Найти в Дзене
Внук Эзопа

Психологическое перерождение. Руководство по быстрому изменению личности

Как мы можем переделать свой характер? Можем ли мы стать другими, словно родившись заново? Большинство моделей человеческого развития накладывают жесткие ограничения на нашу способность к самостоятельным изменениям. Потому что мы консервативные существа. Мы жаждем порядка и испытываем глубокую потребность в стабильном самоощущении.

Изменения, согласно этим моделям, лучше всего осуществлять постепенно. Нам нужно сосредоточиться на том, чтобы каждый день делать маленькие шаги в направлении человека, которым мы хотим стать. Нам нужно избавиться от своих вредных привычек, культивировать хорошие, и со временем эти небольшие изменения будут накапливаться и приведут к впечатляющим результатам.

Такой подход к самоизменению имеет много достоинств и должен быть подходом, который использует большинство людей в своем стремлении к личностному росту. Но это не единственный способ, которым мы меняемся, и он не подходит для всех ситуаций.

✅ Ибо, хотя мы консервативные существа, мы также смертные создания с ограниченным временем и ограниченной способностью переносить страдания. Медленные и неуклонные изменения хороши, если у нас есть прочный фундамент, на котором можно строить, но если мы слишком глубоко погрузились в свой личный ад или если наша жизнь стала настолько дисфункциональной, что каждый маленький шаг вперед быстро сводится на нет всем, что в нашей жизни не так, тогда постепенный подход может нас не спасти.

Иногда жизнь требует радикальных перемен
Иногда жизнь требует радикальных перемен

Иногда жизнь требует радикальных перемен, не просто изменения одной-двух привычек, но изменений такой значимости, что они приводят к тому, что известно как психологическое возрождение. К счастью, этот тип изменений возможен и происходит в большем количестве жизней, чем часто осознается, или как объясняет психолог Майкл Махони:

«Быстрые трансформации личности действительно происходят… Такие изменения включают длительные сдвиги в самоощущении людей и их восприятии мира. Феномен квантовых изменений или быстрой трансформации заслуживает нашего постоянного теоретического и исследовательского внимания. Это, по-видимому, встречается чаще, чем предполагали психологи. Более того, мы поступаем мудро, признавая последствия таких преобразований для наших представлений о человеческих возможностях». Майкл Махони, «Конструктивная психотерапия».

Но до какой степени изменения такого типа могут быть вызваны самим собой? Хотя этот процесс окружен множеством тайн, идея быстрой трансформации личности или психологического возрождения уже давно вызывает любопытство человечества.

Современная психология, возможно, не уделяет этой теме того внимания, которого она заслуживает, но есть некоторые подсказки, на которые мы можем обратить внимание относительно механики этого процесса, которые могут помочь нам разгадать загадку нашей собственной трансформации.

✅ Уильям Джеймс - один из психологов, который потратил много времени на изучение этого феномена. Многое из того, что он узнал, подробно описано в его книге «Разновидности религиозного опыта», и именно в этой работе мы можем найти первый ключ к пониманию того, что ведет к психологическому возрождению.

Существует определенный тип людей, наиболее восприимчивый к быстрой трансформации личности
Существует определенный тип людей, наиболее восприимчивый к быстрой трансформации личности

Согласно Джеймсу, существует определенный тип людей, наиболее восприимчивый к быстрой трансформации личности, и именно этот тип людей больше всего в ней нуждается. Быстрые изменения личности не очень часто происходят с теми, кто доволен жизнью, но вместо этого с большей вероятностью происходят с теми, кто достиг самых темных ям отчаяния.

Острые страдания, длительное состояние депрессии, пагубная зависимость или полное разочарование в жизни являются плодородной почвой, на которой проявляется психологическое возрождение. Или, как писал Джеймс: «Самый надежный путь к восторженному счастью, о котором сообщают «дважды рождённые», на самом деле исторически пролегал через более радикальный пессимизм, чем всё, что мы до сих пор рассматривали». Уильям Джеймс, «Многообразие религиозного опыта».

Однако многие из них попадают в сущий ад, но относительно мало тех, кто переживает трансформацию «Я», которая приводит к переутверждению жизни. Что отличает тех, кто остается запертым в своих страданиях, от тех, кто вырывается из них на свободу?

Обратившись к мифу, самому древнему источнику психологии человека, можно обнаружить дополнительные подсказки об этом процессе. Ибо перерождение — одна из самых распространённых тем мифологии. Бесчисленны истории, в которых герой или героиня сталкиваются с серьёзными испытаниями только для того, чтобы преодолеть их и в процессе испытать радикальную трансформацию своего характера.

