Найти тему
94,8K подписчиков

Инквизиция уничтожала это учение, но тайные общества продолжали его сохранять для будущих поколений. Борьба церкви с неоэпикуреизмом

1K прочитали
Выдержки из книги Жан-Мари Гюйо "Мораль Эпикура" 1899 г (в сокращении). Читать сначала Дух неверия Эпикуреизм был последней из философских систем, несколько переживших приход христианства.

Выдержки из книги Жан-Мари Гюйо "Мораль Эпикура" 1899 г (в сокращении).

Читать сначала

Дух неверия

Эпикуреизм был последней из философских систем, несколько переживших приход христианства. Он продолжал существовать до 5-го века новой эры. В эту эпоху, окончательно заглохший, он, казалось, совершенно исчез. Однако, несмотря на торжество христианства, оставался какой-то след эпикурейского духа, который сливался с духом неверия.

Среди всех античных сект эпикуреизм был единственной по существу неверующей сектой, отрицавшей всякое чудо и не уделявшей никакого места религиозным и мистическим чувствам в объяснении мира вещей.

Напротив, стоическая система была проникнута смутной религиозностью, пантеизмом, склонявшимся к допущению в мир божественной деятельности или, лучше сказать, непрерывного и вечного чуда. Стоики, веря в рок и предопределение, верили в оракулов, вопрошали к ним, взирали на них со страхом, коротко говоря - разделяли добрую долю народных предрассудков. То же приходится сказать и о платониках. Платонизм был совершенно не способен к сопротивлению религии, опирающейся на чудеса, так как он сам старался совершать их.

Один лишь эпикуреизм безусловно являлся врагом культа во всех его видах, потому что всякий культ более или менее покоится на идее творения, промысла и чуда. Не без основания, следовательно, прозвище "эпикуреец" сделалось синонимом нечестивого и неверующего.

Выдержки из книги Жан-Мари Гюйо "Мораль Эпикура" 1899 г (в сокращении). Читать сначала Дух неверия Эпикуреизм был последней из философских систем, несколько переживших приход христианства.-2

Монополия на истину

Несколько веков спустя после Рождества Христова, мы видим уже отцов церкви, смешивающими в своих проклятиях в одну кучу эпикурейцев и свободомыслящих всех оттенков. Точно так же Талмуд прозывает эпикурейцами и саддукеев, и свободомыслящих вообще. В глазах евреев, как и христиан, всякий неверующий, таким образом, примыкал к знамени Эпикура.

Эпикур - вот кто из античных философов предстал, как истинный противник Христа и Библии.

Понятно, почему в XII веке, когда в Европе, а особенно в Италии, начал проявляться дух неверия, когда образовались тайные сообщества, замышлявшие разрушение христианства, самые последовательные из поборников нового умственного течения не колеблясь защищали Эпикура.

Во Флоренции в 1115 году образовалась партия эпикурейцев столь сильная, что не раз вызывала кровавые возмущения. Эпикурейская ересь, замечает Бенвенуто Димола, насчитывала в своих рядах наибольшее число сторонников: "Фарината был главой Гибеллинов и полагал, подобно Эпикуру, что рай надо искать лишь в этом мире".

Данте всем эпикурейцам отводит место в специально предназначенном для них круге ада. Тем не менее, друг Данте, поэт Гвидо Кавалканти, слыл за атеиста и эпикурейца.

Выдержки из книги Жан-Мари Гюйо "Мораль Эпикура" 1899 г (в сокращении). Читать сначала Дух неверия Эпикуреизм был последней из философских систем, несколько переживших приход христианства.-3

Рыцари и мученики неоэпикуреизма

Таким образом, имя Эпикура оказывается замешанным во всех средневековых препирательствах. Но только эпохе Возрождения, с её духом исследования и умственной свободы, было суждено вернуть эпикурейским идеям всю их мощь. Тщетно пытается примирить Эразм христианство с эпикуреизмом, доказывая, что христианин является лучшим учеником Эпикура. Инстинкт или разум подсказывает эпикурейцам, что христианство должно видеть в них своего врага. Они затаивают свои мысли, маскируются.

Монтэнь, этот автор с двойной или тройной подоплёкой, пирроник лишь с одной стороны, с другой он - эпикуреец. Что рельефно выступает в его книге ("Опыты"), что составляет самую сердцевину её - это эпикуреизм:

- Чтобы ни говорили, конечная цель наших желаний - наслаждение. Мне приятно резать их слух этим словом, которое они так не переносят...

Несколько лет спустя после Монтэня, эпикуреизм нашёл своего мученика в лице Джулио Ванини. Ванини был предан в Тулузе сожжению, причём ему предварительно вырезали язык, за нравственные убеждения, для которых он вдохновлялся Эпикуром и Лукрецием.

Наконец, в ту же эпоху эрудиции Гассенди суждено было воссоздать целиком и в чистом виде эпикурейское учение. Гассенди, искушённый в исторической и филологической науках, был занят вопросом о том, в какой из античных доктрин он мог бы найти сильнейший оплот против доктрины Аристотеля, единственной ещё владычицей в школах. И учение Эпикура показалось ему наиболее сродным его собственному и, в то же время, современным.

Оттого он в 1624 г., то есть 5 лет спустя после казни Ванини, написал капитальное сочинение, в котором излагал нравственное учение Эпикура. В предисловии говорилось:

- Автор в немногих словах объясняет сущность Эпикурова учения об удовольствии. Он нам показывает, как высшее благо сливается с наслаждением, и как достоинство человеческих поступков и добродетелей измеряется по этой норме.

Эта книга была проникнута столь дерзким духом, что Гассенди, после того, как он напечатал и роздал её своим друзьям, по совету их решил сжечь из неё пять глав. Но даже в таком изуродованном виде, это сочинение оказало своё влияние.

Значительная часть жизни Гассенди была направлена на то, чтобы воскресить Эпикура и противопоставить его схоластикам. Он проникнут был особенным удивлением перед Эпикуром, в душе его царил настоящий культ Эпикура, и у этого писателя встречаем мы такое же благоговейное отношение к учителю, как и у древних эпикурейцев.

Гассенди создал настоящую школу, противоположную картезианской и расколовшую Сорбонну на два лагеря.

Продолжение

Читать сначала

Статьи по теме

Мои соцсети: ВК Телеграмм Ютуб