер вполне обычный, достаточно чисто, белье, халаты, одноразовые тапочки, холодильник, телевизор, кондиционер. Единственно, что плохо закрывалась дверь душевой кабины. Парковка по сути вдоль дороги и с ней могут возникнуть проблемы, место пользуется популярностью. Понравилось, что накануне и в день приезда из отеля звонили и уточняли время прибытия и к нашему заселению в комнате работал кондиционер, что после августовский жары было весьма здорово. Ну и местоположение в центре поселка тоже сыграло не последнюю роль.
Итак, день выдался насыщенным и стремительно катился к закату, жара и полученные в пути впечатления нагружали усталостью, но Солотча манила гулять. Ей есть, что показать и рассказать. Бросив вещи в номере отправились на прогулку.
Нет, какие все же здесь сосны. Атмосферой Мещеры проникаешься сразу, буквально не отходя от гостиницы, и накопленная за день усталость отступает на задний план
Следом за нашей, гостиница Лесной бункер вот с таким арт-объектом.
От него начинается эко-тропа Паустовского, запланированная на завтрашний день. И уже отсюда виднеются маковки монастыря – основной цели дня сегодняшнего. А далее здание сетевого магазина, своим видом напоминающего вокзал
Готовясь к поездке во многих статьях в сети натыкался на информацию, что да, действительно это и есть здание вокзала - Солотчинского вокзала знаменитой узкоколейки, соединяющей Владимир и Рязань и воспетой Паустовским (немного подробнее об этом рассказывал в статье о Туме). Однако информация эта неверна.
Раньше вокзал выглядел так
С историческим написанием названия через букву «Д»
Узкая колея железной артерии начинает свой закат с 1972 года, после строительства автомобильного моста через Оку. К 1996 году закрывают движение на участке Шумашь – Солотча – Спас-Клепики – Гуреевский. А в 1998 году снимают рельсы с перегонов Шумашь – Солотча и Солотча – Ласково. Здание вокзала в Солотче становится ненужным и переходит в частные руки. Сейчас, насколько я понял вокзал выглядит так. Своего фото не делал, поэтому скрин с карт
Посмотреть вживую возможно по адресу: Солотча, ул. Почтовая, 9.
А здание с магазином, по информации найденной все в той же сети, ранее служило помещением для кафе и выглядело так
И вот так сейчас
Кстати сетевая «пятерка» достаточно неплоха, выбор продуктов большой. Да, еще, на переднем плане чуть левее входа в магазин, киоск фастфуда «Покушал,нет?». Брали там перекус, тоже вполне достойно.
Напротив, расположилась Монастырская площадь
где на высоком постаменте замер вечно живой вождь мирового пролетариата, слегка изгвазданный птицами
И сразу за памятником, белокаменной стеной расположился Солотчинский монастырь, с входом через Предтеченскую надвратную церковь. Здесь же имеется парковка.
История возникновения монастыря как, впрочем, и всей Солотчи, уходит далеко-далеко в прошлое: во времена набегов, междоусобиц, ратных подвигов, легенд, героев и старого деревянного скита, что притаился на этом месте. Что ж, туда и отправимся:
Едва слышно хрустнул усыпанный хвоей песчаник под копытами коня. Звонко, переливисто выводя коленца, пропела в вышине птичка, на миг замерев в воздухе. Разогнавшийся с речки ветерок дохнул теплом перевалившего за полдень дня и тяжко загудел в синеве поднебесья кронами сосен.
Тяжело было и на сердце у всадника, даже не заметившего, как почувствовав ослабление уздечки, замер на месте конь под ним. Замер, чуть прядая ушами, на высоком, обрывистом берегу реки Солотчи, посреди густого, хвойного леса. Замер и всадник, склонив голову на грудь. Стихли все звуки, и тишина обняла округу.
Будто вспугнутая этой тишиной неожиданно выпорхнула из высокой травы тетерка, громко и часто захлопав крыльями и всадник, очнувшись от невеселых дум, встрепенулся, поводя по сторонам головой, словно только сейчас заметив, что он один. Не слыхать глухого топота копыт, не пропоет короткую песню рожок, не звякнет ни сбруей, ни оружием княжеская дружина, да и говор ее потерялся где-то далеко за спиной. Но оно сейчас и к лучшему.
Великий князь Олег Иванович Рязанский ловко соскочил с коня. Набросил повод на сук и, брякнув звеньями кольчуги, устало опустился на мягкий песчаник, прислонившись спиной к рыжей, посверкивающей на солнце янтарем смолы, коре сосны. Князь вновь уходил в свои думы.
