Найти тему
Про Мой Район

Как снимали столицу 50-х годов в фильме «Москва слезам не верит»

Оглавление

Премьера картины Владимира Меньшова «Москва слезам не верит» состоялась в конце 1979 года в столичном кинотеатре «Звёздный». 11 февраля 1980 года фильм вышел на телеэкраны страны и тут же стал хитом. За год его посмотрели около 90 миллионов зрителей. Как удалось режиссёру так убедительно воссоздать атмосферу послевоенной Москвы в ленте, снятой в 70-е годы? Рассказываем.

Съемка эпизода фильма «Москва слезам не верит» в метро. Архивы пресс-служб.
Съемка эпизода фильма «Москва слезам не верит» в метро. Архивы пресс-служб.

В картине Владимира Меньшова Москве досталась одна из главных ролей, причем городу сразу двух эпох – конца 50-х и 70-х годов прошлого века. События первой серии происходят в 1958 году. Перед режиссёром стояла непростая творческая задача, ведь снимался-то фильм в 70-е и в столице многое успело измениться. Чтобы перенести зрителя в прошлое, автор решил расставить по ходу киноленты временные маячки – здания и события, которые ассоциируются именно с этим периодом.

Памятник Маяковскому

Знаковая точка на воображаемой карте Москвы 50-х – площадь Маяковского (сейчас Триумфальная). Именно здесь известный поэт Андрей Вознесенский, сыгравший в фильме самого себя, читает стихи перед большой группой поклонников. Сцена отсылает нас к так называемым «маяковским чтениям». Эта традиция зародилась как раз-таки в 1958 году, когда на площади открыли памятник Владимиру Маяковскому. Поэты приходили на импровизированную сцену к монументу и декламировали свои произведения собравшимся. Ко времени создания картины «декорации» сильно изменились, что затрудняло работу над фильмом. Летом 1960 года здесь вырос большой автомобильный тоннель, а стоявшее перед гостиницей «Пекин» двухэтажное здание театра «Современник» в 1974 году снесли. О съёмках возле памятника Маяковскому рассказывали забавную историю. Несмотря на то, что всё было давно готово, рабочий процесс никак не начинался. «Меньшов решает – какой ракурс снимать и думает: то ли тоннель закапывать, то ли «Современник» восстанавливать», – шутили в массовке.

В итоге эпизод с Вознесенским отсняли с наступлением темноты. Сгустившиеся московские сумерки надёжно спрятали от глаз зрителей транспортную развязку из будущего.

Станции метро «Новослободская» и «Охотный ряд»

Фильм про Москву не мог обойтись без одной из главных столичных достопримечательностей – метрополитена. На одной из станций московской подземки, «Новослободской», подруга главной героини Катерины Тихомировой, бойкая и предприимчивая Людмила Свиридова встречается со своим будущим мужем – перспективным хоккеистом Сергеем Гуриным. Точнее, Сергей замечает девушку возле одного из красивых витражей с цветами и следует за нею в вагон подошедшего поезда. Заметим, что появление «Новослободской» в картине Меньшова вполне закономерно. Эта станция с разноцветными витражами, спроектированная мастером сталинского ампира Алексеем Душкиным, открылась в 1952 году и считалась одной из самых колоритных на Кольцевой линии в 50-х.

Героиня Муравьёвой у одного из витражей станции «Новослободская»
Героиня Муравьёвой у одного из витражей станции «Новослободская»

«Осторожно, двери закрываются!» и… за «Новослободской» сразу следует «Охотный ряд», чего на самом деле быть никак не могло, ведь эти станции находятся на разных ветках метро. Этот эпизод зачастую относят к числу киноляпов, без которых не обходится ни одна картина. Вот только неужели целая съемочная группа не заметила столь очевидную оплошность?! Вряд ли. Скорее всего, режиссер сделал так намеренно – чтобы дать зрителю ещё один ориентир во времени. Дело в том, что с 1935 года по 1961-й эта станция называлась так же, как сейчас – «Охотный ряд» (лишь ненадолго в середине 50-х её переименовывали в честь Л. М. Кагановича). А вот в 70-е годы, когда разворачиваются действия второй серии фильма, станция уже называлась «Проспект Маркса». Таким образом, показав в кадре старое название, Меньшов ненавязчиво уточнил, что события картины относятся к концу 1950-х.

