Найти тему
Еженедельник "Звезда"

Куда поплывут американские «маленькие паршивые кораблики»?

Американцы сделали грекам «щедрое» предложение: передать им по программе Excess Defense Articles боевые корабли прибрежной зоны (Littoral combat ship, сокращённо - LCS). Почему эти новейшие корабли не прижились в родных США?

USNavy navylive.dodlive.mil
USNavy navylive.dodlive.mil

История LCS началась в конце девяностых - начале двухтысячных годов. В тот период командование ВМС США приняло решение избавиться от своих старых фрегатов типа Oliver Hazard Perry в пользу постройки новых многоцелевых единиц, названных «боевыми кораблями прибрежной зоны». По задумке корабль должен был быть небольшим, но очень скоростным, построенным с использованием стелс-технологий и способным (благодаря замене модулей с вооружением/оборудованием) выполнять крайне широкий спектр задач. Командующий ВМС Гордон Ингланд назвал Littoral combat ship «маленьким, быстрым, манёвренным и относительно недорогим».

Однако, как это часто бывает, планы не совпали с реальностью. Желание оснастить корабль мощной энергетической установкой и включить в него все модули, указанные в техническом задании, привело к заметному увеличению водоизмещения и стоимости LCS. Это отразилось на стоимости проекта, поскольку вместо закладки серии кораблей LCS одного унифицированного проекта, в Пентагоне в конечном итоге решили строить боевые корабли прибрежной зоны по двум очень разным проектам. Компания Lockheed Martin спроектировала USS Freedom, а компания General Dynamics создала USS Independence.

Американские адмиралы рассчитывали получить до 60 боевых кораблей прибрежной зоны. Но испытания головных LCS заставили Пентагон урезать программу до 38 вымпелов. Потому что на деле эти распиаренные на стадии проектирования корабли оказались слишком заметными, слишком слабовооружёнными и слишком дорогими (в том числе с точки зрения трат на обеспечение эксплуатации).

Со временем за LCS закрепилось прозвище Little Crappy Ship («маленький паршивый кораблик»), придуманное остряками из ВМС США. Корабль же то и дело подтверждал на практике, что прозвище получил не на пустом месте. В то же время полностью остановить постройку LCS было невозможно - и деньги уже «выбиты», и готового проекта корабля на замену этого нет. Когда же подходящий проект появился, американские адмиралы заявили о намерении списать четыре первых LCS. Но тогда, в 2020 году, у них ничего не вышло. Начался поиск потенциальных покупателей (чтобы хоть как-то избавиться от проблемной техники). И нынешнее «щедрое» предложение грекам - одна из таких попыток «загнать» технику. Но согласятся ли на него сами греки...

Больше информации по этой теме в материале Еженедельника "Звезда"

#флот #сша #технологии #корабль #геополитика #греция