Шел год 1390 от Рождества Христова. И ровно десять лет минуло с тех пор, как вяз звук «переклички» боевых труб в плотном, утреннем тумане Куликова поля. Десять лет назад поплыли в рассеивающемся мареве красные стяги с православным крестом и долго потом не стихал звон стали и мелко дрожала земля под топотом кавалерии. И «пешаа русскаа великаа рать, аки древеса сломишися и, аки сено посечено, лежаху, и бе видети страшно зело…» - зазвучали страшные слова летописи.
И впервые тогда жгучим клеймом прозвучало слово – предатель. Прозвучало про него, Олега Рязанского. Предал, вступил в переговоры с Мамаем и Ягайло. Пусть так, но верно не было предательства князя своей земле, своему княжеству.
Тяжелые это были десять лет. Олег закрыл глаза и наклонившееся к горизонту солнце заплясало под веками солнечными зайчиками. И заполыхали в них отблески пожаров, не раз разоряемой Рязани. И, словно дразнясь, запрыгали его, Олега, настойчивые попытки отстоять независимость своего пограничного со степью княжества.
- О, Рязань, земля родная, сколько же тебе выпало – Олег тяжело вздохнул.
Внезапное нападение Тохтамыша на Русь - и вновь разграбление Рязани. Той же осенью уже Донской Дмитрий пришел ко мне с карательным походом – и снова огни пожаров и звон мечей. И, как его, Олега, ответ – взятие Коломны. Посольство Сергея Радонежского и наконец-то мир между соседями. И как скрепление мира - брак сына Олега и дочери Дмитрия. О прошлом годе Дмитрия не стало. Но не стало спокойней на границах. А сколького еще ждать впереди? Олег невесело усмехнулся.
Шелестела течением Солотча, убаюкивая, навевая сон. И отсюда, с обрыва ее берега, вдаль, покуда хватало глаз, убегали залитые солнцем луга, поблескивали озерца и старицы и тянулся этот простор до самого горизонта, где терялся в дымке. Князь глубоко вздохнул, словно стараясь напиться тем терпким, пряным ароматом, что доносил ветер с лугов. Благодатное место, тихое, спокойное. А где-то там, на горизонте, в этой дымке петляла полноводная, быстрая Ока. И князю ведомы все ее броды.
Нет, не мог Олег предать своей земли. Не мог предать широкого простора этих лугов, рек, лесов, людей своих. Любой ценой из-под удара вывести – да. И большее бы сделал князь. Потому и узнал Тохтамыш те броды Оки, потому и потерпел поражение Дмитрий Донской. Потому и опять зазвучало слово – предатель.
- Давят думы-то, князь? – выводя Олега из мыслей, неожиданно раздался рядом чуть дребезжащий голос.
Рука машинально скользнула к бедру, привычно ложась на рукоять меча. Олег упруго вскочил на ноги, моментально сбрасывая сонную вязь. Но рядом никого не было.
- Кто здесь? – Олег, плотнее прижался к дереву защищая себя от возможного нападения сзади и зычно, во весь голос крикнул. – Дружина, ко мне!
- Василий, Василий я, - произнес тот же голос и из-за большого дерева показалась худая фигура старика. – Не прогневись князь, нежели напугал, не со зла, Бог видит.
Старик чуть поклонился, и Олег заметил на его спине тощую вязанку хвороста.
- Откуда ты здесь старик? – князь убрал руку с меча, подходя ближе.
- Живем здесь, стало быть. Живем, Бога молим – старик указал крючковатым пальцем куда-то за спину Олега и князь, обернувшись, с удивлением увидел старые, покрывшееся мхом бревна небольшого скита с простым крестом на чуть покосившемся коньке входа. Странно, что не заметил сразу, но старый скит настолько сросся с лесом, что разглядеть его среди деревьев можно было с трудом.
- Я, да настоятель Евфимий, святой человек – продолжил старик. – Благочестив ты князь, да думы мирские тяжким грузом давят. Вижу, что говорю. Пойдем князь, пойдем в скит, там и потолкуем, и о духовном тоже думать надо. Вот и Евфимий про то не раз молвил: недоброй славой князя оклевещут, много горя и дум снесет, да только дух его чист. Богу о том известно. Пойдем, дружина твоя еще пока доберется.
Последние слова Василий произнес уже на ходу и Олег, не раздумывая, последовал за старцем.
Мягкий полумрак обнял князя, переступившего порог тесного скита. Пахнуло сыростью и сладковато ладаном. Где-то в глубине замерцал, отражаясь в глазах живым огоньком, язычок свечи и с земляного, плотно натоптанного, пола поднялся с колен старец Евфимий. Широко перекрестился на старую икону, глубоко, в пол, поклонился и, повернувшись к Олегу, широко перекрестил и его.
- Не погнушайся князь, садись, говорить будем долго.
О чем они говорили: великий князь Олег Иванович Рязанский и старцы Василий и Евфимий? Доподлинно этого конечно никогда не узнать. Но беседа была долгой и тем же летом 1390 года Олег отдал распоряжение о постройке здесь, на этом месте монастырских стен и церквей Покрова и Рождества Богородицы.
