Найти в Дзене
elena.kaffanovskaya

Орловский спис - детям

Вышивание древа жизни или птицы счастья, или другого сюжета орловским списом не есть только приобретение умения вышивать. Это формирование человека Homos Creativus, Homos Garmonicus, человека творящего, созидающего, человека гармоничного. Поэтому так ценен каждый учитель, занимающийся этим с детьми. В разных регионах России учителями разработаны методички для занятий с детьми орловским списом, они представлены в сети интернет. Расскажу поподробнее почему это так важно. Уже давно известно, что орнаменты – это застывшая музыка ритма и цвета, это питание человеческого мозга. В орнаментах заключены формулы мышления, формулы бытия, жизни, бессмертия, формулы гармонии. Орнаменты - это язык музыки. Все орнаментальные формы, все виды бранок учат ребёнка не только восприятию геометрических форм, но восприятию слова, поэзии, изобразительного искусства в целом, пробуждают творческое начало. Орнаменты говорят с нами языком лада, красоты и любви. О повторяющихся элементах орнамента – бранках подроб

Вышивание древа жизни или птицы счастья, или другого сюжета орловским списом не есть только приобретение умения вышивать. Это формирование человека Homos Creativus, Homos Garmonicus, человека творящего, созидающего, человека гармоничного. Поэтому так ценен каждый учитель, занимающийся этим с детьми. В разных регионах России учителями разработаны методички для занятий с детьми орловским списом, они представлены в сети интернет. Расскажу поподробнее почему это так важно.

Авторская копия подлинника (канон), вышитая учениками педагога, Народного мастера Орловской области З.В. Воропаевой.
Авторская копия подлинника (канон), вышитая учениками педагога, Народного мастера Орловской области З.В. Воропаевой.

Уже давно известно, что орнаменты – это застывшая музыка ритма и цвета, это питание человеческого мозга.

 Бранка вороний глаз.
Бранка вороний глаз.
Так выглядит изнаночная сторона вышивки, представленной выше. Этот орнамент-бранка называется отрывные круги.
Так выглядит изнаночная сторона вышивки, представленной выше. Этот орнамент-бранка называется отрывные круги.

В орнаментах заключены формулы мышления, формулы бытия, жизни, бессмертия, формулы гармонии. Орнаменты - это язык музыки. Все орнаментальные формы, все виды бранок учат ребёнка не только восприятию геометрических форм, но восприятию слова, поэзии, изобразительного искусства в целом, пробуждают творческое начало. Орнаменты говорят с нами языком лада, красоты и любви.

О повторяющихся элементах орнамента – бранках подробно написано в моей статье «Скатерть в светском стиле…» https://dzen.ru/a/ZX-O4R4DIAqyjgE3.

Существует зрительная связь между звуками и орнаментальными структурами. Хотя это явление называют фигурами Хладни, впервые появление таких узоров наблюдал английский учёный Роберт Гук. 8 июля 1680 года Гук демонстрировал собранию учёных Оксфорда причудливые песочные картины, формирующиеся на поверхности пластин, по краю которых он проводил смычком. Движения смычка заставляли пластинку колебаться на некоторой резонансной частоте, образуя стоячие волны.

-4

Но тем не менее рисунок, образующийся мелкими крупинками из-за появления стоячей волны на пластинке, носит имя учёного Хладни, поскольку он основательно изучил и подробно описал это явление в своей книге «Акустика». Немецкий физик Эрнест Хладни в 1787 году повторил эксперимент Гука и стал тщательно исследовать и описывать это явление.

Если подобрать частоту так, чтобы на ней укладывалось целое число полуволн, то сформируется следующий рисунок:

-5

А так выглядит одна из бранок орловского списа (хрясты):

-6

Постигающий орнаментальные структуры ребёнок получит огромную подпитку мозга, и такой ребёнок может быть более удачлив в любой другой области науки и искусства, нежели ребёнок не познакомившийся с такими структурами.

