Найти в Дзене

Людовик Гиеньский, маленький принц Столетней войны (часть 17) Как протекала жизнь семилетнего женатого дофина

После свадьбы, о которой писатель, лингвист-переводчик и историк Зои Лионидас рассказала нам в прошлой части нашего "текстосериала", жизнь нашего маленького героя Людовика изменилась. Если вы помните, я всегда возмущаюсь по поводу того, как рано средневековые дети вступали во взрослую жизнь. И вот мы видим еще один наглядный пример. Однако, послушаем дальше Зои с ее интереснейшим рассказом.

Семь лет, в средневековых понятиях, знаменовало конец «первого возраста человека» - детства. Отныне дофину следовало впервые облачиться в платье взрослого, принять свое первое причастие, и навсегда проститься со своим прежним обиталищем на улице Пети-Мюск.

Конечно, никто не возбранял ему посещать братьев, сестер и друзей в этом уютном старом особняке, болтать и играть с ними, однако, будучи уже сравнительно взрослым, женатым человеком, ему следовало отныне обосноваться в своем собственном отеле, также бывшем частью огромного комплекса Сен-Поль, соединенном крытыми галереями с отелями короля и королевы. В «отель дофина», уже навечно должна была перебраться и его молодая супруга, однако, никакой приязни между этими детьми, сведенными вместе насильно, исключительно ради интересов государства, так и не возникло, и скажем прямо, возникнуть не могло.

Дофин и дофина встречались за столом или в церкви, вежливо желали друг другу доброго утра, или, соответственно доброго вечера, и расходились каждый по своим делам. Чем занимается его супруга, что читает, о чем думает – дофина не интересовало, что касается Маргариты, эта гордячка была выше того, чтобы навязывать супругу свое общество без приглашения, а этого приглашения, как вы понимаете, никогда не следовало. Исключением оставались официальные приемы, где дофин и дофина, разодетые в самое пышное платье, присутствовали вдвоем, и даже обменивались парой дежурных любезностей, и снова, когда приходило время возвратиться домой, расходились в разные стороны.

Впрочем, у нашего героя были занятия и поважнее, ему было пора приниматься за учебу и в кратчайший возможный срок освоить то, что было необходимо будущему королю для грамотного и умелого правления. Опасность, что отец скоропостижно скончается, и Людовику придется сесть на трон еще в полудетском возрасте, постоянно тревожила его мать. Надо сказать, что Изабо, устав от бесконечной грызни обоих претендентов на регентство, тайно надеялась, что возмужавший сын положит этому конец раз и навсегда, взяв бразды правления в свои руки, при том, что оспорить его законное право на власть будет совершенно невозможно.

Изабелла Баварская со старшей дочерью. Иллюстрация любезно подобрана постоянной читательницей канала
Изабелла Баварская со старшей дочерью. Иллюстрация любезно подобрана постоянной читательницей канала

Посему, желая как можно раньше приохотить сына к государственным делам, Изабо из раза в раз приказывала доставлять его в королевский совет, где ребенок, ясное дело, изнывал от скуки, вряд ли понимая, что здесь происходят, и к чему произносятся длинные и витиеватые речи государственных мужей. Возможно, по причине этого чрезмерно раннего навязывания ребенку долга, по возрасту ему еще непонятного и чуждого, Людовик в подростковом возрасте будет из раза в раз демонстрировать прямое отвращение к обязанностям наследника престола, и переломить подобные настроения смогут только события, которые едва не станут катастрофой для страны… однако, не будем забегать вперед.

Кроме того, дофину полагалось учиться, как и любому представителю дворянского сословия. Для его обучения во дворец были приглашены лучшие учителя, которым вменялось в обязанность обучить наследника грамоте (конечно же, по Часослову), привить ему любовь к чтению, тем более, что от отца деда наследнику престола доставалась в пользование огромная и очень богатая библиотека, привить навыки грамотного владения собственным языком, и также латынью, необходимой для того, чтобы понимать без переводчика речь иностранных послов, обучиться математике, географии, истории, а также умению держать себя, как подобает королю, играть в шахматы, танцевать и вести куртуазный разговор.

Военное дело любой дворянин той эпохи обязательно осваивал под присмотром ветеранов прежних войн, учился сидеть в седле, и уверенно править конем, рубиться на мечах, стрелять из лука, носить доспех, командовать на поле боя… коротко говоря, скучать нашему герою явно было некогда.

Рыцарский турнир. Иллюстрация из открытых источников
Рыцарский турнир. Иллюстрация из открытых источников

Сколь о том можно судить, книжная мудрость нашего героя не увлекала, многочисленные записи его собственного маленького казначейства не упоминают о покупке или дарении книг – а ведь в те времена это были подарки очень дорогие и в высшей степени желанные! Зато юный Людовик, как любой мальчишка его лет, бредил военными подвигами, хотя, к своей великой досаде, никак не мог свои подростковые умения проявить на деле – новый король Англии Генрих IV был целиком поглощен проблемами на своей собственной территории, денег в английской казне катастрофически недоставало, так что Франция в очередной раз наслаждалась долгим миром. Посему, несколько разочарованному на этот счет дофину оставались только песни менестрелей и все те же книги – о подвигах Александра Македонского, прославленных полководцах Рима, и, конечно же, долгие рассказы ветеранов…

Ну а что было дальше, мы, как всегда, узнаем из следующей части нашей истории, поэтому подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить что-то интересное. Те же читатели, кто пропустил начало нашего средневекового "текстосериала", могут найти его здесь, вместе с другими увлекательными историями.