Так, по легенде, началась история Солотчинского монастыря, что возвышается на крутом берегу реки Солотчи, среди вековых сосен, в двадцати километрах от Рязани – города Великого князя Олега Ивановича.
Здесь, в монастыре, тогда еще мужском, он примет иночество и схиму под именем Иоаким, проведет много времени в раздумьях и молитвах. Но при этом не снимет кольчуги и плотно будет заниматься государственными делами, становясь по сути первым князем-монахом.
К истории князя Олега Рязанского я еще вернусь. Его история сложна и противоречива и вызывает неподдельный интерес. Пока же пройдемся по монастырю, где и нашел в 1402 году свой покой князь.
Вход в монастырь начинается с Предтеченской надвратной церкви появившейся в 1695 году, в период его расцвета. В стороны убегают каменные, внушительные стены, а вход украшают колонны по углам и висячая гирька в арке
Конечно, это вид уже современный, да и монастырь сейчас женский. Изначально, при Олеге Рязанском, монастырь строится деревянным, появляются кельи и церковь Рождества и Покрова Богородицы. В ней в 1402 году и был погребен князь, а в 1406 и его супруга Евфросиния, принявшая в иночестве имя Евпраксия.
Каменный храм появляется в 15 веке, но до наших дней не доходит, утраченный из-за оползня в 1768 году. Как не остается и второго каменного храма - Святого Алексея, митрополита Московского, построенного после взятия Иваном Грозным Казани в 1552 году. Да, войска, идущие покорять Казань останавливаются в монастыре, а в память о походе появляется церковь. Ее разберут из-за ветхости в 1847 году. Кстати камень, от разобранного храма, используют для строительства Казанской приходской церкви, что располагается в другом конце Солотчи. Но об ней позже.
В 1618 году монастырь подвергается опустошению войсками польского королевича Владислава и казаками гетмана Сагайдачного. Но через 70 лет начинается период его возрождение и расцвета. И связан этот расцвет с именем архимандрита Игнатия (Шангина) – личности весьма интересной и неоднозначной. Именно при нем монастырь приобретает почти тот вид, что дошел до нас.
В 40-х годах 18 века заканчивают возведение Западной стены
Разворачивается большое строительство. Появляются надвратная Предтеченская церковь
зимняя Святодуховская церковь, с трапезной и приделом во имя Святого Онуфрия в подклети. В другой части церкви размещаются хозяйственные помещения: пивоварня, квасоварня, погреба
летний Рождественский пятиглавый собор
и ряд других построек: кельи, игуменский корпус
Открывается школа иконописи, монастырь является крупнейшим землевладельцем на Рязанской земле, да что там, имеет собственное подворье в Москве, что дано не каждому. И все это благодаря трудам архимандрита Игнатия. Тот активно ведет переписку с весьма знатными лицами: царевной Софьей Алексеевной, князьями Черкасскими, Голицыными. В письмах просьбы о выделении средств на строительство и украшение храмов. Подает прошение царям Иоанну и Петру о выдаче монастырю новых жалованных грамот. И судя по темпам и объему строительства его просьбы были услышаны.
Сам же Игнатий в 1698 рукоположен во епископа Тамбовского и Козловского. И здесь его административный талант куда-то девается, он попадает под влияние Григория Талицкого, известного проповедника и раскольника. И вслед за ним начинает говорить о Петре I как об антихристе, провозглашая скорый конец света. Конечно же такие речи до добра никого не доводили, а особ такого сана как Игнатий тем более. И в общем то не удивительно, что в 1701 году Игнатий оказывается заточенным в «каменный мешок» в тюрьме Соловецкого монастыря с указанием сидеть там «до кончины живота его неисходно». Собственно, до этого срока он и досидел, в 1718 году Игнатий умирает в стенах Соловков.
Вернемся же к Солотче. После периода расцвета монастырь только укрепляется. Назначенный на должность архимандрита Иларий Ирадионов, за семь лет службы, еще больше обогащает и обстраивает монастырь. Его духовная жизнь течет спокойно и размеренно. Течет вплоть до событий 1917 года, когда шепот молитв в этих стенах замирает, а сам монастырь закрывают.
Благодаря стараниям историков часть церковной утвари, представляющей культурную ценность, удается сохранить, но многое конечно утрачено. В 1920 году беспокоят останки основоположника обители - Олега Рязанского, перенося их в Рязанский губернский музей. А на территории монастыря начинает действовать колония для несовершеннолетних. Позже территория используется для хозяйственных нужд, в стенах Святодуховской церкви оборудован кинозал. Естественно та историческая часть росписи и фресок до нас уже не доходят, стертые потрясениями нового века.
