Ну что, можно мысленно вернуться на пару лет назад, во времена, когда из России массово уходили западные автопроизводители. И вспомнить, как многие писали "туда им и дорога!", "их место быстро займут китайские!". И осознать, что те, кто это писал ошибались (особенно если это были лично вы), китайские производители не собираются заходить в Россию, как во всех других сферах, так и конкретно в автопроме.
Про другие сферы в целом писал отдельно:
А теперь остановимся подробнее именно на автопроме.
Президент АвтоВАЗа Максим Соколов недавно заявил, что китайские автопроизводители не заинтересованы в локализации своих автомобилей в России и ведут агрессивную экспансию, а также агрессивную ценовую политику (продают машины в Россию намного дороже, чем они стоят в Китае). Это опубликовали даже в официальном правительственном СМИ - "Российская газета".
Вот его цитата:
К сожалению, мы продолжаем наблюдать крайне агрессивную ценовую экспансию со стороны импортируемых автомобилей китайских брендов, которые не заинтересованы и не видят стимула в локализации своего производства в России, что загрузило бы дополнительными заказами и российскую компонентную отрасль.
Экспансия, если кто не знает, это буквально захват территории.
Экспансия (от лат. expansio «распространение, расширение») — территориальное, географическое или иное расширение зоны обитания или зоны влияния отдельного государства или организации, народа, культуры или биологического вида.
Уже сейчас доля китайских автомобилей на российском рынке составляет 60%, в дальнейшем она может вырасти еще сильнее - такие данные приводит ассойиация "Российские автомобильные дилеры".
Эта доля резко подскочила именно в 2023 году, когда продажи китайских автомобилей в России за год выросли в 7 раз. В прошлом году китайские компании открыли в России 2107 дилерских центров. На российском авторынке официально появились 19 новых китайских брендов.
К ранее официально представленными брендам, таким как Chery, Geely, Omoda, FAW, Changan, Haval, JAC, Exeed, Tank и GAC, за 2023 год добавились следующие: Jaecoo, Jetour, Baic, Kaiyi, Voyah, Livan, Ora, Forthing, Skywell, SWM, Hongqi, Dongfeng, Li Xiang, Haima, Jetta, Wey, Aito, Rising, Venucia.
Но, внимание, ни один из этих брендов не открыл здесь свой автозавод! Автомобили только завозятся из Китая, причем по завышенной в разы цене (об этом подробно далее). За 2 последних года, фактически, единственным новым производящимся в России китайским автомобилем стал "Москвич" (у себя на родине - JAC). Да и тот завод погряз в убытках и долгах, а китайцы не учитывают данный автомобиль как свой (из-за изменения названия бренда).
В 2024 году китайцы намерены еще активнее захватывать российский авторынок: ожидается старт продаж еще от 30 до 45 новых брендов и рост продаж до 1,2 млн автомобилей. Китайский автопром официально поставил себе цель до конца 2024 года поднять свою долю на российском рынке до 80%. То есть, буквально захватить весь рынок!
При всем этом китайские авто в России до настоящего момента стоили, как минимум, в 2 раза дороже, чем в Китае. А теперь будут еще дороже. Почему?
В Ассоциации российских автодилеров подсчитали все дополнительные расходы на примере отдельной взятой марки авто: Jetta VA3.
В Китае российские дилеры покупают этот автомобиль за 68 500 юаней, или 890 500 руб. Еще 730 000 руб. — это различные сборы в бюджет России, среди которых самые серьезные платежи — это утилизационный сбор (более 300 тыс. руб.), НДС (более 200 тыс. руб.) и таможенная пошлина (133 575 руб.). Доставка автомобиля обходится сейчас в 240 тыс. руб. Ну и далее идут накрутки дилеров и дистрибьюторов — каждый из них берет себе по 140–190 тыс. руб., но часто эта сумма меньше, так как продавцы делают скидки на машины, особенно когда отсутствует дефицит. А сейчас дефицита нет.
Таким образом, из-за сборов в бюджет стоимость автомобилей в России получается примерно в два раза выше, чем в Китае. Например, популярный в России кроссовер Chery Tiggo 8 Pro китайским покупателям обходится в 134 тыс. юаней, или примерно в 1,8 млн руб. А в России за эту модель просят более 3,6 млн руб. (цены, правда, без учета скидок). Похожая ситуация и с Haval Jolion, который делают в России. Однако сборка в нашей стране не сильно помогла этой модели — в Китае Jolion можно купить за 1 377 000 руб. (102 тыс. юаней), а в России модель в похожей комплектации стоит более 2 400 000 руб.
И вот, теперь эти данные по удорожанию можно считать устаревшими, потому что после очередного повышения таможенных пошлин с 1 апреля 2024 года, китайское авто может стоить в России уже в 4,5-5 раз дороже!
Вот как объясняет ситуацию финансовый аналитик Василий Олейник:
..спасибо нашему государству, которое ввело утилизационный сбор, и машины подорожали сразу на 20%. С 1 апреля после введения новых тарифных пошлины машины стали не только дороже, но и еще более недоступными по параллельному импорту. Его теперь фактически тоже не будет, поскольку в год на одного человека можно ввозить только одну машину.
Я живу рядом с таможней и наблюдал бешеный ажиотаж — очереди каждое утро просто километровые на растаможивание и оформление документов. Перекупщики везли машины целыми составами, по 50, по 100 штук, чтобы успеть растаможить. Поскольку все понимали, что после 1 апреля даже китайская машина, которая стоила 4 миллиона — будет стоит почти 5 миллионов, тогда как в Китае она на наши деньги стоит 1 миллион!»
Когда машина доходила сюда раньше, то вместе с растаможкой ее цена повышалась до 2-2,5 миллионов рублей, потом туда добавлялась оплата доставки в салон (около 500 тысяч рублей), и комиссионные, которые накидывал дилер (еще 500 тысяч рублей). Итоговая цена превращалась из изначального 1 миллиона — в 3,5 миллиона рублей. После 1 апреля она и вовсе достигнет 4,5-5 миллионов…
Вот к чему привело "импортозамещение" западных автомобильных брендов китайскими.
В заключение, можно вспомнить, как было:
И вспомнить, что цена европейских, японских и даже американских авто, производимых в России, не сильно то отличалась от стоимости у себя на родине. А еще эти заводы обеспечивали весомый вклад в развитие российской экономики: технологии, рабочие места, налоги, высокая производительность, даже экспорт и все такое прочее.
Финансовый аналитик Анатолий Несмиян, комментируя ситуацию, утверждает, что Китай рассматривает Россию как свою колонию:
Это означает абсолютно железное правило экономических взаимоотношений метрополии и колонии — „оттуда“ поступает дешевое сырье по бросовым ценам, „туда“ идет продукция высокого передела максимально высокой стоимости. Создавать на территории колонии производства, тем более производства полного цикла — это означает оставлять там часть добавленной стоимости.
Подписывайтесь на телеграм-канал Финансовый гений, чтобы получать еще больше полезной информации и оперативно отслеживать выход новых публикаций на сайте и в Дзене.