Про "Игру в Кальмара" было ощущение, что маркетологи пытаются меня надуть, мол опять они придумали что-то "невероятное и захватывающее". Поэтому долгое время я игнорировал этот сериал. Но кричали о нем буквально из каждого утюга, так что любопытство взяло верх. решил его посмотреть, и не смог остановиться. Посмотрел за раз от корки до корки.
Сериал захватывал, был полон напряжения, при этом не казался затянутым. В конце каждой серии не было ощущения, что сценаристы пытаются обманом заставить смотреть следующую серию. Персонажи, сюжет и темп с которым все развивалось, все было сделано очень хорошо. Как итог я присоединился к тем самым "утюгам" и стал рекомендовать сериал друзьям. И сериал захватил весь мир.
Но что сделало "Игру в кальмара" такой популярной? Почему это такой хороший сериал, даже спустя 3 года после выхода?
На сегодняшний день у него самый высокий рейтинг по просмотрам среди всех корейских сериалов. Он занимает 1ое место с большим отрывом. У него 2 млрд 300 млн часов просмотра, а у 2го места(Необычный адвокат У Ён У) - 662 млн часов просмотра.
Прошу заранее простить, если буду спойлеры... Хотя мне кажется, все уже смотрели этот сериал😄
История создания
Создатель, сценарист и режиссер сериала Хван Дон Хёк(황동혁)
Хван Дон Хёк разработал сценарий еще в 2008 году, когда он сам находился в трудном финансовом положении. Тогда сериал носил название "Round Six/6ой Раунд". Режиссер вдохновлялся произведениями в которых поднимались темы бедности, денег и соревнования, каждое из которых связано с разной степенью опасности. Одну из таких историй мы знаем - это "Голодные игры". Хван Дон Хёк хотел, чтобы его история передавала образ современного капиталистического общества и его гиперконкуретного характера. Капитализм это крайне конкурентная среда, в которой мы боремся за свою жизнь каждый день.
Хван Дон Хёк хотел рассказать свою историю с помощью простых людей, с которыми мы все сталкиваемся или могли столкнуться в реальной жизни и которыми мы являемся сами.
Здесь кроется одно из главных преимуществ сериала - это история про людей для людей.
Долгое ожидание подходящего момента
В 2008 году от того, что не все еще нахлебались радостей капитализма сценарий считался странным и нереалистичным. И из-за этого Дон Хёку было трудно найти кого-то, кто взялся бы за производство проекта, и сценарий забылся до 2019 года.
В 2019ом сценарий уже не казался таким смешным или надуманным. Сегодня тысячи людей вкладывают свои деньги в акции, покупают криптовалюту, недвижимость - и все эти "игры" направлены только на заработок денег. Люди неустанно пытаются взобраться по социальной лестнице. И так история Хван Дон Хёка превратилась в нечто веселое и реалистичное.
Некоторые идеи в сценарии также изменились. Изначально задумывалось, что участников будет 1000 человек и приз был в 4,5 раза меньше - 10 млрд вон (~700 млн рублей). В 2019 сумма не казалась внушительной по корейским меркам. Самый крупный выигрыш в лотерею на тот момент был около 40 млрд вон, поэтому сумму в сериала подняли до 45,6 млрд вон( ~ 3млрд рублей) и сократили количество участников до 456.
Тщательно продумывались игры для сериала. Основными критериями были: понятность, волнение и напряжение. В какой то момент рассматривали даже прыжки через скакалки и вязание, но затем отмели из-за недостатка напряжения.
Детские игры на смерть
История вращается вокруг детских игр, которые превращаются в жестокие испытания, где на кон поставлена жизнь. Не очень весело играть в детские игры будучи взрослым, но "хорошая" мотивация решает эту проблему.
Основная игра сюжета - " Игра в кальмара". У многих зрителей сложилось впечатление, что игра была специально придумана для сериала. Но на самом деле это традиционная корейская игра, что была популярна в Корее в 70-80е года прошлого века.
