Найти тему
Философский ликбез

Динамическая религия и жизненный порыв. «Два источника морали и религии» Бергсона (1932)

Оглавление

Два типа человеческого общества: открытое и закрытое

Бергсон выделяет два типа общества, они в свою очередь являются источниками двух типов морали: открытое общество – открытой морали, закрытое общество – закрытой морали.

Закрытый тип морали выстраивается вокруг функции социального сплочения и имеет своей целью сохранение рода или просто выживание группы. Существенная черта закрытого общества – принуждение со стороны целого по отношению к индивиду. Закрытые общества утилитарны, сверяют любые свои ценности с полезностью для целого, придерживаются установленных традиций и привычек и наиболее продуктивно проявляют себя в войне.

В открытом обществе же личность и творчество ставятся выше интересов сохранения рода. Они «открыты» к новому, приветствуют изменения. Открытое общество также описывается как общечеловеческое, не ограничивающее себя интересами узкой группы.

Бергсон сравнивает закрытые общества с коллективными видами животных, такими как пчелы и муравьи. Общества закрытого типа могут напоминать их жесткостью норм и законов, фиксацией на дисциплине и долге. Он прямо ссылается на Канта и его категорический императив, и называет «нравственность» Канта биологическим явлением (впрочем, в философии Бергсона все так или иначе относится к биологическим явлением, в том числе мораль открытая).

Религия статическая и динамическая

Открытое и закрытое общество порождают два типа религий – динамическую и статическую.

Бергсон дает определение статической религии – это «защитная реакция природы против того, что может быть угнетающим для индивида и разлагающим для общества в деятельности ума».

Она «защищает» людей от дезорганизации, от «депрессии» (мысли о неизбежности смерти) и от невозможности предвидения, т.е. подчиняет случайное в глазах людей каким-то религиозным правилам. В разряд статической так или иначе попадает «первобытная религия», о которой Бергсон пишет и особым образом ее трактует, критикуя походя интерпретацию Леви-Брюля.

Для описания статической религии он вводит понятие «мифотворческой функции». Врожденная в человеке мифотворческая функция «вырабатывает» статическую религию. Она врожденная, но не является инстинктом, и скорее «играет в человеческих обществах роль... которую играет инстинкт в обществах животных». Она принадлежит уму, но не является умом в чистом виде. Динамическая религия же даже «сверхинтеллектуальна», тогда как статическая «недоинтеллектуальна».

«Жизненный порыв» является двигателем вообще всего живого, но в динамической религии он проявляется по-особому, а именно в мистицизме и «творческой энергии, являющейся любовью».

Основа динамической религии – это творческий жизненный порыв или божественная любовь, которую воспринимают особенные личности – «великие мистики» – и передают ее остальным. Динамическая религия выражается в мистицизме, соединении человека с Творцом. Бергсон ставил перед человечеством задачу создания единой динамической религии, которая включала бы в себя наиболее важные элементы существующих мировых религий.