Премьера картины Владимира Меньшова «Москва слезам не верит» состоялась в конце 1979 года в столичном кинотеатре «Звёздный». 11 февраля 1980 года фильм вышел на телеэкраны страны и тут же стал хитом. За год его посмотрели около 90 миллионов зрителей. Как удалось режиссёру так убедительно воссоздать атмосферу послевоенной Москвы в ленте, снятой в 70-е годы? Рассказываем.
В картине Владимира Меньшова Москве досталась одна из главных ролей, причем городу сразу двух эпох – конца 50-х и 70-х годов прошлого века. События первой серии происходят в 1958 году. Перед режиссёром стояла непростая творческая задача, ведь снимался-то фильм в 70-е и в столице многое успело измениться. Чтобы перенести зрителя в прошлое, автор решил расставить по ходу киноленты временные маячки – здания и события, которые ассоциируются именно с этим периодом.
Памятник Маяковскому
Знаковая точка на воображаемой карте Москвы 50-х – площадь Маяковского (сейчас Триумфальная). Именно здесь известный поэт Андрей Вознесенский, сыгравший в фильме самого себя, читает стихи перед большой группой поклонников. Сцена отсылает нас к так называемым «маяковским чтениям». Эта традиция зародилась как раз-таки в 1958 году, когда на площади открыли памятник Владимиру Маяковскому. Поэты приходили на импровизированную сцену к монументу и декламировали свои произведения собравшимся. Ко времени создания картины «декорации» сильно изменились, что затрудняло работу над фильмом. Летом 1960 года здесь вырос большой автомобильный тоннель, а стоявшее перед гостиницей «Пекин» двухэтажное здание театра «Современник» в 1974 году снесли. О съёмках возле памятника Маяковскому рассказывали забавную историю. Несмотря на то, что всё было давно готово, рабочий процесс никак не начинался. «Меньшов решает – какой ракурс снимать и думает: то ли тоннель закапывать, то ли «Современник» восстанавливать», – шутили в массовке.
В итоге эпизод с Вознесенским отсняли с наступлением темноты. Сгустившиеся московские сумерки надёжно спрятали от глаз зрителей транспортную развязку из будущего.
Станции метро «Новослободская» и «Охотный ряд»
Фильм про Москву не мог обойтись без одной из главных столичных достопримечательностей – метрополитена. На одной из станций московской подземки, «Новослободской», подруга главной героини Катерины Тихомировой, бойкая и предприимчивая Людмила Свиридова встречается со своим будущим мужем – перспективным хоккеистом Сергеем Гуриным. Точнее, Сергей замечает девушку возле одного из красивых витражей с цветами и следует за нею в вагон подошедшего поезда. Заметим, что появление «Новослободской» в картине Меньшова вполне закономерно. Эта станция с разноцветными витражами, спроектированная мастером сталинского ампира Алексеем Душкиным, открылась в 1952 году и считалась одной из самых колоритных на Кольцевой линии в 50-х.
«Осторожно, двери закрываются!» и… за «Новослободской» сразу следует «Охотный ряд», чего на самом деле быть никак не могло, ведь эти станции находятся на разных ветках метро. Этот эпизод зачастую относят к числу киноляпов, без которых не обходится ни одна картина. Вот только неужели целая съемочная группа не заметила столь очевидную оплошность?! Вряд ли. Скорее всего, режиссер сделал так намеренно – чтобы дать зрителю ещё один ориентир во времени. Дело в том, что с 1935 года по 1961-й эта станция называлась так же, как сейчас – «Охотный ряд» (лишь ненадолго в середине 50-х её переименовывали в честь Л. М. Кагановича). А вот в 70-е годы, когда разворачиваются действия второй серии фильма, станция уже называлась «Проспект Маркса». Таким образом, показав в кадре старое название, Меньшов ненавязчиво уточнил, что события картины относятся к концу 1950-х.