Первое впечатление
Для того, чтобы сразу погрузить зрителя в непредсказуемый мир "Игры в кальмара" первой игрой выбрали "красный свет, зеленый свет", из-за её потенциала иметь много проигравших за один раз. Вначале каждый верит, что они участвуют в простой детской игре, где они могут быстро заработать миллионы долларов, но это резко меняется, когда они осознают, что на кону их жизни.
Зритель видит, как сотни людей были убиты этой жуткой куклой, и чувствует шок, который быстро превращается в интерес - "что будет дальше?" и этот сохраняется на протяжении всего сериала. Напряжение - это особенность этого сериала на протяжении всех шести игр.
Сильная сторона сериала в том, что он сосредоточен на играх, многие из которых известны зрителям по всему миру. Сами игры заставляют нас следить за происходящим. Это как смотреть хороший футбольный матч, напряжение нарастает и всегда интересно что будет в следующую секунду, "забьет?", "не забьет?". Сериалу даже не надо напрягаться, чтобы удерживать внимание зрителей, грамотно срежиссированные игры делают это сами.
Благодаря этому у сериала остается много времени на то, чтобы как следует раскрыть персонажей.
Персонажи
Главный герой - Сон Ги Хун, шофёр, живет с матерью, погряз в огромных долгах и пытается наладить отношения с дочерью. Его жизнь - полная помойка, у него нет стабильного дохода, он пытается решить свои проблемы с помощью азартных игр, но вечно проигрывает, можно сказать, он полный неудачник. Но через разные сцены нам показывают, что он на самом деле добрый, щедрый и отзывчивый человек, который готов помочь в первую очередь другим, а про себя подумать не успевает.
Чо Сан У - погряз в мире иллюзий. Создаёт впечатление, что он богат и успешен, умнее большинства, несмотря на то, что его положение так же плохо, как у всех остальных. Он самый морально конфликтующий персонаж. Он не бездушный, но и не щедрый. Постоянно колеблется между умным решением и тем, что правильно. На протяжении сериала мы часто видим его темную сторону, но были моменты, показывающие, что у него всё ещё есть сердце. Но часто это лишь иллюзия, так как добрые дела для него - повод потешить самолюбие, что у него дела лучше чем у других.
Персонаж который для многих стал любимым - Кан Сэ Бёк - северокорейская беженка, которая вошла в игру, чтобы заплатить посреднику за поиски и возвращение её семьи, которые все ещё находятся в Северной Корее.
Я думаю, она привлекает тем, что создает впечатление, что она больше, чем кажется на первый взгляд. У неё грубая и холодная внешность, но под всем этим скрыто теплое и большое сердце. С самого начала становится ясно, что она входит в соревнование ради своей семьи, поэтому вы знаете, что она хороший человек, но она никогда не демонстрирует эту сторону себя другим. Как будто она пытается эмоционально отдалить себя от игры, чтобы сделать путь к победе как можно проще.
6 серия
Особое внимание хочется уделить 6 серии, потому что именно в этой серии пересекаются истории 3х ключевых персонажей. У каждого своя тема и цель: предательство, дружба, и жертва.
Чо Сан У и Али
Тема Чо Сан У - предательство. Мы наблюдали, как он балансировал на грани своего стремления к победе до этого момента. Многие вещи, которые он делал, были довольно сомнительными. Однако, в начале игры нужно было работать в команде и жертвовать другими для продвижения вперёд. Но по мере уменьшения числа игроков этот план терпел неудачу. Он не мог перехитрить игру, чем так гордился на протяжении всего своего участия. Он проигрывает честно и открыто Али, который сам чувствует вину перед лицом перспективы убийства кого-то, кого считает другом, и это неизбежно приводит к тому, что Сан У переступает черту и коварно придает Али - самого невинного и чистого из всех персонажей. Али полагал, что Сан У его друг, и пытался работать с ним вместе, чтобы никому из них не пришлось умирать. Сан У дал ему надежду, только чтобы ударить в спину. Это событие перевесило чашу весов добра и зла Сан У в пользу зла.
