Насчет вопроса о том, тревожить ли Господа материальными просьбами и как начать бескорыстно служить, существует такой момент. Пока в сердце остаются материальные желания, пока наше сердце не очистилось до конца, и в нем живут реальные привязанности, нет смысла притворяться, что у нас их нет. Хотим мы или не хотим, все равно будем просить у Господа какие-то материальные блага или материальную защиту, поскольку находимся на этом уровне.
Это будет происходить в любом случае – не нужно притворяться или ложно отрекаться. Зачем нам этот спектакль, если Господа мы все равно не обманем? Мы можем обмануть себя, но не Господа.
Поэтому материальные желания будут проскальзывать. Это естественно для нашего уровня. Но если мы читаем книги чистых преданных – Шрилы Прабхупады, ачарьев, слушаем лекции чистых вайшнавов, общаемся с ними, то в нашем сердце должно поселиться небольшое желание развить в своем сознании чистое бескорыстное желание служить Кришне. Преданный не слишком привязан к материальному миру, но и не слишком отрешен от него.
К чему тогда привязан преданный?
Он привязан к своему настоящему духовному, личностному росту. И поэтому преданный во время воспевания Харе Кришна мантры старается, по крайней мере, несколько кругов воспевать чисто, просит Господа о чистоте. У нас есть материальные желания, это понятно, но мы их не оправдываем. Мы понимаем, что еще не чисты, это своего рода материальная зависимость, материальная болезнь, наша карма, но мы просим у Господа, чтобы Он помог нам развить в сердце кристально чистое безусловное желание служить Кришне. И мы должны выставить приоритет – просить у Господа, чтобы в конечном счете очиститься от материальных желаний. Пока мы нечисты и зависимы, цепляемся за материю, но по милости Господа можем очиститься от всего этого.
Каким образом?
Это произойдет, если Господь откроет нам доступ к духовной реальности, духовному вкусу, если мы будем чувствовать живую связь с Ним. Высший вкус естественным образом обесценивает низший вкус. Постепенно будет происходить переход, и мы будем смещать «центр притяжения» от материальных вкусов и материального прибежища к духовному вкусу и духовному прибежищу.
Но для этого очень важно, чтобы у нас появилось желание обрести безусловное, бескорыстное, чистое, любящее сердце. Потому что корысть и любовь несовместимы.
Небольшая искра этого желания попадает к нам благодаря общению с чистыми вайшнавами. И когда мы продолжаем общаться с ними, углубляем наше общение вопросами, интересуемся, это желание начинает расширятся, пускает корни в нашем сердце. Опираясь на это небольшое автономное желание обрести сердце вайшнава и очиститься, мы должны просить Господа, чтобы Он помог нам, пробудил в нас изначальное чистое сознание, вернул нас в изначальную духовную природу.
Мы должны чисто воспевать хотя бы несколько кругов, не обременяя Господа разными просьбами. Нужно начать чисто воспевать из 16 кругов хотя бы одну грантху (четыре круга). Воспеваем и просим Господа поднять нас на уровень чистого воспевания, просим о духовном и личностном росте. Высшая цель человеческой жизни – развить кристально чистое сознание, в котором нет даже тени корысти; сознание, сотканное из безусловного любовного служения Господу.
Это наша цель, и мы к ней должны стремиться. И когда мы воспеваем таким образом хотя бы несколько кругов, Господь постепенно меняет наше сознание – очищает, углубляет, одухотворяет его.
Нет смысла притворяться непривязанными, мы все равно привязаны. Но несколько кругов мантры нужно учиться воспевать чисто, и по милости Господа это преображение произойдет.
Душа сама не может преобразить сердце через атман или какие-либо медитации
Это может произойти только по милости Господа. Все попытки самостоятельно, своими усилиями «нащупать» душу обречены на провал, потому что душа сама по себе является энергией Бога, и все, что нас окружает, духовное и материальное, это тоже энергия Бога. Только Господь является обладателем всех энергий – сарва-шактиман. Поскольку мы не хозяева никаких энергий, то не можем контролировать свои чувства, ум, не можем обеспечить себе духовный рост. Все происходит по милости Господа. Поэтому персонализм от имперсонализма отличает то, что мы правильно используем свою свободу воли, предаемся милости Господа, делаем свой выбор и просим Его переместить наше сознание из материи в духовную реальность, просим помочь нам вернуться в изначальную реальность, полную духовного разнообразия и духовных эмоций.
Для этого у нас должно появиться желание вернуться в духовную реальность, очиститься, одухотвориться. Поэтому нам нужно общаться с чистыми вайшнавами. Когда благодаря этому в нашем сердце появится небольшая искра веры или небольшое желание обрести кристально чистое сердце вайшнава, то, опираясь на это желание, в настроении зависимости, в молитве необходимо просить Кришну вернуть нас в нашу изначальную духовную природу, помочь утвердиться в этой природе. Постепенно Господь начнет пробуждать духовные вкусы, и тогда произойдет этот постепенный качественный переход из материи в духовную реальность. Постепенно наши материальные привязанности будут терять свою силу, обесцениваться, потому что у нас появится другой интерес, другой вкус.
Этот вкус, или вера, смещает, меняет реальность вокруг нас, поскольку по милости Господа будет меняться наше сознание.
Е. С. Даяван Свами
Читайте также другие статьи: