Фильм датского режиссера Билле Аугуста «Поцелуй» — экранизация романа Стефана Цвейга «Нетерпение сердца». Сначала лента смотрится как добротная последовательная экранизация романа, но ближе к финалу становится понятен замысел режиссера. Его можно сформулировать, использовав название отечественного водевиля: «Беда от нежного сердца».
Главный герой — Антон Абельгор (Эсбен Смед), юноша с нежным сердцем из обедневшей аристократической семьи. Он самолюбив и хочет восстановить фамильную честь, сделав военную карьеру. Будущий офицер несет тяготы службы. Однажды во время учений он замечает завязшую в грязи конную повозку и направляет свой взвод, чтобы выручить путешественника.
Им оказывается богатый владелец роскошного замка неподалеку от расположения военных. В знак благодарности Антона приглашают в замок на ужин.
Хорошо показан контраст грязных унылых казарм, тоскливой муштры и богатых интерьеров замка, с изысканно накрытым столом, картинами на стенах. В казармах аскетизм, грубые шутки офицеров, наказания, в замке — свечи, музыка, вкусная еда, приятное общество. Все то, к чему Антон давно стремился.
Все стараются быть милыми с молодым офицером, и его охватывает что-то вроде эйфории. Впрочем, она резко схлынет, и он, закрыв лицо руками, кинется прочь из замка.
Момент, предшествующий позору Антона, на экране длится долго — вот он подходит к дочери барона Эдит (Клара Росагер), сидящей возле столика с двумя пожилыми дамами, и приглашает ее танцевать. Неловкая долгая пауза, на лице Эдит радость сменяется удивлением, удивление — отчаянием.
Девушка с усилием поднимается, кажется, еще миг — и она сделает шаг навстречу кавалеру. Но тут Эдит слегка приподнимает подол платья, чтобы Антон увидел обувь для людей с парализованными ногами и ремни, помогающие сгибанию-разгибанию конечностей.
Эдит, пошатнувшись, падает. Опрокинутый чайный столик, осколки посуды, ужас и негодование в глазах дам, рыдания Эдит, смолкший оркестр. И убегающий прочь, сгорающий от стыда Антон.
У юной аристократки травма позвоночника, и она не может ходить без посторонней помощи. Наутро Антон посылает девушке букет цветов, чтобы загладить свой проступок, и в ответ получает записку с приглашением приехать на чай, с ехидной ремаркой: ведь, как он заметил, Эдит всегда дома.
Так началась история нездоровых отношений, анализу которых и посвящен этот фильм. Лейтенанта Абельгора, у которого своих проблем достаточно и по службе, и в собственной разоренной неблаговидным поступком отца семье, по полной программе вовлекут в семейные проблемы обитателей старинного роскошного замка.
Антон обречен на душевные метания. Почему бы и не поддержать Эдит, ведь она несчастна? Но друзья-офицеры резко осуждают его за то, что он ухаживает за девушкой-калекой — они считают, что он продается за богатство барона и тем самым порочит офицерскую честь.
Мы постоянно видим на экране крупным планом лица — растерянное и огорченное лицо Антона, который вынужден прятать свои чувства, он сам еще понял, как он относится к Эдит. Симпатия это или жалость к калеке, дружеская привязанность или сострадание?
Мы постоянно видим крупным планом лицо Эдит, и на нем тоже чувства сменяют одно другое — радость, ревность, подозрительность, надежда, отчаяние.
Молодой лейтенант тоже не знает — а если бы Эдит не была парализована, полюбила бы она нищего офицера?
Как быть Антону в этой ситуации? Просто навещать девушку и быть дружелюбным? Но таким образом он подаст ей ложные надежды. Перестать ездить в замок? Но тогда к нему в казарму несутся родственники Эдит и буквально на коленях умоляют не оставлять ее — взбалмошная, нервная и капризная девица отказывается продолжать лечение и вообще может сотворить с собой невесть что…
В общем, Антон попал. Его моральные терзания бесконечны.
Роман Стефана Цвейга «Нетерпение сердца» стал одним из первых произведений в художественной литературе, поднимающий вопросы этики общения с инвалидами. И в романе, и в фильме проводником этой этики является доктор, который сам женился слепой женщине, одной из своих пациенток.
Он говорит Антону о двух видах жалости: сентиментальной и помогающей. Их надо разделять, поскольку первая бесполезна или даже губительна, а вторая действенна. Он также разъясняет, что люди с инвалидностью иначе воспринимают мир и окружающих.
Но Антон снедаем чувством вины и жалостью к Эдит. И все получается, как предрек доктор, и даже хуже: подвел свой полк, опозорил девушку, подставил доктора, когда по просьбе барона внушил Эдит ложную надежду на выздоровление.
И этой проблематики было бы достаточно, чтобы получился заставляющий о много подумать фильм, но нужно добавить, что действие происходит в Европе в 1914 году, в самом преддверии Первой мировой войны. В самое пекло, в окопы Первой мировой попадает Антон — это его бегство от проблем, которые были созданы его нетерпеливым сердцем.
И там мы видим, что Антон верен себе — он по-прежнему не может видеть чужих страданий. И его чувство сострадания гораздо сильнее, чем голос рассудка. И если на протяжении фильма мы сомневались, любит ли Антон Эдит, то финалом режиссер дает понять: а ведь счастье было так возможно и так близко!
Кадры из фильма с сайта Кино-Театр.ру.
О других фильмах - экранизациях классики:
Буду рада новым подписчикам, а также вашим комментариям и 👍, они помогают каналу развиваться!