Сон Ги Хун и Иль Нам
Тема Сон Ги Хун -дружба. Он всегда обладал добрым и благородным характером, даже когда это шло во вред ему самому, он выбирал верить в других, не наивно, а таким образом, который отличал его от всех остальных. Но в этом эпизоде он действительно сталкивается с перспективой смерти, и это сильнее всего действует на него, потому что он думает, что даже не получит шанса побороться за жизнь. И в игре с мраморными шариками соперник Ги Хуна проявляет признаки деменции, и Ги Хун вынужден проверить свой моральный характер в самых тяжелых условиях. Готов ли он честно проиграть в игру с мраморными шариками в честной ситуации своему другу или же он воспользуется потерей памяти старика, чтобы спасти себя?
И мы видим, как он выбирает второе, и это так трогательно наблюдать, потому что видно, что Ги Хун не испытывает радости от этого. Каждый раз, когда он лжет своему другу, это убивает его изнутри. И мы, как зрители, это чувствуем, потому что мы знаем, что он не такой. Обстоятельства заставляют его быть плохим человеком, но мы не можем сделать о нем вывод, как о плохом человеке, потому что раз за разом на деле он показывал, что он хороший. Как оказалось, Иль Нам полностью осознавал обман Ги Хуна и обманывал его всё это время. Но тем не менее он отдает свой последний шарик и проигрывает, потому что они друзья - ситуация, которая работает только из-за Ги Хуна. Только потому, что он такой какой есть, он искренне считал Иль Нама своим другом, и маловероятно, что Иль Нам отдал бы свой шарик кому-то другому, кроме него.
Кан Сэ Бёк и Цзян
Тема Кан Сэ Бёк - жертва. В отличии от двух других персонажей нам не достаточно раскрывали на протяжении всего сериала отношения между Сэ Бёк и Цзян. Однако за 6 серию режиссеру удалось показать очень прочную связь между персонажами и в конце трагично ее разорвать.
Сэ Бёк и Цзян единственная пара в 6 серии, которая не стала играть в игру, чтобы определить, кто из них достоин жить и пройти дальше, вместо этого они решили поговорить по душам. Мы узнаем больше о прошлом девушек, о том, что они сделали бы с деньгами после победы. Узнаем о том, что отец Цзян убил ее мать и спустя время Цзян убила за это своего отца. Буквально перед тем, как вступить в игру, она отбыла свой тюремный срок.
Этот разговор помог им понять друг друга, проникнуться сочувствием и стать более человечными в игре, где от всех требуют проявления животных инстинктов.
Наступает момент и они все же решают играть в игру, но Цзян тут же специально проигрывает, фактически, жертвуя своей жизнью, чтобы Сэ Бёк могла жить дальше. Цзян услышав историю Сэ Бёк понимает, что ей есть за что сражаться - брат, семья, тогда, как у Цзян нет ничего, за что стоило бы бороться. Сэ Бёк ставит на кон свою жизнь не ради себя, а ради других и именно это стало причиной того, что Цзян жертвует собой ради Сэ Бёк, также как Сэ Бёк жертвует собой ради своей семьи. Именно поэтому тема Сэ Бёк в 6м эпизоде- Жертва.
Противостояние двух главных персонажей
Сон Ги Хун против Чо Сан У. В их противостоянии мы видим не борьбу добра со злом. Это столкновение разных точек зрения на одно и то же зло. Чо Сан У уверен, что дошел так далеко, благодаря своему гению и находчивости, он верит, что заслужил свое место. Тогда как Ги Хун убежден, что его успех обусловлен жертвами других. Если бы не другие, он давно был бы мертв. Но Сан У всегда находит аргументы, чтобы доказать, что все это благодаря его собственному уму.
