Найти тему

«Поцелуй»: экранизация романа Цвейга про чувство вины и этику общения с инвалидами

Фильм датского режиссера Билле Аугуста «Поцелуй» — экранизация романа Стефана Цвейга «Нетерпение сердца». Сначала лента смотрится как добротная последовательная экранизация романа, но ближе к финалу становится понятен замысел режиссера. Его можно сформулировать, использовав название отечественного водевиля: «Беда от нежного сердца».

Поцелуй - кульминационная сцена. Всего один поцелуй, но какая гамма чувств!
Поцелуй - кульминационная сцена. Всего один поцелуй, но какая гамма чувств!

Главный герой — Антон Абельгор (Эсбен Смед), юноша с нежным сердцем из обедневшей аристократической семьи. Он самолюбив и хочет восстановить фамильную честь, сделав военную карьеру. Будущий офицер несет тяготы службы. Однажды во время учений он замечает завязшую в грязи конную повозку и направляет свой взвод, чтобы выручить путешественника.

Им оказывается богатый владелец роскошного замка неподалеку от расположения военных. В знак благодарности Антона приглашают в замок на ужин.

Хорошо показан контраст грязных унылых казарм, тоскливой муштры и богатых интерьеров замка, с изысканно накрытым столом, картинами на стенах. В казармах аскетизм, грубые шутки офицеров, наказания, в замке — свечи, музыка, вкусная еда, приятное общество. Все то, к чему Антон давно стремился.

Первое знакомство Антона и Эдит.
Первое знакомство Антона и Эдит.

Все стараются быть милыми с молодым офицером, и его охватывает что-то вроде эйфории. Впрочем, она резко схлынет, и он, закрыв лицо руками, кинется прочь из замка.

Момент, предшествующий позору Антона, на экране длится долго — вот он подходит к дочери барона Эдит (Клара Росагер), сидящей возле столика с двумя пожилыми дамами, и приглашает ее танцевать. Неловкая долгая пауза, на лице Эдит радость сменяется удивлением, удивление — отчаянием.

Девушка с усилием поднимается, кажется, еще миг — и она сделает шаг навстречу кавалеру. Но тут Эдит слегка приподнимает подол платья, чтобы Антон увидел обувь для людей с парализованными ногами и ремни, помогающие сгибанию-разгибанию конечностей.

Эдит, пошатнувшись, падает. Опрокинутый чайный столик, осколки посуды, ужас и негодование в глазах дам, рыдания Эдит, смолкший оркестр. И убегающий прочь, сгорающий от стыда Антон.

Эдит (Клара Росагер).
Эдит (Клара Росагер).

У юной аристократки травма позвоночника, и она не может ходить без посторонней помощи. Наутро Антон посылает девушке букет цветов, чтобы загладить свой проступок, и в ответ получает записку с приглашением приехать на чай, с ехидной ремаркой: ведь, как он заметил, Эдит всегда дома.

Так началась история нездоровых отношений, анализу которых и посвящен этот фильм. Лейтенанта Абельгора, у которого своих проблем достаточно и по службе, и в собственной разоренной неблаговидным поступком отца семье, по полной программе вовлекут в семейные проблемы обитателей старинного роскошного замка.

Антон обречен на душевные метания. Почему бы и не поддержать Эдит, ведь она несчастна? Но друзья-офицеры резко осуждают его за то, что он ухаживает за девушкой-калекой — они считают, что он продается за богатство барона и тем самым порочит офицерскую честь.

Антон (Эсбен Смед).
Антон (Эсбен Смед).

Мы постоянно видим на экране крупным планом лица — растерянное и огорченное лицо Антона, который вынужден прятать свои чувства, он сам еще понял, как он относится к Эдит. Симпатия это или жалость к калеке, дружеская привязанность или сострадание?

Мы постоянно видим крупным планом лицо Эдит, и на нем тоже чувства сменяют одно другое — радость, ревность, подозрительность, надежда, отчаяние.

Молодой лейтенант тоже не знает — а если бы Эдит не была парализована, полюбила бы она нищего офицера?

Как быть Антону в этой ситуации? Просто навещать девушку и быть дружелюбным? Но таким образом он подаст ей ложные надежды. Перестать ездить в замок? Но тогда к нему в казарму несутся родственники Эдит и буквально на коленях умоляют не оставлять ее — взбалмошная, нервная и капризная девица отказывается продолжать лечение и вообще может сотворить с собой невесть что…

Барон (Ларс Миккельсон).
Барон (Ларс Миккельсон).

В общем, Антон попал. Его моральные терзания бесконечны.

Роман Стефана Цвейга «Нетерпение сердца» стал одним из первых произведений в художественной литературе, поднимающий вопросы этики общения с инвалидами. И в романе, и в фильме проводником этой этики является доктор, который сам женился слепой женщине, одной из своих пациенток.

Он говорит Антону о двух видах жалости: сентиментальной и помогающей. Их надо разделять, поскольку первая бесполезна или даже губительна, а вторая действенна. Он также разъясняет, что люди с инвалидностью иначе воспринимают мир и окружающих.

Но Антон снедаем чувством вины и жалостью к Эдит. И все получается, как предрек доктор, и даже хуже: подвел свой полк, опозорил девушку, подставил доктора, когда по просьбе барона внушил Эдит ложную надежду на выздоровление.

Фильм показывает Европу образца 1914 года.
Фильм показывает Европу образца 1914 года.

И этой проблематики было бы достаточно, чтобы получился заставляющий о много подумать фильм, но нужно добавить, что действие происходит в Европе в 1914 году, в самом преддверии Первой мировой войны. В самое пекло, в окопы Первой мировой попадает Антон — это его бегство от проблем, которые были созданы его нетерпеливым сердцем.

И там мы видим, что Антон верен себе — он по-прежнему не может видеть чужих страданий. И его чувство сострадания гораздо сильнее, чем голос рассудка. И если на протяжении фильма мы сомневались, любит ли Антон Эдит, то финалом режиссер дает понять: а ведь счастье было так возможно и так близко!

Кадры из фильма с сайта Кино-Театр.ру.

О других фильмах - экранизациях классики:

Буду рада новым подписчикам, а также вашим комментариям и 👍, они помогают каналу развиваться!