Этот фильм, претендующий на «Оскар», снят немецким режиссером Эдвардом Бергером по одноименному роману Ремарка.
В предисловии Ремарк писал: «Эта книга не является ни обвинением, ни исповедью. Это только попытка рассказать о поколении, которое погубила война, о тех, кто стал её жертвой, даже если спасся от снарядов».
Фильм получился не о поколении, он как раз больше похож на обвинение, и его главный герой — не Пауль Боймер, который вместе с друзьями-одноклассниками пошел воевать сразу после школы, и не другие его однополчане. Главный герой — сама война.
Весна 1917 года, идет третий год Первой мировой. Мы видим солдата, собирающего жетоны погибших, затем других солдат, сортирующих годную форму, каски, сапоги, затем — огромные котлы, в которых отстирывается форма и бесконечный швейный цех, где ее приводят в порядок, чтобы одеть новобранцев.
И только потом мы видим воодушевленных мальчишек с горящими глазами, которые только что выпустились из школы и рвутся на фронт. Их вдохновляют речи директора школы, их вдохновляет военком.
А дальше — окопы, и это уже не бравые мальчишки, а перепачканные землей и кровью перепуганные дети. Очень резкий контрасты — только что мы видели мальчишек, которые хотят показать, какие они крутые, и война — отличный повод. И вот реальность, которая их просто размазывает, кого-то морально, кого-то — физически.
Выделяется только Пауль (Феликс Каммерер) как главный герой (правильнее сказать, протагонист или центральное действующее лицо, поскольку героизма в этом образе нет). В его глазах —застывшие ужас и боль, которые он пронесет до финала. Они останутся в его глазах и тогда, когда Пауль из чуткого юноши, тяжело переживающего гибель товарищей, и сам станет тупым и безжалостным орудием войны.
Характеры остальных ребят-сослуживцев не проработаны совершенно, даже непонятно, чем они отличаются друг от друга — разве тем, что один из них в очках, по которым его тело потом опознает Пауль после очередного боя.
А так без разницы, у кого какая индивидуальность, потому что главный герой — война.
И второй контраст, который тоже очень яркий. Изысканная кофейная чашка, белая скатерть и свежая выпечка в штабном вагоне, в котором немецкая делегация едет на переговоры с французами о мире.
И тут же нам показывают голод тех, кто сидит в окопах. Как солдаты воруют провизию у местного населения, и как накидываются в блиндаже на объедки, оставшиеся после только что убитых ими офицеров армии противника.
Решают одни, а страдают и гибнут другие. Решают единицы, а гибнут десятки тысяч.
Смотреть на это больно.
Но это все мы и так знаем.
По жесткости фильм напоминает «Иди и смотри» Элема Климова. Только без слез и сопереживания героям. Тут не плачешь, тут рационально понимаешь ужас, в который погружены главные герои.
Съемки очень натуралистичные — озера крови и пожарища, поля, усеянные телами — вблизи и панорамно. Откровенный ужас войны. Постоянно подчеркивается жестокость и бессмысленность — за что идут сражения, нам неясно. Что мотивирует солдат делать их работу — неясно.
Тем более, что силы неравны — акцент делается на том, что противник страшен и беспощаден, он вооружен более серьезно — у французов и огнеметы, превращающие солдат в живые факелы, и танки, от которых содрогается земля за несколько километров.
И мы видим, как у Пауля и его сослуживцев земля не раз переворачивалась под ногами от ужаса.
«Пока мы спорим, каждую минуту гибнет новый солдат», — с болью отмечает на переговорах представитель немецкой делегации.
Так работает машина войны. Мы слышим ее лязг и скрежет в тревожащих и страшных музыкальных аккордах.
Нам, насмотревшимся в свое время фильмов про Великую Отечественную, эта картина мало что нового открывает про ужасы войны. Но в наших фильмах всегда был патриотизм и смысл, а здесь солдат просто гонят на убой во имя ничего. Кормят ими машину войны.
«Это как лихорадка, ее никто не зовет. Но она приходит», — говорит Паулю о войне его сослуживец, неграмотный сапожник Кат, которого дома ждет красавица-жена. И который говорит о себе: «Кто я такой? Пара ботинок с винтовкой».
Фильм очень сильно бьет по эмоциям, но кроме опустошенности и бессилия, не вызывает ничего. Смотреть или нет, решайте сами.
О других фильмах, претендующих в этом году на "Оскар", рассказывала здесь:
Не забудьте поставить 👍, помогите развитию канала!