Данная методика обучения певческому вдоху основана на принципах классической итальянской школы и вокальной реформе Дюпре-Гарсия. Для обучения рекомендуется нижнерёберный тип певческого дыхания как основополагающий.
На момент начала вдоха фиксируется правильное положение тела.
Технология обучения певческому вдоху «На раз-два-три» заключается в сознательном разделении процесса подготовки вокального аппарата к пению на три этапа, что затем выполняется под счёт: 1-2-3. Темп счёта может меняться по мере усвоения основных навыков каждого из этапов.
Принцип освоения технологии заключается в сознательном фиксировании внимания на основных аспектах входящих в понятие певческого вдоха.
Вместе с тем, закрепляется понимание не резкого, а постепенного процесса взятия воздуха.
Таким образом, под счёт не просто выполняются какие-то действия, а дополняются к друг другу . По сути, это одно действие но разделённое на три этапа.
Важно сохранять увеличенные резонаторные полости ротоглоточного рупора:
- поднятую нёбную занавеску,
- прижатый язык,
- стабильность гортани
- правильное положения тела
- психологическую готовность к фразе и атаке звука ,
- мышечную активность ,
- чувство опоры.
Технология обучения певческому вдоху «На раз-два-три».
На «раз» - обучающемуся предлагается начать осуществление вдоха с открытия рта в объёме будущего звука с учётом его высоты и диапазона исполняемой фразы. Акцентируется внимание на поднятии нёбной занавески , положении задней части языка и положении гортани соответствующие исполняемой гласной, активизации ротоглоточного рупора.
На «два»- обучающийся осознанно корректирует положение туловища, выпрямляет позвоночник, верхняя часть грудной клетки слегка полаётся вперёд.
На «три»- осуществляется сознательное закрепление диафрагмы окружающими мышцами, акцентируется внимание на характере атаки звука, отношение к звуку, психологический настрой на вокальную фразу (её продолжительность и технические задачи).
Овладение технологией требует достаточно времени для закрепления навыков и предполагает постепенное сокращение времени для вдоха с учётом выполнения всех необходимых задач по подготовке голосового аппарата к работе.
Взятие дыхания разделённое на три этапа позволяет гораздо быстрее приобрести стабильные навыки активизации дыхательной функции, позиционной активности, снять излишнее напряжение и зажатость, сделать процесс взятии воздуха более осознанным и подконтрольным.
Технологии взятия дыхания «На раз- два-три» дает следующее:
- внимание улучшается,
- повышается самоконтроль исполнителя,
- стабилизируется психо-эмоциональное состояние,
- повышается степень готовности к выступлению,
- проявляется оздоравливающий эффект связанный с упорядоченностью процесса дыхания и с коррекцией положения позвоночника,
- снимаются зажимы и боязнь верхних нот.
Какие изменения происходят в голосовом аппарате.
На первом этапе формируется навык сознательного формирования ротоглоточным рупором «универсальной гласной», что в дальнейшем обеспечивает значительное расширение диапазона и облегчение процесса соединения регистров.
Психологическая готовность к работе над техническими задачами исполнения активизируется вялость артикуляционного аппарата.
Зевок непосредственно влияет на положение гортани. Можно опустить или поднять гортань на 3.5 – 4см. от положения покоя. Когда происходит смещение гортани вверх или вниз, все полости над ней меняют свои размеры. Это приводит к изменению тембра певческого голоса.
Позиция гортани в пении определяется необходимостью для каждого голоса иметь надставную трубку определённой длины, при которой голос получает характерное звучание и голосовая щель выполняет свою работу наиболее свободно.
Рот, нёбо, надгортанник, язык и губы действуют как раструб трубы и формируют таким способом слово в процессе пения.
Фиксирование внимания на данной проблеме на втором этапе технологии («на два») позволяет повысить уровень самоконтроля положения тела и приводит к пониманию важности данной задачи для правильного звукообразования и работы вокального аппарата.
Положение позвоночника и грудной клетки непосредственно влияют на мышцы, контролирующие давление воздуха , тембр и силу голосаю
Положение тела во время звукоизвлечения сохраняется в подсознании и через некоторое время переходит в условный рефлекс. Таким образом, даже если человек в обычной жизни сутулился, страдает зажимом плечевого пояса, недостатком головного кровообращения, а при пении все улучшается. превращается в здоровое состояние.
На первом году обучения «атака» звука также нуждается в особом внимании и требует сознательного отношения. Почти все отличаются вялостью начала звукообразования из-за недостаточной дикционной активности, слабой «подачи» звука, отсутствием понимания задачи «донести» текст и звук до слушателя.
Понятие предстоящего процесса пения сознательно связывается с конкретным звуком, его высотой, расположением в вокальном регистре, активизацией соответствующих резонаторных полостей.