Найти тему

«Утраченные иллюзии»: фильм о провинциалах в столице по роману Бальзака

Залитые солнцем луга вдохновляют одаренного юношу Люсьена на стихи о маргаритках. Провинциальный Байрон грезит о покорении поэтического Олимпа и славе, но в реальности у него — физически тяжелая и грязная работа в типографии Ангулема, небольшого городка во Франции, славящегося производством бумаги и развитой полиграфией.

Люсьен Шардон (Бенджамин Вуазен). Кадр из фильма.
Люсьен Шардон (Бенджамин Вуазен). Кадр из фильма.

Однако стихи Люсьена в совокупности с тем, что он красавчик, покоряют сердце романтичной и несчастной в браке аристократки мадам де Баржетон. Так начинается фильм «Утраченные иллюзии» по одноименному роману Бальзака (производство Франция, Бельгия, режиссер Ксавье Джанолли).

Пользуется ли связью с аристократкой сын аптекаря Люсьен, чтобы улучшить свое положение? Нет, Люсьен наивен, благодарен прекрасной даме за оценку его талантов, готов и дальше воспевать ее в сонетах. Но о их связи становится известно мужу, скандал вынуждает мадам де Баржетон уехать в Париж. Она тайно увозит с собой Люсьена.

Париж, как и любая столица, живет совершенно по другим законам, на всех уровнях идет жесточайшая конкуренция за место под солнцем.

В столице влюбленные расстаются — мадам де Баржетон приходится дорожить репутацией, и Люсьен Шардон вынужден выживать самостоятельно. Первые иллюзии рушатся.

Пастораль в лугах под Ангулемом. Кадр из фильма.
Пастораль в лугах под Ангулемом. Кадр из фильма.

В фильме развивается тема выживания провинциалов в столице. Мечтающий издаваться Люсьен знакомится с газетчиками. Он наивно полагает, что газеты информируют о книгах, театральных премьерах, а журналисты свободно высказывают свои мысли.

Но прожженный газетчик Лусто разбивает его очередные иллюзии. Газета — это магазин новостей: публикуются только те новости, которые оплачены, пусть даже они не содержат ни капли правды. Тем лучше для газетчиков — за опровержение слуха назавтра другой заказчик заплатит еще больше!

Редакция полна крякающих уток, путающихся под ногами журналистов — намек на то, что газетные «утки» лихо вылетают из-под их перьев одна за другой.

Журналисты зарабатывают на проплаченных статьях, то превознося до небес, а то стирая с лица земли тех или иных персон. Это такие же, как и Люсьен, провинциалы, «понаехавшие», которые выживают в Париже, как могут. Для них все средства хороши — идти по головам для них норма, иначе другие затопчут тебя. Они влюбляются в актрис, и готовы не только делить свою любовь с богатыми покровителями девушек, но даже жить за их счет.

Костюмы и декорации - одно из достоинств. Кадр из фильма.
Костюмы и декорации - одно из достоинств. Кадр из фильма.

Нежный душой Люсьен не понимает, как такое возможно, но дух легких денег захватывает его очень быстро. Он успешен, популярен, коронован любовью и счастьем. И это тоже иллюзия — она развеется, потому что общество по отношению к Люсьену действует так же жестко, как и он к нему — забывает обещания, коварно предает и норовит подставить подножку.

Не случайно в фильме много внимания уделяется театральным квакерам-свистунам и их дирижеру. В театрах большая группа людей рассредоточивалась среди зрителей и обеспечивала спектаклю успех или провал, по команде устраивая либо овацию, либо закидывая артистов гнилыми помидорами. А реакция зависела от того, сколько за нее заплатят.

В этом жестком мире, где правят бал деньги и титулы, не выживают ни любовь, ни искусство.

К достоинствам фильма можно отнести исторические костюмы и богатые декорации, музыкальное оформление и актерские работы. В главной роли - Бенжамен Вуазен, 25-летний французский актер, это, похоже, его первая серьезная роль в кино, и очень хороший яркий старт.

Роль издателя исполнил Жерар Депардье. Кадр из фильма.
Роль издателя исполнил Жерар Депардье. Кадр из фильма.

Герой Вуазена, пройдя круг испытаний и потеряв, помимо иллюзий, все, что приобрел, возвращается в свой по-прежнему залитый солнцем пасторальный Ангилем, чтобы заново начать жизнь.

Если сравнить с книгой, конечно, у Бальзака в его «Человеческой комедии», частью которой являются «Утраченные иллюзии», все жестче.

Люсьен гораздо более порочен — в книге он более циничен с женщинами, он предает доверившихся ему друзей-писателей (в фильме их просто нет, Люсьен сразу попадает в общество продажных газетчиков и, благодаря таланту, становится первым среди них).

Совершенно другая в фильме и мадам де Баржетон (Сесиль да Франс), она и в Париже остается несчастной, смущенной и влюбленной провинциалкой, которая никак не может побороть свое влечение к Люсьену и продолжает верить, что несмотря на цинизм и злые хлесткие газетные статьи, в душе он все тот же робкий юноша-поэт. Хотя в книге она — та еще интриганка.

Мадам де Баржетон (Сесиль де Франс). Кадр из фильма.
Мадам де Баржетон (Сесиль де Франс). Кадр из фильма.

Фильм оставляет надежду, что Люсьен, прошедший все эти круги парижского ада, расстался с иллюзиями, чтобы начать жить настоящей жизнью — но уже не в мрачном, постоянно дождливом Париже, который прожует, выплюнет и легко растопчет жизнь человека без денег и титула. Не случайно полицейские поставили сети поперек Сены за мостом — ловить тела неудачников, которым Париж оказался не по силам.

Если видели фильм, поделитесь впечатлениями, мне интересно!

Ваши 👍 являются для автора моральным поощрением, не забывайте об этом))

Фото с сайта Кино-Театр.ру

#кино #утраченные иллюзии #экранизации #кино круглый год