Армавир издавна был центром притяжения известных и талантливых людей и кузницей собственных дарований. Своим пребыванием город прославили такие гениальные личности, как писатель Александр Иванович Куприн, поэт Владимир Владимирович Маяковский, художник-передвижник Михаил Васильевич Нестеров, поэт Игорь Северянин, основатель цирковой династии Анатолий Леонидович Дуров.
Оказывается, волею судеб установлена связь Армавира с известными поэтами серебряного века. Эта ниточка ведется от армавирца Александра Борисовича Кусикова, близкого друга Сергея Есенина. Житель кубанского города известен ещё и как автор слов русского романса «Бубенцы». Его дом все еще расположен в центральной части Армавира, на улице Ленина, 111. В 2021 году он был включен в число объектов культурного наследия. В день рождения поэта горожане приносят к дому цветы и исполняют знаменитый романс, стихи к которому написал талантливый земляк.
Александр Кусиков родился в многодетной армянской семье, но в поэтической среде почему-то тщательно скрывал своё происхождение. Родители будущего поэта были очень состоятельными и владели крупным магазином одежды. Александр Кусиков получил прекрасное образование и поступил на юрфак Московского университета. Спустя шесть месяцев в 1915 году армавирца призвали в армию, где его - молодого и ладного юношу - отобрали для службы в легкой кавалерии. Кусиков даже получил ранение, что не помешало ему дослужиться до звания командира отдельного кавалерийского дивизиона. Через шесть лет после призыва, в 1921 году, Александр Борисович завершил свою военную карьеру.
Его творческий путь начинается в конце 1917 года после знакомства со знаменитым Сергеем Есениным. В Москве Александр Кусиков начинает посещать литературное кафе, в котором знакомится с Константином Бальмонтом, Владимиром Маяковским, Василием Каменским, Валерием Брюсовым, Вадимом Шершеневичем. Вскоре вступает в поэтический кружок имажинистов, провозглашавших «победу образа над смыслом». По мнению представителей этого литературного движения, цель творчества – это создание ярких «метафорических цепочек», а смысл произведения вторичен. Александр Кусиков с друзьями открывают собственный книжный магазин «Лавка поэтов».
Вадим Шершеневич в своей книге «Великолепный очевидец» вспоминает о том, как Есенин и Кусиков пытались выведать друг у друга, в каком издательстве будут печатать новые стихи, а на следующий день встречались в типографии.
«...Я помню, что мы с Толей всегда хохотали, поглядывая, как два поэта пытаются обмануть друг друга, причем было совершенно непонятно: зачем они это делают? Никакой вражды они не испытывали. Это просто был спорт».
Осенью в 1920 году Сергея Есенина вместе с Александром и его младшим братом Рубеном Кусиковым арестовали чекисты. Их ошибочно подозревали в укрывательстве белогвардейских офицеров и после недельных допросов отпустили. В 1922 году Александр Кусиков по протекции Анатолия Луначарского, первого наркома просвещения РСФСР, через Эстонию уезжает в Германию для реализации в творчестве. За границей армавирец выступает по городам Европы с чтением стихов, обосновывается в Берлине, затем переезжает в Париж.
О крепкой дружбе Кусикова и Есенина свидетельствуют письма, которыми они обменивались неоднократно. В 1923 году знаменитый «златокудрый Лель» возвращался из Америки в Европу. В своём письме Сергей Есенин поделился своими переживаниями с армавирским приятелем. «...Сандро, Сандро! Тоска смертная, невыносимая, чую себя здесь чужим и ненужным, а как вспомню про Россию, вспомню, что там ждет меня, так и возвращаться не хочется. Если б я был один, если б не было сестер, то плюнул бы на все и уехал бы в Африку или еще куда-нибудь. Тошно мне, законному сыну российскому, в своем государстве пасынком быть».
Александр Кусиков знал даже самые сокровенные уголки души «златокудрого Леля». В своей статье «Памяти Есенина» вспоминает товарища и даёт ценные характеристики. «...Никогда я не встречал человека, так любящего жизнь, по-звериному любящего, как Есенин. Ни у кого я не наблюдал такого страха перед смертью, как у него. Особенно в самые страшные годы Октября, когда повсюду смерть мельтешилась. Смерть. Он боялся быть случайно убитым, боялся умереть от тифа, от испанки, от голода... Боялся даже проходить мимо полуразрушенных (в то время частых) домов, чтоб кирпич не свалился ему на голову, чтоб качающаяся балка не сорвалась и не придавила его. Он ужасно боялся случая — Смерти». Сам же армавирец считал, что именитый приятель не смог смириться с послереволюционной действительностью, поездка в Америку лишь усилила душевный кризис поэта. Он чувствовал себя потерянным и чужим даже в родных краях. В качестве аргумента Кусиков приводит раннее стихотворение Сергея Есенина, обнажающее терзания души поэта https://www.culture.ru/poems/44323/ustal-ya-zhit-v-rodnom-krayu
Существует версия, согласно которой Александр Кусиков был не искренен в своих дружеских чувствах к Есенину. Когда поэт вернулся на родину, он резко изменил своё благоговейное отношение на презрительное. Через полгода Александр Кусиков написал Матвею Ройзману послание с обвинениями Есенина во лжи и распространении сплетен. Еще одним странным обстоятельством является то, что Александр Кусиков долгие годы скрывал письмо своего друга. Сергей Есенин в нём искренне рассказал об отношении к советской власти, используя бранные слова, говорил о разочаровании в революции. Армавирец опубликовал это письмо в воспоминаниях о поэте, опустив абсолютно все политические подробности. Ситуация, конечно, крайне неоднозначна и полна всевозможных загадок и темных пятен. Нам остается только размышлять о том, кем был этот человек для светила новокрестьянской поэзии: другом, запутавшимся шпионом или завистливым врагом.
Александр Кусиков - как поэт из Армавира стал заклятым другом Сергея Есенина
28 марта 202428 мар 2024
126
4 мин