Станция Сокольнической линии метро «Охотный ряд» с 1961 года носила название «Проспект Маркса», так что, для зрителей, смотревших фильм в 1980 году, этот кадр был явной отсылкой к эпохе 50-х
Станция Сокольнической линии метро «Охотный ряд» с 1961 года носила название «Проспект Маркса», так что, для зрителей, смотревших фильм в 1980 году, этот кадр был явной отсылкой к эпохе 50-х

В эпизоде на «Охотном ряду» есть, кстати, еще один временной маячок. Книга Ремарка «Три товарища», которую читает Людмила, потому что «…вся Москва читает». В 1958 году роман немецкого писателя был переведён на русский язык, издан большим тиражом и стал невероятно модным.

Тверская улица

Не обошлось в картине и без улицы Горького (с 1932 по 1990 год), теперешней Тверской. Героини Алентовой и Муравьевой прогуливаются здесь вечером на фоне магазинов с деликатесами. В витринах высятся «горки» из банок с крабом, красуются тазики с чёрной икрой. Для съемок мелодрамы кинематографисты детально воссоздали на Тверской витрины советских магазинов тех лет. По словам москвоведов, в то время главная столичная улица, поражавшая своей шириной, слыла московским Бродвеем. Здесь, возле памятника Ильичу собирались местные стиляги. Не дремали и дружинники. Они зорко следили, чтобы влюблённые граждане не нарушали общественный порядок прилюдными объятиями, поцелуями и прочими нежностями. Это мы тоже видим в картине «Москва слезам не верит».

Витрина на улице Горького (Тверской). Кадр из к-ф.
Витрина на улице Горького (Тверской). Кадр из к-ф.

Центральный дом киноактёра на Поварской

События возле Центрального дома киноактёра на улице Воровского (сейчас Поварская) также погружают нас в атмосферу 50-х годов прошлого века. В то время здесь действительно часто проводились масштабные мероприятия, связанные с кинематографом. Именно на такой праздник, фестиваль французского кино, случайно попадают наши героини. Стоя в толпе, девушки восторженно наблюдают за «дефиле» своих кумиров: Татьяна Конюхова, Георгий Юматов, Леонид Харитонов (Меньшов пригласил кинозвёзд сыграть в фильме самих себя). А вот ещё один гениальный актёр героиням-провинциалкам тогда еще не был знаком. Знаменитым на всю страну он станет только в 60-х, а в конце 50-х был известен благодаря театральной роли князя Мышкина в постановке «Идиота» столичного БДТ. Так что, фамилия «Смоктуновский» юным Катерине и Людмиле ни о чём не говорила, что тонко обыграно в фильме.

Правда, один привет из будущего в этой сцене у ЦДК всё же есть. От фанатов автопрома не ускользнула одна любопытная деталь – появившийся в камео великолепный Renault Floride S Cabriolet. Этот французский автомобиль был выпущен в 1962 году и появиться в Москве в 1958-м просто не мог.

Сталинские высотки

Декорациями для фильма послужили высотные здания на Котельнической набережной и Кудринской площади – знаковый элемент ландшафта послевоенной Москвы. Сталинские высотки – наш ответ небоскрёбам Америки, – появились в самом центре столицы в начале 50-х годов. Правда, «небоскрёбами» их решено было не называть, чтобы не возникало ненужных ассоциаций с Западом. Монументальные здания в стиле триумф должны были символизировать возрождение страны, сильную власть и прогресс. Все квартиры в домах оборудовали вентиляцией, телефонами и такими техническими новшествами, как посудомоечные машины и мусородробилки. Селили в эти дома высокопоставленных военных, творческую интеллигенцию, видных ученых, весь цвет отечественного авиастроения – элиту того времени. Именно в такую квартиру мечты в знаменитой высотке на площади Восстания (сейчас Кудринская) и перебирается Катерина по просьбе своего родственника профессора Тихомирова, отправившегося в отпуск «на юг на целый месяц». Но в картине мы видим только пышно отделанную дверь парадной – эпизод, когда Катерина с подругой приезжают поселиться в профессорских покоях. Фойе и основную часть интерьеров жилища, в котором по сюжету происходят судьбоносные события в жизни главной героини, Меньшов снимет в другом «высотном» – не менее престижном доме-дворце на Котельнической набережной.

Знатоки Москвы легко распознают «подмену», но неискушенный зритель почувствует разницу только из-за… цвета обуви Людмилы. Входит в здание героиня Муравьёвой в белых босоножках, а в фойе стоит уже в черных. Киноляп случился потому, что эти кадры были сняты в разных местах и в разные дни.

Понравилась статья? Ставьте 👍и подписывайтесь на наш канал!

Вам может быть интересно: