Найти тему

ДВА ОБРАЗА БУДУЩЕГО В СТАРОЙ ФАНТАСТИКЕ. Образ первый

Винсент Ди Фейт. Изображение взято из открытых источников
Винсент Ди Фейт. Изображение взято из открытых источников

Речь пойдет даже не о конкретных фантастических произведениях, а о том образе будущего, который складывается в моем воображении, при чтении классической западной и советской фантастики. Сразу скажу, что пишу это не для того, чтобы противопоставить один образ другому, как противопоставляют плохое - хорошему. Мне интересны не идеологические штампы, а эволюция человечества, которая предстает перед читателем из книг писателей, которые жили в разных социально-политических системах. Выводы, как говорится, делайте сами. Итак, образ будущего в классической западной фантастике.

Дэвид Харди. Изображение взято из открытых источников
Дэвид Харди. Изображение взято из открытых источников

Дабы не растекаться мысею по древу, я нарочно избрал самый оптимистичный сценарий, который только можно извлечь из западной фантастики. Итак, начиная примерно с 70-90-х годов ХХ века, человечество овладело атомной энергией, научилось изготавливать человекообразных роботов и приступило к освоению Солнечной системы. Людям повезло, не только землеподобные планеты, такие как Меркурий, Венера и Марс, но и крупные спутники газовых гигантов Юпитера, Сатурна, Урана и Нептуна оказались населены самыми причудливыми формами жизни и были пригодны для колонизации.

Челси Боунстелл. Изображение взято из открытых источников
Челси Боунстелл. Изображение взято из открытых источников

Благодаря дешевой атомной энергии, достичь иных миров в семье Солнца проблем не составляло. Автоматизация не только производства, но и сферы услуг, привела к массовой безработице. Вытесненные роботами, люди вынуждены были искать заработок за пределами родной планеты. Внеземные колонии стали расти стремительно и уже в начале первого века космической экспансии заявили о своей автономии от метрополии. Земное правительство не могло смириться с независимостью Луны, Венеры, Марса, Юпитера, Сатурна и других планет и попробовало вернуть их под свой контроль силой.

Ганс Вессо. Изображение взято из открытых источников
Ганс Вессо. Изображение взято из открытых источников

Началась целая череда межпланетных войн. Колонисты нередко объединяли свои силы с аборигенами, которым тоже не нравилась жадность земных корпораций и беспринципность имперских чиновников. Военные конфликты породили явление межпланетного пиратства. Слишком многие и слишком долго жили войной и привыкли брать силой, то что плохо лежит. Со временем Земле пришлось признать независимость других планет Солнечной системы. И когда это случилось, но пираты и авантюристы всех мастей никуда не исчезли. Да и хищническая политика метрополии, по отношению к внеземным ресурсам, не изменилась.

Боб Ларкин. Изображение взято из открытых источников
Боб Ларкин. Изображение взято из открытых источников

Солнечная система стала слишком тесной для тех, кто искал приключений и сокровищ. И постепенно - сначала самые отважные из авантюристов, а затем и все, кому не лень, устремились к звездам. Маломощные, плохо подготовленные к межзвездным перелетам корабли устремлялись в неизвестность и навсегда пропадали в пространстве. Одни превращались в летающие кладбища для экипажей, погибших от радиации или просто от сбоя в системе жизнеобеспечения, другие становились кораблями поколений, обитатели которых забывали о цели своего путешествия, а металлическую оболочку, сохраняющую их жизни, возводили в статус Вселенной. Некоторые корабли терпели крушения на планетах, населенных агрессивной фауной и флорой и горестна была судьба космических робинзонов.

Боб Эгглтон. Изображение взято из открытых источников
Боб Эгглтон. Изображение взято из открытых источников

Жертвы были не напрасны. Постепенно человечество проникло в глубины Галактики. И опять все повторилось. Вслед за мечтателями и авантюристами, к звездам отправились военные, чиновники и торговцы. Колонии, основанные выходцами с Земли, Марса, Венеры и спутников, точно также оторвались от своих метрополий. Провозгласив свою независимость, отдельные поселения сливались в государства материкового, планетарного, межпланетного и межзвездного масштаба. Возникли звездные баронства, королевства, империи. И хотя жизненного пространства было более, чем достаточно, военные конфликты то и дело потрясали Галактику. Сталкивались люди и с инопланетными цивилизациями, которые либо отставали, либо превосходили выходцев из Солнечной системы.

Дэвид Маттингли. Изображение взято из открытых источников
Дэвид Маттингли. Изображение взято из открытых источников

Колыбель человечества, утратившая статус метрополии, постепенно дряхлела. Культура землян вырождалась. О былом величии часто напоминали лишь руины и полузабытые, искаженные от многочисленных пересказов, предания. Озаряющее и согревающее нашу планету Солнце, тускнело. Льды сковывали океаны, в холодной тьме которых обитали лишь глубоководные чудовища. На суше люди скрылись за стенами последних городов, где в уточенном разврате встречали закат своей расы. Самые отчаянные покидали умирающую планету, чтобы присоединиться к битвам великих звездных империй или отыскать неведомые сокровища таинственной цивилизации Предтеч.

Юрий Швец. Изображение взято из открытых источников
Юрий Швец. Изображение взято из открытых источников

Совершенно иначе представляли будущее советские фантасты.

Продолжение следует