Найти тему
Лабиринт знаний

Готическая архитектура: посетите величайшие соборы мира

Оглавление

Готика воплотила в себе первозданную самобытность в архитектуре, зародившись в Северной Европе. В течение более трех столетий вздымающиеся ввысь и пронизанные лучами света величественные соборы и церкви символизировали смирение и гордость средневековых христиан.

Архитектурный стиль, господствовавший в раннем средневековье и известный как романский, поражал своей приземистой массивностью форм. Толстые стены, объемные колонны и мощные контрфорсы создавали внутри церквей и соборов атмосферу глухой тишины, лишенной света. Однако в середине XII века во Франции появился совершенной другой тип церковных сооружений. Не смотря на то, что их шпили, казалось, касались небес, конструктивно новые церкви были легче и изящней. Внутри этих сооружений царили простор и свет, окутывая верующих ощущением свободы и раскрепощения.

храм в романском стиле
храм в романском стиле

Новый стиль был впервые применен во Франции при возведении главной церкви аббатства Сен-Дени, расположенного недалеко от Парижа. Это великолепное здание было возведено в период с 1140 по 1144 гг. по заказу аббата, однако точно неизвестно, принадлежала ли идея ему или безымянному мастеру каменщиков. Тем не менее, аббат был в восторге от результата, особенно от потока света, льющегося свободно сквозь оконные проемы.

Новый архитектурный стиль успешно укоренился, и в течение 20 лет началось возведение готических соборов в Сансе, Нуайоне и Лане, недалеко от Парижа, а также в самом Париже, где в 1163 г. был заложен знаменитый Нотр-Дам. Шпили стремительно росли ввысь, и в XIII в. готический стиль достиг своего пика, получив название "высокая готика" и наиболее ярко воплотился в великолепных соборах Шартра, Реймса и Амьена.

Новые технологии

Готика не только отражала изменения в духовных ценностях христианства, но и проявляла их благодаря значительным достижениям техники. Главной причиной массивности строений романского стиля был необходимый объем каменной кладки для поддержания свода и укрепления стен. С технической точки зрения готика представляла собой систему, позволяющую использовать гораздо более легкие несущие конструкции для обеспечения устойчивости более высоких сооружений.

Благодаря относительно новым приемам, таким как стрельчатая арка, ребристый свод и мощные внешние контрфорсы с косыми связующими арками, это стало возможным. Символом готики считается стрельчатая арка, которая приковывает взгляд ввысь, создавая иллюзию гораздо большей высоты по сравнению круговой (романской) аркой. Эта конструкция обладала большей устойчивостью и гибкостью, поскольку её высота могла регулироваться в зависимости от угла подъёма, в отличие от круглых арок, перекрывавших заданное пространство.

собор в Солсбери (графство Уилтшир) является одним из красивейших шедевров готической архитектуры, шпиль которого самый высокий в стране
собор в Солсбери (графство Уилтшир) является одним из красивейших шедевров готической архитектуры, шпиль которого самый высокий в стране

Ключевым моментом в развитии готики стало открытие возможности концентрации веса и давления каменной кладки в определенных точках. Если именно в этих местах их поддержать, другим элементам постройки не обязательно быть несущими. В результате оставалось много открытого пространства. Роль сводов, теперь перенесенных на ребра (нервюры), изменилась: они диагонально перекрещивались в высоте, выдерживая нагрузку, и создавали возможность заполнения пространства между ними тонкой кладкой. Нагрузка от реберного каркаса переносилась на пилястры, расположенные с равным интервалом, превращая прежние глухие стены в изысканные галереи.

Арочный контрфорс

Одним из важных достижений готической архитектуры стал арочный контрфорс, который выдерживал иную нагрузку - созданную весом свода, но направленную наружу. Вместо того чтобы утолщать стену, контрфорсы были размещены на определенном расстоянии и соединены с ней узкими изогнутыми арками. Этого было достаточно для эффективного переноса нагрузки на опорные колонны. Важным моментом было то, что это позволяло центральной части церкви (главному нефу) возвышаться над боковыми приделами храма, и верхний ряд окон, освещающих хоры, ничем не заслонялся.

Скелет из камня

Результатом применения этих методов стало то, что массивные церковные сооружения приобрели вид легких скелетообразных конструкций. Однако подобное описание едва ли передает художественное мастерство и эстетическое великолепие, которые проявили строители, решая технические задачи. Например, ряды контрфорсных арок завершались остроконечными башенками, создавая ощущение устремленности к небесам, что стало одной из наиболее запоминающихся черт готической архитектуры.

Линкольнский собор
Линкольнский собор

Промежутки между "костями" каркаса могли быть застеклены или украшены скульптурами. Верхние части оконных проемов, выполненные из камня, придерживались общего стиля готики, становились все более изящными и паутиноподобными. Ажурная каменная работа, являющаяся характерной особенностью готического стиля, со временем превратилась в замысловатые орнаменты, а нервюры на сводах также соединялись во все более прихотливом плетении.

Готический период способствовал и расцвету скульптуры: освободившееся пространство в соборах предоставило бесконечные возможности для развития более реалистичного искусства. Отдельно стоящие фигуры, высеченные в полном объеме, заменили ранее господствовавшие рельефные композиции, создавая впечатление, будто они выходят непосредственно из стены.

статуи мученников с портала Шартрского собора (Франция)
статуи мученников с портала Шартрского собора (Франция)

Готический стиль, начавший свой путь во Франции, распространился в Англию и Германию, где он стал преобладающим. На юге, где традиции и климат значительно отличались, его влияние было менее заметным, несмотря на Миланский собор, который является образцом итальянской готики.

Среди множества великих шедевров готической архитектуры в Англии можно выделить Уэльский, Солсберийский и Линкольнский соборы, Йоркский кафедральный собор, Вестминстерское аббатство, церковь Св. Георга и Виндзорский замок. На смену "раннеанглийскому" стилю (примерно 1180-1280 гг.) пришла эпоха "украшенного" стиля (около 1280-1360 гг.), отмеченная многими национальными особенностями. В целом богатая декоративная отделка была более характерна для континентальной Европы, где не было аналогии английскому "перпендикулярному" стилю (примерно 1360-1550 гг.) с его строго прямыми линиями и простыми повторяющимися мотивами. Простота этого стиля сделала его приемлемым не только для кафедральных соборов, но и для приходских церквей, которых было построено великое множество по всей стране. Тем не менее, в XVI веке, в период расцвета Ренессанса и начала Реформации, эпоха готики подошла к концу как в Англии, так и в остальной Европе.

Спасибо, что дочитали до конца. Если понравилось, ставьте лайк и подписывайтесь на наш канал. Дальше будет еще больше интересной и полезной информации))🐭