Педагогика явление не простое. Можно любую «скучную вещь» превратить в игру, в шутку, в творческое развитие, как это сделала З.В. Воропаева, обучающая дошколят и школьников орловскому спису (об этом написано в моей статье «Орловский спис» https://dzen.ru/a/ZcnR5tQGrygQtpbR). Но мало склеить орнамент, надо ощутить и на практике понять, как орнамент формируется, его надо вышить. И в этом вам помогут обучающие статьи-уроки Народного мастера орловской области, педагога З.В. Воропаевой: https://dzen.ru/id/6561ae9692e29f5b120fb62e

На одежде крестьян обязательно вышивались орнаменты, а убранство избы украшалось вытканными или вышитыми полотенцами, скатертями, подзорами, содержащими чёткие геометрические конструкции (об этом написано в моей статье «Орловский спис как многомерное видение жизни и система её познания» https://dzen.ru/a/ZXIw-Wq6Wy12BSUh ). Но поскольку браное ткачество сейчас практически недоступно, на выручку нам приходит особый вид орнаментальной вышивки – орловский спис, похожий на браное ткачество. Осваивая этот вид вышивки, или хотя бы начиная комбинировать орнаменты по методу Воропаевой, у ребёнка начнёт формироваться структурное, проектное и логическое мышление, разовьётся творческое начало.

Орнаменты, это язык, описывающий определённые связи, это язык науки, ждущий своей расшифровки, это язык логики и музыки.

«Мне удалось найти средство, при помощи которого всевозможные виды звуков … можно не только слышать, но и видеть; …» – Писал Эрнст Хладни.

Песочные фигуры Хладни (слева) и их аналоги в народных изделиях (справа).
Песочные фигуры Хладни (слева) и их аналоги в народных изделиях (справа).

В Шотландии есть Рослинская капелла св. Матвея, с именем которой связано множество тайн, загадок и легенд. Например, на одной из арок есть 213 резных каменных кубов, с вырезанными на них геометрическими рисунками. Многие исследователи пытались понять что зашифровано в рисунках на кубах. Отставной генерал ВВС Томас Митчел, со своим сыном пианистом Стюартом Митчелом предложили оригинальный способ расшифровки послания. Они сопоставили геометрические рисунки с фигурами Хладни, и пришли к выводу что на кубах записаны определённые частоты, соответствующие нотам. Очевидно, что в старину люди знали значительно больше, чем нам кажется. Подробнее тут: https://serkov.su/blog/?p=2034 .

Все законы создания орнаментальных форм соответствуют космическим принципам.
Все законы создания орнаментальных форм соответствуют космическим принципам.

Собрав ноты воедино и творчески обработав их отец и сын представили миру произведение – «Рослинский Мотет». Это ли не чудо!

Орнаментальные структуры-бранки создают иной принцип мышления, начинаешь видеть связи и лучше понимать, как устроен наш мир, космос.

Орнаменты формируют особый мир, в который всегда можно уйти из мира обыденного, погрузиться в тот мир, который творишь сам. Именно возможность находиться внутри этой ритмической (музыкальной) формы, внутри этой системы формирует сознание другого уровня. Это гигантское влияние на все внутренние ощущения, на ощущение гармонии, баланса, совершенства, и всё это могут получить дети, изучающие бранки орловского списа.

Какую музыку, какое послание сохранили наши предки, передавая нам различные образцы орнаментов-бранок?

Дети на занятиях с Народным мастером, педагогом З.В. Воропаевой.
Дети на занятиях с Народным мастером, педагогом З.В. Воропаевой.

Подводя итог, хочется подчеркнуть, что нашими предками разработана глубочайшая система развития личности, система усвоения структуры мироздания, система гармонизации и структурирования человека, система исцеления и обучения. Наши прапрамамочки пели своим детям колыбельные песни и учили их устройству жизни через сказки, пословицы и поговорки, а также учили познанию устройства мира через рукотворчество. Процесс познания мира происходил комплексно, через образы, через рассказы, через спрессованные знания в виде пословиц и поговорок и через действие, созидание. Наши предки не писали заумных книг, а дарили своим потомкам вышитые на полотенцах образы.

Каждая вышивка – это маленькая сказка, маленькое явление космоса, разыгранное сочетанием разных бранок. Поэтому так важно знакомить детей, да и взрослых с таким явлением, как орловский спис.