Это только в наше время мужик с серьгой в ухе может получить по шее без объяснений. А раньше эти украшения считались важной деталью мужской моды, и их носили не только молодые люди, но и суровые, все повидавшие дядьки. В частности, это было широко распространено в Османской империи – серьги были даже у некоторых ее султанов.
Вообще, современный стиль мужской одежды повсеместно достаточно скромный – именно поэтому наше общество не принимает стильных мужчин, про которых многие скажут, дескать, вырядился, как баба. А в свое время себя любили украшать представители совершенно разных, не связанных друг с другом народов.
При этом, наиболее отличались в этом плане воины – каждый из них старался приодеться получше и использовал все доступные аксессуары. Перстни, обручи, ожерелья-гривны – все шло в ход. Это было не только зримым показателем статуса, но и оберегом для отвода «дурного глаза». Но самое главное понты – наше всё.
Лишь с распространением мировых религий, ислама и христианства, мужчины по всему миру стали отходить от этого, поскольку там украшение себя считается прерогативой исключительно женщин. Тогда как представителям сильного пола быть женоподобными запрещено.
Что касается ношения серег, то это был древний обычай тюркских племен. Помимо украшения, у него имелся и практический смысл. Одна серьга означала, что молодой человек является единственным сыном своих родителей. Две серьги – то, что юноша единственный мужчина в своей семье. Т.е., его отец умер, братья тоже (либо их вообще не было), а собственные дети еще не родились.
Публичная демонстрация своих личных семейных проблем имела смысл при решении мобилизационных вопросов – постоянной армии у средневековых обществ не было, воевал каждый способный держать оружие мужчина. Поэтому если у парня одна серьга, то его берегли в военное время и не пускали в сражение в первых рядах. А ежели две, то на войну его вообще брать не стоит, нужно подождать, пока у человека появятся собственные сыновья и только тогда…
В то время нравственным долгом каждого было сохранить и преумножить свой род, и не имеющие сыновей или братьев, как правило, не воевали – в противном случае на этом их семья прервется. Либо, если от призыва в данный момент не было никакой возможности «откосить», то их берегли уже во время военных действий. Так как тюрки-кочевники предпочитали дальний бой с использованием луков, то это было относительно несложно.
Сама традиция очень древняя. От византийских авторов мы знаем, что серьгу в ухе носил древнерусский князь Святослав. Наверное, эту моду он взял у хазар или, еще лучше, печенегов, которые были его союзниками. Напомню, что печенежские племена являлись родными братьями огузов – предков азербайджанцев, туркмен и турок.
Что касается Османской империи, то там традиция несколько модифицировалась. Серьгу по-прежнему носили последние мужчины в роду, однако, гораздо чаще ее теперь использовали турецкие аристократы: известные воины, разбогатевшие пираты, высокопоставленные чиновники, евнухи и даже сами султаны.
Так, например, известен портрет Селима Грозного, одного из наиболее воинственных правителей османской династии. На нем этот великий монарх изображен с серьгой. Правда, есть версия, что это все-таки не турецкий султан, а его наиболее принципиальный противник – персидский шах Исмаил Сефеви, тоже тюрок по национальности.
Кстати, моду на серьги заимствовали и многие христианские противники турок: европейские пираты, испанские гранды, германские ландскнехты и т.д. Правда, они украшали себя без понимания изначального смысла обычая. А вот запорожские казаки и цыгане, которые были куда лучше знакомы с тюркским миром, тоже надевали серьги, если были единственными мужчинами в семье.