Редакция Readovka собрала самые важные события за 29 марта в разрезе СВО. Главными эпизодами дня стали прорыв ВС РФ на юге Семеновки, авральные попытки противника отсрочить бегство, интервью главнокомандующего ВСУ Александра Сырского, которое скорее похоже на сеанс гипноза и радостное объявление Минфином Украины о получении «копейки».
ВСУ рискуют потерять ядро двух механизированных и одной штурмовой бригады на Авдеевском направлении
Встречное сражение частей ВС РФ с подразделениями 47-й механизированной бригады при поддержке сил ТрО в Бердычах обретает для ВСУ драматический характер на Авдеевском направлении. С юга в обход водных преград русские штурмовики смогли преодолеть сопротивление подразделений 3-й отдельной штурмовой бригады «Азов» (запрещенная в РФ террористическая организация), 110-й отдельной механизированной бригады и завязать бой в черте Семеновки, закрепившись на южных окраинах населенного пункта. В данный момент русские части развивают инициативу и атакуют противника, продвигаясь к центру села.
Командование ВСУ на оперативном участке сделало ставку на истощение наступательного потенциала ВС РФ, постоянно контратакуя в Бердычах. В качестве «гарантии стабилизации фронта» враг рискнул использовать знаменитую 47-ю ОМБр, укомплектованную техникой НАТО. План украинских командиров строился на надежде, что цепь водоемов перед Семеновкой не допустит фронтальной атаки наших сил и позволит максимально эффективно ограниченными силами обороняться в Семеновке, сконцентрировавшись на прикрытии южных подступов к селу.
Все это, по возможному замыслу, должно было проходить, пока Бердычи держатся на фоне лобовых контратак 47-й бригады и сил ТрО. Наши войска, по плану противника, скованные в маневре при единственном варианте атаковать Семеновку с юга в обход водоемов, должны были «разбиться об оборону». Однако не разбились, прошли.
Развивающаяся ситуация в Семеновке «похоронила» надежды врага хотя бы на время стабилизировать положение на направлении и получить шанс на отвод «пожарников» на новые рубежи в полосе Новопокровское – Новоселовка. У ВСУ осталась только одна перспектива: биться за контроль над Семеновкой и держаться за окраины в Бердычах, не допуская хаотичного отхода. В противном случае они будут неминуемо смяты без арьергарда. А сам путь возможного бегства пролегает по грунтовке и по полям протяженностью в 5-7 км от Бердычей-Семеновки до Новоселовки. Этот маршрут может стать «тиром» для русских артиллеристов и операторов ПТРК. В данных обстоятельствах шансы на планомерный отход личного состава противника и сохранение им техники становятся все туманнее.
Более того, враг цепляется за Бердычи и Семеновку не только по этим причинам. В полосе Новопокровское-Новоселовка-Межевое украинская армия активно проводит инженерно-фортификационные работы. Время на возведение укреплений выигрывается обороной Бердычей и Семеновки. В случае, если там у ВСУ наступит коллапс обороны и организованное отступление станет невозможным, найдутся ли силы у командования противника заполнить позиции западнее Бердычей и Семеновки? Ведь занимающие Бердычи и Семеновку части только в рамках оборонительных боев, не считая потенциального бегства под ударами артиллерии, едва ли будут в состоянии как по составу, так и по моральному состоянию вести активную оборону, что равно утрате боеспособности. А резервы командование противника в этот раз может и найдет, но главная особенность резервов Верховного главного командования состоит в том, что они быстро заканчиваются.
Помимо этого, с мест событий наши военные сообщают, что, несмотря на дефицит артиллерийских боеприпасов, ВСУ их не экономят и всеми доступными средствами пытаются обеспечить себе шансы на успех контратаки в Семеновке. Ставки высоки: провал обороны села и попутное неминуемое оставление окраин Бердычей грозят тяжелейшими последствиями для двух механизированных, штурмовой и прочих частей ВСУ. Угроза утраты боеспособности «последней надежды» Авдеевского направления и потеря импортной техники вынуждает противника опорожнять пункты артиллерийского боепитания, выбирая для себя между плохим и очень плохим вариантами.
