Мавзолей Ленина, гостиница «Москва», Казанский вокзал … Без этих сооружений невозможно представить себе сегодняшнюю столицу. 150-летие их создателя, архитектора Алексея Щусева, в Музее архитектуры отметили грандиозной выставкой. Сам музей тоже носит имя Щусева — да, Алексей Викторович был его основателем и первым директором. А также руководителем Третьяковской галереи и автором плана Москвы, который хоть и не был принят, но до сих пор остаётся актуальным и служит источником градостроительных идей. В подкасте «Про Большой город» поговорили с директором Музея архитектуры Натальей Шашковой о «щусевской» Москве.
Творец Мавзолея
Сейчас уже невозможно представить Красную площадь без мавзолея Ленина. Щусев создал его сто лет назад — за одну ночь. Владимир Ильич умер 21 января 1924 года. В ночь с 23 на 24 января за Щусевым приехала машина с конвоем. Можно только догадываться, что пережила в тот день его семья. Архитектору разрешили взять с собой только рабочие инструменты и отвезли в Колонный зал Дома союзов. Щусеву был поручен проект мавзолея. Время на работу — одна ночь. Сначала мавзолей задумывался как временный павильон для прощания с Лениным. Надо было организовать движение людей, которые массово проходили бы мимо тела вождя. Архитектор сразу нашел образ — близкий к кубу компактный объём со ступенчатым завершением.
Похороны были намечены на 27 января. На улице сильный мороз — минус 25 градусов. Сутки ушли на взрывные работы на Красной площади — иначе при таком холоде невозможно было сделать котлован. Создание самого мавзолея (первого, деревянного) едва завершилось, как на Красную площадь уже зашли войска, вынося гроб с телом Ленина.
Композиция была очень простая: сам мавзолей и по бокам два павильончика поменьше. Через один люди заходили, и таким же симметричным путём выходили через другой. Первый мавзолей был практически лишен декора — дерево было покрашено в черный и серый цвета.
К весне 1924 года стало понятно, что тело вождя можно сохранить. Была поставлена задача — создать новый, более монументальный мавзолей. Архитектурное решение, родившееся в ту январскую ночь в Колонном зале, осталось тем же, только размер постройки увеличился, и на ней появились трибуны. Материал — мореный дуб. Знакомое нам сооружение из красного гранита возникло еще позже. Кроме гранита, в постройке использовано еще нескольких видов камней, добытых на месторождениях Советского Союза. Таким было требование властей — материал для постройки только свой.
Интересно, что с 1925 по 1926 годы был даже проведен всесоюзный конкурс на идею для постоянного каменного мавзолея Ленина. Участвовать в нем могли все — от пионеров до пенсионеров. Было подано множество заявок от любителей, но альтернативы «щусевскому» решению так и не нашлось.
Эксперты говорят о гениальности этой конструкции. Мавзолей невозможно отнести ни к одному архитектурному направлению. Он монументален и торжественен, как и требуется. При этом очень компактен и, благодаря красным оттенкам камня, хорошо вписывается в ансамбль Красной площади. Достигается поразительный эффект: мавзолей выделяется на Красной площади, и в то же время не мешает ей.
Почему у «Москвы» разные «крылья»
Известная всем легенда о гостинице «Москва» утверждает: Сталину принесли на утверждение два проекта на выбор, а он не понял и расписался на обоих. Вот и построили здание с разными «крыльями». Эта легенда, конечно, останется и будет жить, но на самом деле асимметрия здания была обусловлена проблемой технического характера.
Гостиница «Москва» ставилась, естественно, не на пустыре. На Охотном ряду была достаточно плотная городская застройка, одна её часть была снесена, другая — а именно старый и роскошный «Гранд-отель» — осталась. Это были очень красивые нарядные помещения с ресторанами, банкетными залами. «Гранд-отель» хотели достроить, но уже во время работы стало очевидно, что несущие стены не выдерживают новую нагрузку, пошли трещины. Оказалось, что конструкции только выглядели мощными, а на самом деле были полыми, заполненными строительным мусором. Тогда окна на первом этаже заложили (для укрепления сооружения), корпус самой гостиницы немного уменьшили и освободили от тяжеловесного декора. Так и возникли разные «крылья» «Москвы». Но если посмотреть на проекты гостиницы на всех этапах ее создания, то увидим симметричный фасад.
К слову, в 2000 году гостиницу «Москва» снесли, а через несколько лет на его место встал похожий новодел.
Какой быть столице
После того, как Москве в 1918 году вернули столичный статус, стало ясно — необходима реконструкция города. «Новая Москва» — так назывался «щусевский» план развития столицы. И хотя он не был принят, многие предложения Алексея Викторовича осуществляются в наши дни.
Например, идеи Щусева по озеленению столицы. Он предлагал украсить Москву зелеными клиньями парков и скверов, чтобы мегаполис дышал. Кроме того, архитектор хотел превратить Москву-реку в зону отдыха москвичей. Дело в том, что к тому времени река стала технической транспортной артерией, зоной притяжения промышленных предприятий и начала мелеть. Гулять и отдыхать на ее берегах было невозможно. Идея Щусева была в том, чтобы очистить воду, сделать набережные и прогулочные зоны.
Сам план Щусева хотя и носил название «Новая Москва», был нацелен на сохранение исторического облика города. Щусев предлагал освободить Кремль от административных функций (в это время там не просто работало правительство, но и жили семьи советских чиновников) и превратить его в общедоступный музей, оставив в неприкосновенной всю кремлёвскую архитектуру, включая храмы, монастыри. Кремль стал музеем — но только в 1955 году, и то не полностью.
На «щусевском» плане были отмечены памятники архитектуры, которые непременно надо было сохранить. К сожалению, в полной мере это не удалось. Хотя сам Алексей Викторович входил в комиссию по охране памятников при Моссовете, о принятых решениях по сносу он часто узнавал постфактум. В память о снесенной Сухаревой башне остались акварели, которые Щусев сделал перед сносом сооружения.
Этот выпуск подкаста «Большой город» можно послушать на одной из платформ:
---------------------------------------------
Смотрите также: