Найти тему
Из Германии да в Россию

А если бы это было “Кошачье Сердце”? | Прелюдия к разбору “Собачьего Сердца” немецкими глазами

Оглавление

К бессмертному шедевру М.Булкагова, который, кстати, немецкому ценителю иностранный прозы известен, я подступаюсь давно. Вернее, подкрадываюсь. Осторожно, на мягких лапках, предварительно вылизав себя, чтобы запах не выдал. Постоянные читатели знают, что я - чего греха таить - собачник. Даже приснопоминаемый кот Сёма чувствовал, что я - “с другого берега”.

Настороженное его отношение ко мне началось задолго до того, как я открыл рот, тем более, по-немецки. Что-то неуловимо эфемерное (или, быть может, эфирное?) выдало меня с потрохами: “вроде бы человек, но пахнет собакой!” Сёма безошибочно поставил мне диагноз. Вынес мне приговор. И долго еще не решался ко мне ластиться. В отличии от собак, которые нежными телятами обклеивают меня со всех сторон, словно благоухающую грудным молоком мамку - от пушистого Вест-хайленд-терьера и до грозного Алабая. Словом, подступался я нерешительно и с опаской - что к книге, что к ее экранизации. А по дороге меня посетила мысль: а что если…?

И все же хозяина Сёма мне явно предпочитал:) Сибирский кот - как он есть.
И все же хозяина Сёма мне явно предпочитал:) Сибирский кот - как он есть.

Переехал из Германии в Россию
Привет, Россия! Рассказываю о том, как жизнь в стране отличается от жизни в Баварии, Германии и Европе в целом. Делюсь немецким мышлением:) Филипп ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ!

Если бы Шарик был Барсиком

Неканоничные прочтения классики давно уже порядком наскучили заядлым театралам и киноманам по всему белу свету. Не удивить никого и сценарием с несколькими, альтернативными концовками. Да и “классических героев перенес он в наше время” (см. ссылку) знакомо не менее полувека как далеко не только Советскому зрителю.

И все же, я не смог отделаться от вопроса, который молью начал съедать в моем бедном разуме полотно взгляда на “Собачье Сердце.” А если бы оно было кошачьим? Само собой, ряд одиозных моментов, вроде “душили, душили…” и “терпеть их в доме невозможно” в таком произведении были бы неуместны: при всех бойцовских повадках мартовских котов - а в тайне я уверен, что это именно они сквозь медикаментозный, зыбко-глубокий сон внушили мне эту “кощунственную” постановку вопроса - коты другим кошачьим глобально не враги. Они отлично умеют договариваться и делить сферы влияния, не хуже детей лейтенанта Шмидта. Но это же явно не все…

RIP Сёма. Ты был добрым котом!
RIP Сёма. Ты был добрым котом!

Барсиков против Швондера

А точнее Швондер против Барсикова: кто он (такой)? Новоиспеченный функционер, наделенный властью в отдельно взятом доме - согласно произведению - отличался много чем, но не хитростью или умом. И если даже Шариков сумел бросить тень на недалекого “начальника домоуправления”, устроившего его на работу, пусть и “грязную”, то коточеловек явно пошел бы дальше. Неровен час, товарищ Швондер рекомендовал бы его в организацию партийную или на иное теплое место. Тепло коты, как известно, ценят и любят беззаветно. Да и в самом домоуправлении у Барсикова были бы неплохие перспективы - вы когда-нибудь замечали, чтобы кошки портили отношения с теми, кто их кормит и греет? Разве что после того, как “грев” кончится…

"Котёнок вырастет котом, Мышонок превратится в мышь,И лишь для матери родной ребёнок насегда малыш"(с) Фото: Unsplash
"Котёнок вырастет котом, Мышонок превратится в мышь,И лишь для матери родной ребёнок насегда малыш"(с) Фото: Unsplash

Барсиков против Борменталя, Зины и Дарьи Петровны

Если “пса в столовой прикармливать” служанки хорошей идеей хозяина, гуманного в самом возвышенном смысле этого слова, не сочли, то котик - дело совсем иное. Полагаю, что и в четверолапом обличии мисочка молока хвостатому была бы обеспечена, и ласковому да обходительному Барсикову места на кухне, “где воздух приятнее”, не пожалели бы. А там уж и доступ к телу Зинаиды не за горами - как недалеко девичье сердце от пушистых чар уютного домоседа. Что же до доктора Борменталя, то перспективы на жалость и пощаду мне видятся более скромными: есть в самом даже немецком языке что-то неуловимо более собачье, нежели кошачье. Да и зов крови безошибочно бы сказал доктору: “распускать не должно никого!” Не сработали бы ни умение “потереться об ногу”, ни грация изогнутой - словно удивленно приподнятая дамская бровь - спинка когтящегося мышелова. “Кот - хищник.” - подсказал бы чистый академический разум ученому доктору, который бы вылечил Барсикова от любого “псевдо-марксисткого тумана”, за которым скрывались бы на деле обыкновенное непослушание и хамство внутреннего Клима Чугункина. Вылечил бы не менее уверенно, чем это было сделано с Шариковым.

"— Ты читал Курта Воннегута? — Да
— «Колыбель для кошки»?
— Нет" (с) Фото: Unsplash
"— Ты читал Курта Воннегута? — Да — «Колыбель для кошки»? — Нет" (с) Фото: Unsplash

Барсиков против Преображенского

Не сомневаюсь, что литературный тезка мой - не в пример мне - был более сердечен и открыт к тварям Божиим любого рода. Однако, в отличии даже от др. Борменталя, не говоря уж обо все остальных окружающих, Филипп Филиппович в “своем” творении толк знал. А точнее: был способен зреть в корень. Который и в Барсикове, без сомнения, по замыслу художника, был бы сердцем человеческим. И при том “самым паршивым из всех, которые существуют в природе.” Клим от Преображенского не спрятался бы ни за манерой вылизывать ногти, вместо того чтобы ловить бог зубами, ни за расчетливо-вкрадчивым мурлыканьем вместо борзого лая в духе “у самих пистолеты найдутся”. Клим. Это приговор. Клим. Это Венец Творения. Клим. Это оскверненный венец падшего творения. Филиппа не проведешь. Он Московский. Студент…

"Мама, всё в порядке, я в когтях Сатаны"(c) ☦️ Так, вероятно, выглядел бы Клим Чугункин в наше время. Фото: Unsplash
"Мама, всё в порядке, я в когтях Сатаны"(c) ☦️ Так, вероятно, выглядел бы Клим Чугункин в наше время. Фото: Unsplash

Да и в целом, полагаю, что история бы получилась неудачной: необходимая для драматичности грубоватость Шарикова уступила бы место подловатой Барсиковской хитрости. Стройно натянутая сюжетная тетива расслабилась бы, как кот, разнежившийся под июльскими лучами солнца. А мистицизм, который в кошачьих подметил Булгаков, в корне бы изменил весь ход событий, да и сам жанр произведения. Хорошо, что часто изменить уже ничего нельзя. Судьба - мудрее.

_______________________________________

Не стесняйтесь подписываться на канал, чтобы не пропустить новые байки:)

Канал существует пока только на ваши донаты -

НА ЛУЧШУЮ ИЗ ГОРЯЧИХ МОСКОВСКИХ ЗАКУСОК🙏🏻

Карта Сбер: 2202 2080 0716 5872 Любовь Ю.

ссылка для поддержки из-за рубежа