«Кого-кого, а логику мы точно на голову разбили»
Новый главнокомандующий ВСУ Сырский выступил с рядом заявлений, которые опубликовал портал «Укринформ».
«Ситуация на фронте действительно сложная. Но на фронте она и не бывает другой. Конечно, каждый день требует от наших солдат и офицеров максимального напряжения сил. Но мы не только стоим в обороне, но и каждый день на разных направлениях сами продвигаемся вперед. В последнее время количество возвращенных нами позиций превышает количество потерянных. Врагу не удалось существенно продвинуться на стратегических направлениях, его территориальные достижения, если они и есть, имеют тактическое значение. Эту ситуацию мы контролируем».
Данная цитата главкома ВСУ с прозвищем «генерал 200» знакомит аудиторию с целым рядом специфических «мантр военной пропаганды Украины».
«В последнее время количество возвращенных позиций…», – смешение количественного показателя с качественным.
Тут генерал жонглирует фактом, что они потеряли лишь один промышленной город – Авдеевку (и не только). Но «клятi москали» якобы не смогли удержать где-нибудь аж два сарая. Идем дальше:
«Врагу не удалось стратегически продвинуться на стратегических направлениях».
В данном моменте, как на Украине любят, не уточняется, за какой период. Если в промежуток с завтрака до обеда 29 марта, вопросов к «генералу 200» никаких нет. Далее он допускает, что территориальные приобретения все-таки у ВС РФ могут быть (а они есть), но они якобы всего тактического значения. А как могут быть территориальные приобретения у русской армии, если, по словам Сырского, количество возвращенных позиций больше, чем утраченных? Логическая дисфункция у главкома – горе для его солдат. Напоследок, как в «молитве церкви свидетелей ЕС», но в место «аминь» идет «ситуацию мы контролируем». Эта фраза играет роль транквилизатора для украинского обывателя – «спи, все хорошо, завтра мы будем в Москве и в НАТО, спи».
«Последний генерал-полковник ВСУ»
Приведем еще одну выдержку из интервью Сырского:
«Ситуация на поле боя зависит не только от Главнокомандующего, как вы понимаете. Современная война требует решимости и инициативы на местах, именно там, где идут боевые действия. Успех боевых операций зависит от офицера, сержанта, солдата, находящихся в окопах и на опорных пунктах, – именно они на своих плечах несут эту огромную боевую нагрузку».
Его слово звучат так, словно спикер «Суворов», однако в данном случае стоит разобрать «служебную характеристику» генерал-полковника Сырского.
Сырский известен не только громкой кличкой «генерал 200», но и тем, что он, еще будучи командующим сухопутными войсками, начал экспериментировать с вверенным родом войск. В 2019 году он решил начать работу с ряда нововведений, среди которых перенос на ВСУ опыта армии США по организации взаимодействия комсостава с подчиненными.
Результатом стало то, что условный солдат стал видеть своего условного ротного раз в неделю, а чтобы, не нарушая устав, знать командование в лицо, в ряде случаев помогало только фото командира. И так в украинских сухопутных войсках стало на всех уровнях. «Дух рода войск» стал казенным.
Более того, к прозвищу «генерал 200», которое Сырский получил по итогу котла в Дебальцево, где в 2015 году ВСУ потеряли тысячи солдат, добавилось и прозвище «мясник». Такой отзыв от своих военных он получил не просто за провалы оборонительных операций в районе Северодонецка, Лисичанска, Соледара и Артемовска (Бахмута). Военная удача изменчива, но тут не частные случаи, а уже постоянство «мастерства». Учитывая тягу Сырского к стилю командованию США, персонального контроля на месте в критические моменты на критических направлениях с его стороны не было. Это сопряжено с естественными опозданиями в приказах и четкой, несокрушимой «священной коровой» военной бюрократии, помноженной на сухопутные войска ВСУ с Сырским в качестве командующего.
С такими показателями неудивительно, что в украинской армии к нему соответствующее отношение. Но дело и в сущности стиля командования Сырского.
