Найти тему

«На Западном фронте без перемен» (2022). Самый тяжелый фильм из просмотренных за последнее время

Этот фильм, претендующий на «Оскар», снят немецким режиссером Эдвардом Бергером по одноименному роману Ремарка.

В предисловии Ремарк писал: «Эта книга не является ни обвинением, ни исповедью. Это только попытка рассказать о поколении, которое погубила война, о тех, кто стал её жертвой, даже если спасся от снарядов».

Пауль (Феликс Каммерер).
Пауль (Феликс Каммерер).

Фильм получился не о поколении, он как раз больше похож на обвинение, и его главный герой — не Пауль Боймер, который вместе с друзьями-одноклассниками пошел воевать сразу после школы, и не другие его однополчане. Главный герой — сама война.

Весна 1917 года, идет третий год Первой мировой. Мы видим солдата, собирающего жетоны погибших, затем других солдат, сортирующих годную форму, каски, сапоги, затем — огромные котлы, в которых отстирывается форма и бесконечный швейный цех, где ее приводят в порядок, чтобы одеть новобранцев.

И только потом мы видим воодушевленных мальчишек с горящими глазами, которые только что выпустились из школы и рвутся на фронт. Их вдохновляют речи директора школы, их вдохновляет военком.

А дальше — окопы, и это уже не бравые мальчишки, а перепачканные землей и кровью перепуганные дети. Очень резкий контрасты — только что мы видели мальчишек, которые хотят показать, какие они крутые, и война — отличный повод. И вот реальность, которая их просто размазывает, кого-то морально, кого-то — физически.

Друзья-выпускники.
Друзья-выпускники.

Выделяется только Пауль (Феликс Каммерер) как главный герой (правильнее сказать, протагонист или центральное действующее лицо, поскольку героизма в этом образе нет). В его глазах —застывшие ужас и боль, которые он пронесет до финала. Они останутся в его глазах и тогда, когда Пауль из чуткого юноши, тяжело переживающего гибель товарищей, и сам станет тупым и безжалостным орудием войны.

Характеры остальных ребят-сослуживцев не проработаны совершенно, даже непонятно, чем они отличаются друг от друга — разве тем, что один из них в очках, по которым его тело потом опознает Пауль после очередного боя.

А так без разницы, у кого какая индивидуальность, потому что главный герой — война.

Новобранцам выдали форму.
Новобранцам выдали форму.

И второй контраст, который тоже очень яркий. Изысканная кофейная чашка, белая скатерть и свежая выпечка в штабном вагоне, в котором немецкая делегация едет на переговоры с французами о мире.

И тут же нам показывают голод тех, кто сидит в окопах. Как солдаты воруют провизию у местного населения, и как накидываются в блиндаже на объедки, оставшиеся после только что убитых ими офицеров армии противника.

Решают одни, а страдают и гибнут другие. Решают единицы, а гибнут десятки тысяч.

Смотреть на это больно.

Но это все мы и так знаем.

По жесткости фильм напоминает «Иди и смотри» Элема Климова. Только без слез и сопереживания героям. Тут не плачешь, тут рационально понимаешь ужас, в который погружены главные герои.

Съемки очень натуралистичные — озера крови и пожарища, поля, усеянные телами — вблизи и панорамно. Откровенный ужас войны. Постоянно подчеркивается жестокость и бессмысленность — за что идут сражения, нам неясно. Что мотивирует солдат делать их работу — неясно.

Тем более, что силы неравны — акцент делается на том, что противник страшен и беспощаден, он вооружен более серьезно — у французов и огнеметы, превращающие солдат в живые факелы, и танки, от которых содрогается земля за несколько километров.

И мы видим, как у Пауля и его сослуживцев земля не раз переворачивалась под ногами от ужаса.

Трудно выбрать кадры для иллюстрации, чтобы не нарушить правила Дзена.
Трудно выбрать кадры для иллюстрации, чтобы не нарушить правила Дзена.
«Пока мы спорим, каждую минуту гибнет новый солдат», — с болью отмечает на переговорах представитель немецкой делегации.

Так работает машина войны. Мы слышим ее лязг и скрежет в тревожащих и страшных музыкальных аккордах.

Нам, насмотревшимся в свое время фильмов про Великую Отечественную, эта картина мало что нового открывает про ужасы войны. Но в наших фильмах всегда был патриотизм и смысл, а здесь солдат просто гонят на убой во имя ничего. Кормят ими машину войны.

«Это как лихорадка, ее никто не зовет. Но она приходит», — говорит Паулю о войне его сослуживец, неграмотный сапожник Кат, которого дома ждет красавица-жена. И который говорит о себе: «Кто я такой? Пара ботинок с винтовкой».

Фильм очень сильно бьет по эмоциям, но кроме опустошенности и бессилия, не вызывает ничего. Смотреть или нет, решайте сами.

О других фильмах, претендующих в этом году на "Оскар", рассказывала здесь:

Не забудьте поставить 👍, помогите развитию канала!