Если бы не его(Сан У) быстрое мышление во время игры в перетягивание каната и если бы не его действия во время игры со стеклянными плитками, когда он толкнул человека, чтобы проверить следующую плитку, все они, вероятно, уже были бы мертвы. И звучит это вполне убедительно.
Но испытание со стеклянными плитами лишь подкрепило взгляд Ги Хуна, что для победы необходимо буквально ступать по телам мертвых, что прокладывали тебе путь. И если бы не все эти люди, то шансы на успех были бы нулевыми. И то что их точки зрения расходятся очень сильно расстраивает Ги Хуна, так как в обычной жизни он дружил с Сан У.
Но возможно, Сан У осознавал какие плохие вещи он совершил, и позиция, что он достиг успеха благодаря своей сообразительности является защитным механизмом, чтобы не сталкиваться с ужасами моральных терзаний.
Когда игра началась, Сан У давал подсказки Ги Хуну, чтоб тот не проиграл, но с продолжением игры он сознательно не помогал Ги Хуну, когда была такая возможность. Сан У на протяжении всего сериала борется со своей дурной половиной, но чем дальше заходит игра, тем больше побеждает дурная половина и мы видим, как с каждым эпизодом Сан У все больше и больше погружает руки в кровь.
Сан У ставит себе в заслугу то, что он и Ги Хун добрались до финала, тогда как для Ги Хуна это тяжкое бремя - осознавать сколько людей погибли для того, чтобы он оказался в финале.
Дизайн сериала
В сериал вложили удивительный и креативный дизайн. начиная от лестницы, вдохновленной М.К. Эшером, до маскированных людей, сделанных по образу рабочих муравьев, даже с маской, напоминающей лицо муравья.
Расположения кроватей, устроенны так, чтобы представлять конкуренцию, как в жизни, подобно соревнованию гладиаторов и желанию подняться по социальной лестнице.
Всему было дано видение и своя история, даже если это никогда не обсуждалось в сериале. Например, причина, по которой на гробах есть бант, в том, что художественный руководитель думал, что за этим стоит комплекс Бога: даже в смерти он дарит им свою милость.
И еще одна интересная деталь, это рисунки игр в комнате отдыха. На протяжении всего сериала, если присмотреться, мы будем видеть изображения былых или предстоящих игр. Их никто не замечал потому что они были заставлены кроватями. Но чем больше людей погибало, тем меньше становилось кроватей и тем лучше было видно рисунки.
Вложить столько деталей и смысла, даже если они будут не замечены это достойно уважения. Потому что именно эта наполненность деталями и глубина смыслов создает ощущение полноценного мира, в который окунаются зрители и который можно часами разглядывать и изучать. Всему есть объяснение, все продумано заранее и даже если зритель задает вопрос: "почему так?", он сможет найти ответ.
В завершение
"Игра в кальмара" это история не о героях или победителях. Это история о проигравших. Для успеха одних, другие должны проиграть. Даже в победе Ги Хун всё равно чувствует, что проиграл. Он чувствует, что человек, которым он был, человек, который вошёл в соревнование, умер там вместе с остальными. Поэтому он меняет свой внешний вид, потому что ему нужно было почувствовать, что он возродился. Его огненно-красные волосы, какими бы безвкусными они ни казались, символизируют его гнев и ярость, которые он теперь направляет на борьбу против тех, кто стоит за играми.
Но, несмотря на то, что всё вращается вокруг проигравших, эта история также и о людях, о том, кто мы есть и о наших желаниях. Все, кого мы наблюдали, не должны были быть персонажами; они должны были быть настоящими, казаться людьми, которых мы все знаем и могли бы встретить. В этом главная сила сериала. Он делает так, что мы сочувствуем, сопереживаем и отождествляем себя с каждым героем. "Игра в кальмара" - это замечательная история про людей и для людей! Вот почему он до сих пор так хорош!
Подписывайтесь на Премиум, если есть желание поддержать меня, как автора: ➡️Подписаться на Дзен Премиум👑