Так, назначив на пост главкома сухопутных войск такого командира, Зеленский преследовал цель не повысить уровень самого командования как такового. Украинский президент заигрывал с Западом. Он знал, что Сырский без вопросов разведет по распоряжению Банковой в войсках «карго культ» в виде слепого подражания стилю армии США, изображая стандарты НАТО. По мнению Зеленского, это должно было ускорить процесс включения Украины в список стран НАТО. «А воз и ныне там».
Примечательным является то, что ничего не помешало Сырскому последним в ВСУ получить звание генерал-полковника по старой системе рангов. С конца 2020 года в связи с переходом на новую градационную систему по стандартам НАТО звание генерал-полковник в ВСУ упразднено и заменено на «генерал». Хотели поощрить выпускника МВОКУ (Московское высшее общевойсковое командное училище) погонами-мечтой юности, но за «бусы надо платить». Символично, что именно Сырский стал последним генералом-полковником на Украине. Какое государство, такие и генералы.
Но прослеживается и другая логика Зеленского в решении назначить Сырского на пост главкома. Ему нужен был человек, который будет оборачиваться не на военную целесообразность, здравый смысл и прочие совсем не нужные на Украине вещи. Киеву понадобился человек, склонный к «казенщине», слепому выполнению распоряжений политического руководства, что идет рука об руку с наплевательством на военную логику и солдат.
«У военных есть одна обязанность – мы не обсуждаем приказы, мы их выполняем».
Тут уже не про «Суворова», а про стиль фельдмаршала Кейтеля, обвиненного в преступлениях против мира в Нюрнберге и получившего заслуженную петлю по приговору.
«Кредит, конечно, небольшой, но мы дадим, а вы все равно проиграете»
Минфин Украины сообщил, что Всемирный банк выделил незалежной кредит в 1,5 млрд долларов. 515 миллионов внесла в финансовую структуру Великобритания, ну а большую часть в размере 984 миллиона – Япония.
Интересное в этом сообщении не то, что в очередной раз «заклятые партнеры» России снабжают финансами страну-террориста, которая несет ответственность за обстрелы Белгорода и вероятное содействие теракту в «Крокусе». И даже не то, что в итоге Украина из вышеуказанной итоговой суммы недополучит почти 100 млн, так как транш Всемирного банка предусматривает комиссию. Интересно другое.
Японская газета Shūkan Gendai опубликовала материал, в котором Украине предрекается не просто поражение в противостоянии с Россией, но и развал с переносом административного центра на запад страны.
Издание подчеркнуло, что без импорта вооружений и финансовой подпитки украинское государство «схлопнется», и начнется хаос. Японских аналитиков тут не упрекнуть в отрыве от реальности. Но тогда транш – это просто деньги на ветер. Япония не бедная страна, однако средствам можно было бы найти куда более здравое применение.
Так, Украина не в состоянии защитить свою энергосистему от атак со стороны ВС РФ, поскольку восстановление и вывод энергоснабжения из обморочного состояния – недешевое дело. Напомним о заявлении экс-министра обороны Украины Алексея Резникова про стоимость ведения боевых действий ВСУ – 100 млн долларов в сутки. Про количество бюджетников, временно перемещенных лиц и других категорий граждан, которые находятся на государственных пособиях, и стоимость их обеспечения уже можно не продолжать. Как и про «бодание» Киева с европейским рынком сельскохозяйственной продукции, особенно с польским, что никак не способствует получению лишней копейки.
Японские аналитики в своих оценках перспектив украинского государства метко попали. Надолго ли хватит Украине этой неполной «полторашки»? Вопрос является риторическим.
Вчера, 28 марта, главными эпизодами дня стали накал боев в предместьях Часова Яра, противоречивые заявления из Турции, указывающие на след разведки государства N в трагедии в «Крокусе» и заявления канцлера ФРГ, подтверждающие нежелание режима Зеленского идти на конструктивный диалог. Подробнее – читайте в итоговой сводке Readovka на 28 марта.