Что объединяет многие из этих историй, так это элемент жертвоприношения. Возрождение даруется только тому мужчине или женщине, которые первыми умилостивят богов. Но нам не нужен бог, чтобы понять необходимость жертвы, поскольку существует психологическое объяснение того, почему жертва может вызвать радикальное изменение личности: «Жертвоприношение всегда означает отказ от ценной части самого себя, и благодаря этому жертвующий избегает быть поглощенным». Карл Юнг, «Психологические типы».
Жертва — это трудный, но необходимый шаг отказа от какого-либо аспекта нашего «Я»
Жертва — это трудный, но необходимый шаг отказа от какого-либо аспекта нашего «Я»

✅ Жертва — это трудный, но необходимый шаг отказа от какого-либо аспекта нашего «Я», чтобы проложить путь к появлению нового. Жертва имеет решающее значение в процессе перерождения по той простой причине, что часто то, что удерживает нас запертыми в наших проблемах, — это неспособность признать, что образ жизни, который служил нам в прошлом, может превратиться из средства обеспечения нашего благополучия в острую причину наших страданий.

Жертва может принимать бесчисленные формы и может быть такой же простой, как прекращение отношений, увольнение с бесперспективной работы или отказ от пагубной привычки. Жертва никогда не бывает лёгкой, если речь идёт о том типе жертвоприношения, который может привести к психологическому возрождению.

Но, как выразился Ницше, «змея, которая не может сбросить свою кожу, погибает» (Ницше, «На заре дня»), и точно так же мужчине или женщине, которые никогда не рискнут порвать с прошлым, суждено погибнуть в застое своих изношенных способов существования.

«...отмирание одного отношения или потребности может быть другой стороной рождения чего-то нового (что является законом роста в природе, который вовсе не ограничивается людьми). Человек может решить покончить с невротической стратегией, зависимостью, цеплянием, а затем обнаружить, что он может выбрать более свободную жизнь. За «умиранием» части своего «Я» часто следует повышенное осознание себя, обостренное ощущение возможностей». Ролло Мэй, «Поиск человеком самого себя».
Иногда простого акта самопожертвования бывает достаточно, чтобы вылечить то, что нас беспокоит
Иногда простого акта самопожертвования бывает достаточно, чтобы вылечить то, что нас беспокоит

Иногда простого акта самопожертвования бывает достаточно, чтобы вылечить то, что нас беспокоит. Освободившись от цепей нашего прошлого, мы можем смотреть на мир другими глазами и двигаться вперед с новым чувством цели и энергии:

«...огромным усилием воли можно рискнуть принести болезненную жертву», — писал Юнг. «В случае успеха жертвоприношение приносит благословенные плоды, и приносящий жертву одним прыжком достигает состояния практически полного излечения». Карл Юнг, «Два эссе по аналитической психологии».

Однако не каждый обнаружит, что самопожертвование само по себе приводит к излечению. В большинстве случаев самопожертвование изначально имеет противоположный эффект. Вместо того, чтобы лечить то, что нас беспокоит, и давать начало новому и лучшему жизненному порядку, самопожертвование приведёт к беспорядку.

Ибо, жертвуя старым образом бытия, мы, вероятно, обнаружим, что нам нечем заполнить пустоту. Жертва низвергнет нас в пресловутое царство хаоса, и здесь таится опасность. Ибо, с одной стороны, в сложных системах, таких как жизнь человека, хаос порождает новые формы порядка, или, как выразился Махони: «...системная дезорганизация, по-видимому, является важным предшествующим этапом реорганизации». Майкл Махони, «Процессы изменения человека».

Но, с другой стороны, всегда существует риск того, что хаос захлестнет нас и вместо того, чтобы привести к новому и лучшему порядку жизни, погружение в хаос приведет к психологическому срыву.

Некоторые психологи предполагают, что психологическое перерождение отличается от психологического срыва только конечным результатом
Некоторые психологи предполагают, что психологическое перерождение отличается от психологического срыва только конечным результатом

Некоторые психологи предполагают, что психологическое перерождение отличается от психологического срыва только конечным результатом. Другими словами, стадии, ведущие к срыву, часто отражают те, которые приводят к перерождению. Или, как объясняет Юнг, потеря равновесия, к которой может привести жертвоприношение:

«...в принципе аналогично психотическому расстройству, то есть оно отличается от начальной стадии психического заболевания только тем фактом, что в конечном итоге приводит к большему здоровью, в то время как последнее приводит к еще большему разрушению». Карл Юнг, «Два эссе по аналитической психологии».

Для снижения риска срыва крайне важен активный подход. Подобно героям мифов, мы должны рассматривать себя как исследователей хаоса, а не пассивных наблюдателей, которых просто подталкивают и тянут неподвластные нам силы.

Наша цель на данном этапе — поэкспериментировать с новыми способами упорядочивания нашей жизни в попытке заполнить пустоту, оставленную жертвой. Но в то время как новые формы порядка имеют решающее значение для выхода из царства хаоса, эксперименты с новизной вызывают стресс и часто сопровождаются сильными состояниями страха и тревоги.

Наша цель на данном этапе — поэкспериментировать с новыми способами упорядочивания нашей жизни в попытке заполнить пустоту
Наша цель на данном этапе — поэкспериментировать с новыми способами упорядочивания нашей жизни в попытке заполнить пустоту

Однако, если мы сможем осознать, что это естественная часть процесса и не отражает ничего изначально неправильного в нас, нам, возможно, будет легче продвигаться вперед, несмотря на беспорядок, который нас окружает, или, как объясняет Махони:

«...эпизоды сильного эмоционального стресса и расстройства часто отражают естественные (и, да, даже здоровые) проявления борьбы индивида за перестройку. Конечно, такая борьба не всегда успешна, но на нее можно смотреть со значительно меньшим страхом и нетерпением, если ее интерпретировать как деятельность открытой, развивающейся системы в поисках «более обширного баланса» со своим миром». Майкл Махони, «Процессы изменения человека».

Одним из навыков, которые могут повлиять на то, выйдем ли мы из царства хаоса дважды рожденными или хаос заставит нас вернуться к нашему старому или, возможно, худшему образу жизни, являются навыки восстановления равновесия и релаксации. Такие практики, как медитация, физическая активность, дыхательные упражнения и другие техники подобного рода, могут иметь решающее значение в наших попытках ориентироваться в хаосе, в который мы попали:

«Когда новый опыт дестабилизирует чью-либо систему, ценно обладать навыками восстановления стабильности и возвращения чувства защищенности. Чем чаще человек практикует и совершенствует такие упражнения, тем более компетентным он чувствует себя, рискуя отправиться в путешествие к границам незнакомого опыта». Майкл Махони, «Конструктивная психотерапия».

Однако, в конце концов, добровольное погружение в царство хаоса сопряжено с риском, даже если мы вооружимся инструментами, которые могут облегчить навигацию в этом царстве.

Когда новый опыт дестабилизирует чью-либо систему, ценно обладать навыками восстановления стабильности и возвращения чувства защищенности
Когда новый опыт дестабилизирует чью-либо систему, ценно обладать навыками восстановления стабильности и возвращения чувства защищенности

Итак, зная, что радикальное изменение личности возможно и что жертва может привести к психологическому возрождению, совершаем ли мы скачок или вместо этого придерживаемся менее рискованного подхода постепенного метода изменений? Это вопрос, с которым каждый из нас должен столкнуться сам.

Но если мы уже оказались в ловушке нашего собственного личного ада, возможно, более уместным будет вопрос о том, не является ли отказ от принесения жертвы, возможно, большим риском? В царство хаоса можно попасть не только посредством добровольной жертвы.

Более типичным является непроизвольное погружение в эти глубины. Если мы упорствуем в своем дисфункциональном поведении, если мы остаемся, по словам Юнга, «непоколебимой опорой прошлого», то в конце концов хрупкий порядок нашей жизни может уступить место хаосу, нравится нам это или нет.

Нам придется пожертвовать нашими старыми привычками, но невольная жертва, согласно Юнгу, является «полной катастрофой»; скорее всего, она приведет к психологическому срыву, чем к психологическому возрождению.

Однако за каждым спуском следует подъем
Однако за каждым спуском следует подъем

Поэтому, если мы чувствуем, что наша жизнь движется в этом направлении, если хаос и беспорядок уже закрадываются в нее, мы можем захотеть взять процесс под контроль и принести добровольную жертву, которая может спасти нас от более плачевного исхода.:

«Никто не должен отрицать опасность спуска, но им можно рисковать. Никому не нужно рисковать, но несомненно, что кто-то рискнет. И пусть те, кто идет по закатному пути, делают это с открытыми глазами, ибо это жертва, которая пугает даже богов. Однако за каждым спуском следует подъем; исчезающие формы обретают новую форму, и в конце концов истина становится действительной только в том случае, если она претерпевает изменения и несет новое свидетельство в новых образах, на новых языках, подобно молодому вину, которое наливают в новые бутылки». Карл Юнг, «Символы трансформации».

✅ Рекомендую прочитать текст несколько раз. Текст сложный, но он дает понимание, как происходит внутренняя трансформация от болезни к восхождению — к встрече с собой.

За каждым спуском всегда следует подъем

Внук Эзопа