(проектирование вышивки по методу З.В. Воропаевой)
Познакомившись с традиционной архаичной вышивкой, называемой орловский спис, с её образами и техникой исполнения, мне конечно же захотелось вышить образы птицы счастья и древа жизни.
Об этой вышивке и видах бранок подробно написано в моих шести предыдущих статьях:
«Канонический орловский спис»,
«Светский стиль орловского списа или этно-авангард?»,
«Скатерть в светском стиле орловского списа»,
«Орловский спис как многомерное видение жизни и система её познания»,
«Орловский спис как антипод дзен-рисования»,
«Орловский спис. Геометрия и комбинаторика бранок.»
Конечно, можно было начать копировать те образцы, которые представлены в каталоге: И. И. Борисова, Н. Я. Рассохина. Орловский спис. Каталог традиционной народной вышивки в собраниях орловских музеев. - Орел, Издательский Дом "Орлик", 2005. Но как это реализовать, если по небольшим фотографиям точное воспроизведение практически невозможно? А раз невозможно сделать точную копию, то я решила создать похожий, но свой вариант, как благопожелание счастья всем, кто будет видеть эту птицу.
Натренировавшись на скатерти вышивать бранки, я уже была готова приступить к исполнению замысла, но меня останавливало то, что придётся делать много эскизов, чтобы понять какие бранки использовать и как их лучше сочетать для большей художественной выразительности. И тут мне помогла педагог, народный мастер Орловской области З.В.Воропаева, десятки лет посвятившая себя исследованию, преподаванию и сохранению уникальной вышивки орловский спис, создавшая замечательные авторские работы.
Она разработала эффективную методичку для освоения и понимания вышивки орловский спис: https://dzen.ru/a/ZYS3F7_6RH3JgHXg
Судя по фотографиям Зои Владимировны на её страничке в VK https://vk.com/photos32104875, дети, учась по этой методичке, сразу увлекаются списом и создают удивительно радостные композиции и картины.
Как мне потом объяснила Зоя Владимировна, маленьким детям очень трудно заниматься вышивкой, а создать свою птицу счастья хочется. На помощь приходят листы бумаги с уже напечатанными бранками, из которых можно вырезать нужную форму и приклеить на белый лист, имитирующий полотно полотенца. И вуаля, картина готова. Вроде бы всё просто, но никто раньше так обучать дошколят орловскому спису не додумался. Не надо прорисовывать бранки, чтобы увидеть, как выглядит картина в целом, надо просто вырезать и наклеить. Конечно, это и пятилетний ребенок сделает. Более подробно об этом смотри тут: https://dzen.ru/a/ZYS3F7_6RH3JgHXg.
Я заказала у Зои Владимировны сразу 3 комплекта (2 для внуков) и принялась вырезать образцы. Такая технология поможет вам самим проектировать свои будущие вышивки. Вот мой первый вариант:
Чтобы не ограничивать себя в исходном комплекте, я сняла ксерокопии, нарисовала карандашом контуры, вырезала и соединила их. Конечно, это предварительный вариант, он нуждается в доработке, но основа композиции уже ясна.
Рассматривая то, что получилось в первом варианте, стало понятно, что надо взять другие бранки для хвоста, шеи, крыла и головы, сделать хвост более пышным, а голову крупнее:
Используя такую технологию, можно избежать очевидных ошибок и сократить время творческой разработки композиции.
Конечно, во время создания непосредственно самой вышивки будут внесены небольшие коррективы, например, гребешок я планирую вышить в виде хохолка из пяти красных кружочков на тонких пёрышках, как у райских птиц. Но в целом такой вариант птицы меня устраивает. Но мало склеить орнамент, надо ощутить и на практике понять, как орнамент формируется, его надо вышить. И в этом вам помогут обучающие статьи-уроки Народного мастера орловской области, педагога З.В. Воропаевой: https://dzen.ru/id/6561ae9692e29f5b120fb62e.
О том, как создавалась сама вышивка будет написано в следующей статье.