Китай продолжает привлекать новых участников в свою инициативу по строительству Международной лунной исследовательской станции, и многие из них являются субнациональными организациями.
Последним событием стало подписание меморандума о взаимопонимании между Колумбийской астрономической ассоциацией (ASASAC) и китайской Лабораторией исследования глубокого космоса (DSEL). В начале месяца. DSEL официально объявила о том, что соглашение было заключено 27 марта.
Кыргызский государственный университет имени Арабаева подписал меморандум о взаимопонимании в начале марта. PT Universal Satelit Indonesia (UniSat) зарегистрировалась в декабре. Это лишь некоторые из ряда субнациональных или частных организаций, компаний, университетов и астрономических ассоциаций, которые подписали меморандумы о взаимопонимании с DSEL. Среди других организаций — Университет Шарджи в Объединенных Арабских Эмиратах и Международная ассоциация лунных обсерваторий на Гавайях.
Для координации инициативы ILRS Китай стремится создать организацию под названием ILRSCO. Штаб-квартира будет располагаться в городе Хэфэй провинции Аньхой.
Проект ILRS, инициированный Китаем и Россией, сталкивается с геополитическими сложностями. Марк Жюльен, руководитель исследований Китая во Французском институте международных отношений (IFRI), отмечает, что Китай сталкивается с трудностями при привлечении партнеров для программы ILRS. Он указал, что Китай заключил соглашение о сотрудничестве по ILRS только с Египтом, меморандумы о взаимопонимании подписаны только с двумя странами, Южной Африкой и Пакистаном, есть также «совместные заявления о сотрудничестве» менее формального характера с другими странами. Жюльен отмечает, что сотрудничество Китая сейчас активно развивается с странами «глобального Юга».
Китай разрабатывает ракету Long March 10 для пилотируемых полетов за пределы околоземной орбиты. Планы включают отправку первых китайских астронавтов на Луну до 2030 года с помощью двух запусков Long March 10. Один запуск будет для экипажа, а другой для лунного посадочного модуля, который находится в стадии разработки.
Более мощную Long March 9, которая претерпела ряд изменений в конструкции, в том числе для обеспечения возможности многократного использования, планируется ввести в эксплуатацию в 2030-х годах. Эта ракета поможет осуществлению амбициозных миссий по построению лунной инфраструктуры, запланированной в российско-китайском проекте ILRS, представленном общественности в 2021 году.
Китай уже запустил лунный спутник-ретранслятор связи Queqiao-2. Через 112 часов он перешел на начальную орбиту, которая затем будет изменена на высокоэллиптическую орбиту с 24-часовым периодом. На борту спутника также находились два малых спутника под названиями "Tiandu-1" и " Tiandu-2". Они являются частью будущего лунного космического созвездия Queqiao, предназначенного для обеспечения навигации и связи вокруг Луны.
Спутник Queqiao-2 будет оказывать поддержку миссии по возвращению образцов с обратной стороны Луны Chang’e-6, запуск которой запланирован на май этого года. Позже он будет поддерживать посадки кораблей Chang’e-7 и Chang’e-8 на южном полюсе Луны. Эти миссии являются первоначальными шагами в создании базовой модели ILRS и в тестировании ключевых технологий, таких как использование лунных ресурсов при строительстве. Спутник-ретранслятор также может стать важным элементом в международном космическом сотрудничестве.