Залитые солнцем луга вдохновляют одаренного юношу Люсьена на стихи о маргаритках. Провинциальный Байрон грезит о покорении поэтического Олимпа и славе, но в реальности у него — физически тяжелая и грязная работа в типографии Ангулема, небольшого городка во Франции, славящегося производством бумаги и развитой полиграфией.
Однако стихи Люсьена в совокупности с тем, что он красавчик, покоряют сердце романтичной и несчастной в браке аристократки мадам де Баржетон. Так начинается фильм «Утраченные иллюзии» по одноименному роману Бальзака (производство Франция, Бельгия, режиссер Ксавье Джанолли).
Пользуется ли связью с аристократкой сын аптекаря Люсьен, чтобы улучшить свое положение? Нет, Люсьен наивен, благодарен прекрасной даме за оценку его талантов, готов и дальше воспевать ее в сонетах. Но о их связи становится известно мужу, скандал вынуждает мадам де Баржетон уехать в Париж. Она тайно увозит с собой Люсьена.
Париж, как и любая столица, живет совершенно по другим законам, на всех уровнях идет жесточайшая конкуренция за место под солнцем.
В столице влюбленные расстаются — мадам де Баржетон приходится дорожить репутацией, и Люсьен Шардон вынужден выживать самостоятельно. Первые иллюзии рушатся.
В фильме развивается тема выживания провинциалов в столице. Мечтающий издаваться Люсьен знакомится с газетчиками. Он наивно полагает, что газеты информируют о книгах, театральных премьерах, а журналисты свободно высказывают свои мысли.
Но прожженный газетчик Лусто разбивает его очередные иллюзии. Газета — это магазин новостей: публикуются только те новости, которые оплачены, пусть даже они не содержат ни капли правды. Тем лучше для газетчиков — за опровержение слуха назавтра другой заказчик заплатит еще больше!
Редакция полна крякающих уток, путающихся под ногами журналистов — намек на то, что газетные «утки» лихо вылетают из-под их перьев одна за другой.
Журналисты зарабатывают на проплаченных статьях, то превознося до небес, а то стирая с лица земли тех или иных персон. Это такие же, как и Люсьен, провинциалы, «понаехавшие», которые выживают в Париже, как могут. Для них все средства хороши — идти по головам для них норма, иначе другие затопчут тебя. Они влюбляются в актрис, и готовы не только делить свою любовь с богатыми покровителями девушек, но даже жить за их счет.
Нежный душой Люсьен не понимает, как такое возможно, но дух легких денег захватывает его очень быстро. Он успешен, популярен, коронован любовью и счастьем. И это тоже иллюзия — она развеется, потому что общество по отношению к Люсьену действует так же жестко, как и он к нему — забывает обещания, коварно предает и норовит подставить подножку.
Не случайно в фильме много внимания уделяется театральным квакерам-свистунам и их дирижеру. В театрах большая группа людей рассредоточивалась среди зрителей и обеспечивала спектаклю успех или провал, по команде устраивая либо овацию, либо закидывая артистов гнилыми помидорами. А реакция зависела от того, сколько за нее заплатят.
В этом жестком мире, где правят бал деньги и титулы, не выживают ни любовь, ни искусство.
К достоинствам фильма можно отнести исторические костюмы и богатые декорации, музыкальное оформление и актерские работы. В главной роли - Бенжамен Вуазен, 25-летний французский актер, это, похоже, его первая серьезная роль в кино, и очень хороший яркий старт.
Герой Вуазена, пройдя круг испытаний и потеряв, помимо иллюзий, все, что приобрел, возвращается в свой по-прежнему залитый солнцем пасторальный Ангилем, чтобы заново начать жизнь.
Если сравнить с книгой, конечно, у Бальзака в его «Человеческой комедии», частью которой являются «Утраченные иллюзии», все жестче.
Люсьен гораздо более порочен — в книге он более циничен с женщинами, он предает доверившихся ему друзей-писателей (в фильме их просто нет, Люсьен сразу попадает в общество продажных газетчиков и, благодаря таланту, становится первым среди них).
Совершенно другая в фильме и мадам де Баржетон (Сесиль да Франс), она и в Париже остается несчастной, смущенной и влюбленной провинциалкой, которая никак не может побороть свое влечение к Люсьену и продолжает верить, что несмотря на цинизм и злые хлесткие газетные статьи, в душе он все тот же робкий юноша-поэт. Хотя в книге она — та еще интриганка.
Фильм оставляет надежду, что Люсьен, прошедший все эти круги парижского ада, расстался с иллюзиями, чтобы начать жить настоящей жизнью — но уже не в мрачном, постоянно дождливом Париже, который прожует, выплюнет и легко растопчет жизнь человека без денег и титула. Не случайно полицейские поставили сети поперек Сены за мостом — ловить тела неудачников, которым Париж оказался не по силам.
Если видели фильм, поделитесь впечатлениями, мне интересно!
Ваши 👍 являются для автора моральным поощрением, не забывайте об этом))
Фото с сайта Кино-Театр.ру
#кино #утраченные иллюзии #экранизации #кино круглый год