Найти тему

«Море» волнуется три…

Оглавление

7 апреля в Ижевске сыграют музыку Рахманинова, дирижера Крюкова и три симфонических эскиза Дебюсси

На финишной прямой II Рахманиновского фестиваля – 7 апреля в 19:00 – в столице Удмуртии снова выступит Государственный академический симфонический оркестр Республики Башкортостан. Коллектив под управлением Дмитрия Крюкова исполнит Каприччио на цыганские темы Сергея Рахманинова, два сочинения своего дирижера и известную звуковую картину Клода Дебюсси «Море», объединяющие три симфонических эскиза. Именно это удивительное произведение в программе наших гостей-друзей из Уфы станет «несущей конструкцией», на которую может опираться человек в сложные времена.

Выход с «Цыганочкой»

Переехав из Петербурга в Москву, юный Сережа Рахманинов продолжил обучение музыке в пансионе Николая Зверева, где нередко звучали цыганские таборные песни. Сначала голосом Веры Зориной, а затем Надежды Александровой.

В душе юноши эти романтичные вольные песни отзывались особыми чувствами. И когда незадолго до экзамена по композиции в Московской консерватории Рахманинову предложили подготовить одноактную оперу по пушкинской поэме «Цыганы», студент с пылкостью откликнулся на выполнение задания созвучного его внутреннему строю, и написал «Алеко».

Совсем не дилетантское, а вполне зрелое и талантливое творение. До такой высокой степени, что, когда мэтр Чайковский услышал эту оперу в фортепианном изложении, то предложил Сереже сыграть премьеру в одном вечере с его «Иолантой».

Это предложение приятно поразило и потрясло Рахманинова даже больше, чем три плюса, которые Петр Ильич добавил к оценке «отлично с плюсом», поставленным юноше консерваторской комиссией на экзамене по композиции.

Чуть позже молодой выпускник Московской консерватории еще раз обратился к цыганской тематике и в калейдоскопичном Каприччио для большого симфонического оркестра использовал не только цыганские народные напевы, включая популярную «Цыганочку», но и сделал «автореферат» мотивов из «Алеко».

Сказка для кларнета с оркестром

Кульминационным пиком в программе 7 апреля станет авторская музыка Дмитрия Крюкова, который является главным дирижером оркестра из Уфы и одновременно пробует себя в композиции.

Причем пробует успешно и эти пробы можно будет услышать в исполнении ГАСО РБ, когда прозвучит Концерт для кларнета с оркестром, в котором сольную партию исполнит Артур Назиуллин.

– В истории музыки есть множество примеров, когда благодаря дружбе между композиторами и артистами на свет появлялось огромное количество прекрасных произведений, – в интервью Удмуртской филармонии напомнил Артур Назиуллин – не только музыкант, но и генеральный директор оркестра из Республики Башкортостан. – Дружба Брамса и Мюльфельда помогла великому немецкому композитору выйти из творческого и жизненного кризиса, и написать несколько удивительных сочинений для кларнета. Точно также дружеские отношения между Вебером и Генрихом Йозефом Берманом, между Моцартом и Антоном Штадлером привели к тому, что два творца «взялись» за наш инструмент и наполнили не толстую пока кларнетовую библию восхитительными музыкальными страницами. Поэтому тесные творческие связи и человеческие отношения между автором и исполнителем очень часто положительно влияют на развитие музыкальных инструментов.

Линейку этих взаимосвязей как раз и продолжили наши уфимские соседи. Услышав и проникнувшись тем, как на кларнете играет Артур Назиуллин, Дмитрий Крюков написал кларнетовый опус, премьерное исполнение которого состоялось в Уфе в ноябре прошлого года.

– На мой взгляд, и слух, это сочинение получилось исключительно интересным, захватывающим, и разнообразным, блестяще сочетая в себе разнообразие ритмических рисунков и огромное количество ярчайших тем, которые в оригинальной оркестровке перекликаются с фольклорным мелосом разных народов. Скажу больше, в самом хорошем смысле этого слова, у нашего дирижера получилось написать сказку, в которой можно прочувствовать невольный оммаж сказочности музыки Римского-Корсакова, – Артур Назиуллин преподнес это произведение настолько умело и увлекательно, что вольно и невольно захотелось его услышать, прочувствовать и отрефлексировать. – В своем Концерте Дмитрий Крюков не делает прямых цитат, а берет, к примеру, несколько тактов из какой-то народной песни, и потом очень свежо развивает их дальше и к изначальному материалу эта музыка имеет отдаленное отношение. Как мне представляется, эта музыка стала большой удачей еще и потому, что под рукой у Дмитрия есть целый симфонический оркестр. Думаю, что мало у кого из композиторов имеется подобная возможность регулярного прикосновения к оркестру…

Артур Назиуллин
Артур Назиуллин

«Истинное чудо импрессионистского искусства»

Яркой «медианой» в программном «треугольнике» от ГАСО РБ на II Рахманиновском фестивале в Ижевске станет музыка Клода Дебюсси. Французский композитор, который написал множество тонких живописных полотен – вспомните хотя бы «Прелюдии», «Этюды» «Образы», «Эстампы» etc – серию из трех симфонических эскизов назвал «Морем» (La mer – «Море от зари до полудня», «Игра волн» и «Диалог ветра и моря»). И это творение оказалось одной из вершин в длинной цепочке высоких творческих пиков настоящего Художника звуков.

– Если бы среди всех творений Дебюсси я должен был выбрать одну партитуру, чтобы на ее примере мог получить представление об его музыке некто совершенно незнакомый с ней ранее, – я взял бы с такой целью триптих «Море». Это, на мой взгляд, произведение наитипичнейшее, в нем индивидуальность автора запечатлелась с наибольшей полнотой, – откровение соотечественника и коллеги Дебюсси Артюра Онеггера из сборника статей «Заклинание окаменелостей» сегодня стало хрестоматийным. - Хороша сама музыка или плоха – вся суть вопроса в этом. А у Дебюсси она блистательна. Все в его «Море» вдохновенно: все до мельчайших штрихов оркестровки – любая нота, любой тембр, – все продуманно, прочувствованно и содействует эмоциональному одушевлению, которым полна эта звуковая ткань. «Море» – истинное чудо импрессионистского искусства, и заверяю вас, что я не вкладываю в данный термин ни малейшего критического оттенка…

Музыка свободы и человеколюбия

Если у Рахманинова «Остров мертвых» ориентировал на впечатления от одной из Тирренских частей Средиземного моря, то у Дебюсси волны его «Моря» качались и прибивались к берегам не только на Средиземноморье, но и в любимой им Атлантике.

– Свободный человек всегда будет воспевать море, – утверждал Шарль Бодлер и Дебюсси был полностью согласен с французским поэтом.

– Музыка ближе всего к природе, – замечал композитор-импрессионист. – Она с полной ответственностью передает движение воды, игру волн, вызываемую меняющимися ветрами, и ничто по музыкальности не может сравниться с заходом солнца…

– «Море» – насквозь лирическое произведение, в котором отражен внутренний мир человека, живущего в столь неустойчивом внешнем мире, но находящего в самой этой вечной изменчивости некий эквивалент своим душевным запросам, – почти полвека назад с абсолютной точностью выводил советский музыковед Виктор Бобровский.

Из таинственной природы я сделал свою религию, – последнее слово оставалось за Дебюсси, музыку которого нынче можно и нужно прописывать человеческой цивилизации для профилактики, терапии, реабилитации и восстановления человеколюбия.

Текст: Александр Поскребышев