В 1968 комплекс монастыря переходит Рязанскому музею-заповеднику, начинается новый этап жизни. Ведутся реставрационные и исследовательские работы, а в 1994 году монастырь возрождается как женский.
И это понимаешь едва оказавшись за стенами, понимаешь даже совершенно не зная его истории. Вокруг чистота, газоны подстрижены, дорожки выметены, во всем чувствуется аккуратность и гармония, и все, просто все вокруг утопает в цветах и зелени
Обратите внимание, так выглядела Духовская церковь раньше
А так сейчас
Реставрация явно пошла на пользу. Храм, как и весь комплекс, определенно красив и, как бы помягче выразится, необыкновенно фотогеничен. Мягкий вечерний свет фактурно подсвечивает контуры, вокруг тишина и история. Наплыв туристов уже сгинул и кадры одним за одним заполняют карту памяти.
Пройдемся на «задний двор». Часть монастырской стены, законченной еще при архимандрите Игнатии, рухнула, причина та же - оползень. И вероятно где-то здесь, на этом месте ранее располагался Покровский храм. Сейчас стена восстановлена и на «Я картах» обозначена как «монастырская смотровая галерея». В вечерний час по «смотровой», помимо нас, прогуливался такой «смотритель» весьма разбойного вида
Собственно, вид со смотровой весьма «условен», склон оврага значительно зарос и увидеть речку Солотчу у нас не получилось
Но в просвет между деревьями еще можно полюбоваться на заливные луга, почувствовать ветерок, доносящий запах полевых трав
рассмотреть на горизонте столбик колокольни Пощуповского монастыря, что перекликается со своим Солотчинским собратом
Уводящая вниз металлическая лестница выведет к источнику с купальней. Здесь тоже чувствуется заботливая рука, купель отлично сделана и оборудована
Как и всякий уважающий себя монастырь, Солотчинский хранит в себе и легенды о подземных ходах, что протянулись и до монастыря в Пощупове и до самой Рязани, верно служа Олегу Рязанскому в его заботе о Рязанской земле.
В 2001 году его останки вновь возвращаются в основанную им обитель и впоследствии перезахоронены в Богородице-Рождественском храме.
Князь Олег Рязанский, а после его сын, внук и последующие князья заботились о монастыре, щедро жаловали на его благоустройство и украшение. И несмотря на все потрясения времени: набеги, разорения, революцию, до нас доходит место с удивительной историей, место где нашел свой последний приют Рязанский князь-монах. Место где похоронен его сподвижник – Солохмир, знатный татарский мурза, принявший крещение с именем Иван, получивший титул Рязанского боярина и являющийся родоначальником нескольких дворянских родов.
Солотчинский монастырь однозначно заслуживает внимания, прогулка по его территории точно не оставит равнодушным, а зная историю и вовсе произведет впечатление.
Покинув монастырь, под конец дня решили еще дойти до так называемой Лысой горы, что всего в километре от ворот. (Координаты: 54.784612, 39.822263)
По дороге, рядом с кафе «Гринвич», расположился своеобразный памятник Узкоколейной железной дороге. В ее время ветка проходила здесь
И вот взгляните на еще один весьма любопытный кадр из прошлого
На переднем плане еще видны рельсы УЖД.
Дорога же уводит дальше, петляет между многочисленных кафе и санаториев. Да собственно и улица, представляющая собой накатанную грунтовку, так и называется – Санаторий. Заблудится не получиться, дорога в любом случае выведет к Лысой горе. Проезжаема она и на автомобиле. Мы же нырнули под начинающийся сгущаться под соснами сумрак по одной из многочисленных троп
Когда-то здесь действовала «горнолыжная трасса», в кустах еще можно найти остатки так и не запущенного в эксплуатацию трамплина. Сейчас из-под ног убегает вниз достаточно крутой песчаный спуск
Впрочем, спуститься можно и по металлической лестнице справа от склона.
Внизу же раскинулся пляж, по летнему времени и жаре пользующейся популярностью. Слегка заросшая речка Старица явно выручает измученных зноем отдыхающих
Привлек внимание приближающийся по противоположному берегу столб пыли
Подумали на автомобиль и какого же было наше удивление, когда по берегу буквально пронесся табун лошадей
Рязанская область богата лошадьми, в чем нам еще предстояло убедиться за следующие шесть дней путешествия. Бесконечно долгий, но до края насыщенный событиями, день сегодняшний подходил к концу. Дальнейшее знакомство с Солотчей мы оставили на завтра. Здесь еще много интересных мест и историй.
Солнце уходило на отдых, давая власть ночной прохладе. Засыпал в закатном свете и древний монастырь - обитель Великого князя Олега Рязанского
Благодарю за внимание, всем ровных дорог и ярких впечатлений. Вторая часть статьи о Солотче на канале.