В эпизоде на «Охотном ряду» есть, кстати, еще один временной маячок. Книга Ремарка «Три товарища», которую читает Людмила, потому что «…вся Москва читает». В 1958 году роман немецкого писателя был переведён на русский язык, издан большим тиражом и стал невероятно модным.
Тверская улица
Не обошлось в картине и без улицы Горького (с 1932 по 1990 год), теперешней Тверской. Героини Алентовой и Муравьевой прогуливаются здесь вечером на фоне магазинов с деликатесами. В витринах высятся «горки» из банок с крабом, красуются тазики с чёрной икрой. Для съемок мелодрамы кинематографисты детально воссоздали на Тверской витрины советских магазинов тех лет. По словам москвоведов, в то время главная столичная улица, поражавшая своей шириной, слыла московским Бродвеем. Здесь, возле памятника Ильичу собирались местные стиляги. Не дремали и дружинники. Они зорко следили, чтобы влюблённые граждане не нарушали общественный порядок прилюдными объятиями, поцелуями и прочими нежностями. Это мы тоже видим в картине «Москва слезам не верит».
Центральный дом киноактёра на Поварской
События возле Центрального дома киноактёра на улице Воровского (сейчас Поварская) также погружают нас в атмосферу 50-х годов прошлого века. В то время здесь действительно часто проводились масштабные мероприятия, связанные с кинематографом. Именно на такой праздник, фестиваль французского кино, случайно попадают наши героини. Стоя в толпе, девушки восторженно наблюдают за «дефиле» своих кумиров: Татьяна Конюхова, Георгий Юматов, Леонид Харитонов (Меньшов пригласил кинозвёзд сыграть в фильме самих себя). А вот ещё один гениальный актёр героиням-провинциалкам тогда еще не был знаком. Знаменитым на всю страну он станет только в 60-х, а в конце 50-х был известен благодаря театральной роли князя Мышкина в постановке «Идиота» столичного БДТ. Так что, фамилия «Смоктуновский» юным Катерине и Людмиле ни о чём не говорила, что тонко обыграно в фильме.
Правда, один привет из будущего в этой сцене у ЦДК всё же есть. От фанатов автопрома не ускользнула одна любопытная деталь – появившийся в камео великолепный Renault Floride S Cabriolet. Этот французский автомобиль был выпущен в 1962 году и появиться в Москве в 1958-м просто не мог.
Сталинские высотки
Декорациями для фильма послужили высотные здания на Котельнической набережной и Кудринской площади – знаковый элемент ландшафта послевоенной Москвы. Сталинские высотки – наш ответ небоскрёбам Америки, – появились в самом центре столицы в начале 50-х годов. Правда, «небоскрёбами» их решено было не называть, чтобы не возникало ненужных ассоциаций с Западом. Монументальные здания в стиле триумф должны были символизировать возрождение страны, сильную власть и прогресс. Все квартиры в домах оборудовали вентиляцией, телефонами и такими техническими новшествами, как посудомоечные машины и мусородробилки. Селили в эти дома высокопоставленных военных, творческую интеллигенцию, видных ученых, весь цвет отечественного авиастроения – элиту того времени. Именно в такую квартиру мечты в знаменитой высотке на площади Восстания (сейчас Кудринская) и перебирается Катерина по просьбе своего родственника профессора Тихомирова, отправившегося в отпуск «на юг на целый месяц». Но в картине мы видим только пышно отделанную дверь парадной – эпизод, когда Катерина с подругой приезжают поселиться в профессорских покоях. Фойе и основную часть интерьеров жилища, в котором по сюжету происходят судьбоносные события в жизни главной героини, Меньшов снимет в другом «высотном» – не менее престижном доме-дворце на Котельнической набережной.
Знатоки Москвы легко распознают «подмену», но неискушенный зритель почувствует разницу только из-за… цвета обуви Людмилы. Входит в здание героиня Муравьёвой в белых босоножках, а в фойе стоит уже в черных. Киноляп случился потому, что эти кадры были сняты в разных местах и в разные дни.
Понравилась статья? Ставьте 👍и подписывайтесь на наш канал!
Вам может быть интересно: