Найти в Дзене

Николай Васильевич Гоголь. Его повести, образы и смыслы в них.

«Лучше вынести всю горечь возможных гонений, нежели нанести кому-либо одну тень гоненья. Спасай чистоту души своей. Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою. Другому простится многое, но ему не простится. Человеку, который вышел из дому в светлой праздничной одежде, стоит только быть обрызнуту одним пятном грязи из-под колеса, и уже весь народ обступил его, и указывает на него пальцем, и толкуют об его неряшестве, тогда как тот же народ не замечает множества пятен на других проходящих, одетых в будничные одежды. Ибо на будничных одеждах не замечаются пятна.»

Повесть «Старосветские помещики».

-2

Гоголь любит людей с их достоинствами и недостатками. И очень колоритно и чётко повествует читателю свои наблюдения. 

Повесть «Старосветские помещики» показывает читателю настоящую любовь, которую супруги Товстогубы пронесли через всю жизнь. Их искренние, нежные чувства, забота друг о друге - объединяет двух людей, делает и по-настоящему счастливыми.

Писатель восхищается, образом жизни супругов, той атмосферой спокойствия и доброты, сердечности и простоты. Он очень подробно описывает быт старосветских помещиков, обустройство их комнат, уют их дома, гостепреимность и доброту к людям. В этом Гоголь видит настоящую человеческую ценность.

Повесть «Коляска».

Офицеры у коляски. Иллюстрация к повести Н.В.
Гоголя "Коляска" Борис Михайлович Кустодиев.
Офицеры у коляски. Иллюстрация к повести Н.В. Гоголя "Коляска" Борис Михайлович Кустодиев.

В Гоголе мне нравится одна особенность - в его повести нет романтических фраз, сантиментов и мечтаний, но есть ирония, горькая правда… и искренняя боль за Россию и ее нравственность.

Идея безнравственности и пустоты мелкой человеческой души воплощена наилучшим образом в повести «Коляска».

Главный герой так старается произвести впечатление, показать себя лучше, чем он есть на самом деле и добиться положения в обществе, что готов буквально на всё! Ему не хватает ни таланта, ни знаний для того, чтобы чего-то добиться в жизни... поэтому, он пускает пыль в глаза, врёт без стеснения, расхваливает себя. А когда правда вскрывается, он трусливо прячется в коляске!

Повесть «Записки сумасшедшего».

Иллюстрация к повести "Записки сумасшедшего", автор: Беседин Олег.
Иллюстрация к повести "Записки сумасшедшего", автор: Беседин Олег.

Николай Васильевич умел проникать в душу, и колоритно передавать читателю страдания русского человека. Ощущение глубокого отчаяния и погружение в безумие и безысходность – это мир персонажей большинства его повестей. И повесть «Записки сумасшедшего» не стала исключением! 

Заметки Арсентия Ивановича Поприщина пропитаны болезненными переживаниями, мольбами о помощи, которые привели в итоге к психологическим расстройствам личности…

У Гоголя яркие художественные приёмы - собаки ведут переписку, их жизнь порою лучше, чем у какого-нибудь Аксентия Ивановича (который никому не интересен, никому не нужен, как будто у него нет сердца…нет души)  - собаки пьют чай и кофе со сливками, кушают соусы с рябчиками. А Арсентия Ивановича, жалко… ему остаётся только мечтать о любви, о красивой девушке - дочке начальника. Он действительно постепенно, тихо сходит с ума и уже видит себя испанским королём Фердинандом VIII. Болезнь прогрессирует… и мир безумия в его голове, в его мыслях, захватывает в свои сети, из которых он уже не может выбраться. Интересно, что именно вот это безумие приводит героя на здравые рассуждения о собственном бесправии…

Юмор и трагедия тесно переплетаются в этой повести… что делает её особенной, неповторимой!

Повесть «Шинель» и её экранизация.

Акакий Акакиевич в новой шинели на пути в департамент. Художник Б. Кустодиев
Акакий Акакиевич в новой шинели на пути в департамент. Художник Б. Кустодиев

Эта повесть о противостоянии простого, «меленького человека» и бездушного, жестокого мира, его общественных порядков, которые ограничивают личность, ее свободу и права.

История жизни Акакия Акакиевича, представляется тяжелым испытанием, он с любовью и ответственностью делает свою работу, хоть она и немасштабная… а люди вокруг над ним подшучивают, выбрав его для себя «козлом отпущения». Его становится жалко, он слаб и беспомощен перед жестокостью, бездуховностью общества… его безразличием к чужому горю! 

И как это трагично и горестно, что лишь после смерти - став призраком, он может восстановить справедливость…через месть!

Ещё посмотрела экранизацию повести.

СССР, 1959 г. Режиссер: Алексей Баталов.
СССР, 1959 г. Режиссер: Алексей Баталов.

Мне понравилось, как душещипательно, выразительно изображен в фильме, образ маленького человека! Актер Ролан Быков в роли Акакия Акакиевича раскрылся так правдиво и экспрессивно…

Но мне показалось, что местами было слишком карикатурно и навязчиво, в плане передачи характера главного героя. 

Много выдумок и лишних эпизодов режиссёр привнес в фильм… Отсюда, на мой взгляд, такой деликатный, но при том яркий образ и смысловая нагрузка повести, были интерпретированы немного с искажением.

Кадры из фильма «Шинель», СССР, 1959 г.
Кадры из фильма «Шинель», СССР, 1959 г.

Поэтому, для меня сама повесть и мои представления во время чтения, оказались намного глубиннее и трепетнее, чем фильм…