Глава 16
Катерина
Новость о том, что Полина получила высший балл по математике, ударила меня по голове, словно тяжёлым молотком. Конечно, я не настолько самонадеянная, чтобы считать себя совершенно безгрешной. Ошибки и у меня встречаются. Но уже много лет я лучшая по этому предмету в классе, а даже может и во всей школе, и тут вдруг такое… Ощущение такое, словно у меня отняли игрушку. Да, её подарили давно, и я успела к ней привыкнуть, потому не развлекалась даже, а просто поставила на полочку любоваться. Но вот пришла малознакомая девчонка и с улыбкой унесла мой давно заслуженный приз!
Чтобы успокоиться, иду на школьный стадион. Сажусь на скамейку и смотрю на то, как какие-то ребята из класса 7-8 пытаются играть в футбол. Получается у них так себе, они явно не слишком спортивные и с правилами не очень знакомы. Потому больше воплей и визгов, учитывая, что девочки играют с мальчиками.
Но даже здесь мне не удаётся обрести душевное равновесие. Подходят девчонки из параллельного класса.
– Способность к обучению врождённый талант. Слышали мы, Полина получила наивысший балл, надо же. Да ты же её подтягивала? – насмешливо интересуется одна из девчонок.
– Подтягивала, – неохотно признаюсь.
– А она тебя обскакала. Говорят, она очень сообразительная.
– У тебя-то самой что по математике? Ты же у нас таблетки глотаешь, чтобы учиться по ночам, – дерзко отвечаю ей и ухожу.
Мне кажется, ещё не вечер. Этот экзамен был предварительным. Посмотрим, что ЕГЭ покажет. Вот пусть там Полина попробует блеснуть своим «талантом». Если у неё таковой имеется. Случайность, чтобы она стала закономерностью, нуждается в подтверждении.
***
Алексей Петрович
После урока он сидит в классе, разбирает тетрадки. К тому же конец учебного года близится. Нужно ещё заполнить кучу разных отчётов. С каждым годом их всё больше. Скоро придётся, видимо, перейти на сплошные самостоятельные работы. Удобно: дал детям задание на весь урок, а сам снова бюрократом заделался на 40 минут. По-другому придётся кипу всякого нести домой, а там ну совсем школьными бумажками заниматься не хочется.
В дверь стучат, заходит Полина. Приближается, встаёт напротив и, сделав лёгкий полупоклон, говорит:
– Спасибо.
– Мне то за что? Ты получила заслуженную награду, – отвечает учитель. – Ты пришла спросить, как теперь тебе по-другому жить, раз ты сдала тест?
– Нет, я уже поняла, как жить по-другому, – счастливо отвечает Полина.
– Да, ты схватываешь на лету.
– А над чем вы сейчас работаете?
– Я готовлюсь к уроку.
– К нашему?
– Да.
– Какая у тебя группа крови? – задаёт Алексей Петрович вопрос, который для девушки звучит немного неожиданно.
– Наверное, первая, – отвечает неуверенно.
– Что значит «наверное»? Свою группу крови надо знать наверняка. Садись.
Он протягивает Полине ватный диск и бутылочку со спиртом.
– Продезинфицируй палец. Теперь выдавим капельку крови и сделаем два образца. Я абсолютно точно смогу назвать тебе твою группу.
– Ой, – это реакция Полины на укол.
Учитель наносит две капельки на предметное стекло. Капает на них каким-то реактивом. Сначала жёлтым, потом голубым. Школьница удивлённо наблюдает за его манипуляциями, Алексей поглядывает на неё сбоку, улыбаясь.
– Так. У тебя вторая группа. Если кровь свернулась при контакте только с антителами А, то это вторая группа. Смотри, здесь кровь свернулась, а здесь нет.
– Ой, и правда! Оказывается, определить группу крови так просто! – радуется Полина.
– Хочешь увидеть свои эритроциты?
– Как? – ученица делает круглые глаза.
Алексей Петрович кладёт предметное стекло в микроскоп. Смотрит в окуляры, регулирует что-то колёсиком.
– А у вас какая группа крови? – спрашивает Полина.
– Третья. Взгляни.
Девушка приближается, между их головами остаётся сантиметров пять, не больше. Алексей, продолжая смотреть в микроскоп, ощущает лёгкий аромат её духов, а ещё от неё исходит запах… он не знает, как его назвать. Первое, что на ум приходит – свежесть. «Как у Бунина, «Свежее дыхание», – подумал учитель, вспомнив один из любимых рассказов. Он отрывается от окуляров, поворачивает голову к Полине… Их взгляды встречаются. Так близко! Настолько, что Полина пытается отпрянуть, но валится назад с табурета. Если бы Алексей её не подхватил, вытянув руку, она бы упала.
Его широкая ладонь на её спине возвращает девушку в вертикальное положение. Всё это время Полина неотрывно смотрит в глаза Алексея, словно заколдованная. Он ощущает под пальцами ткань, застёжку лифчика, и потом убирает руку, смутившись. Но делает это не резко, а медленно, словно не желая расставаться с таким приятным прикосновением. Если совсем честно, так оно и есть. Но признаться себе в этом Алексей не может.
– Смотри.
Полина придвигается к микроскопу.
– Да нет же, надо ближе, видишь?
Наконец девушка возле окуляров.
– Видишь? Нет?
– Вижу, – отрывается она с улыбкой.
– Не можешь дождаться, когда всему научишься?
– Да, – счастливая, отвечает Полина, а потом вновь приникает к мощной оптике.
Они оба понятия не имеют, что за происходящем в лаборатории наблюдает через приоткрытую дверь Катя Новосельцева. И лицо у неё при этом совершенно нерадостное. Даже наоборот. В глубине глаз внимательный человек рассмотрел бы злость, зависть, а больше всего – жгучую ревность. И теперь этому наблюдателю осталось лишь представить, на что способна женщина, у которой в один день отняли сразу три вещи: сначала дружбу, потом признание и любовь.
Причём сделал это один-единственный человек. И какой?! Заштатная девчонка, нищебродка и хулиганка, о которой ещё вчера не было ничего известно! А теперь она хороводится с лучшей подругой, Олей Копыловой, получила высший балл, и вот уже кокетничает с Алексеем!
***
Полина
После уроков я не ехала, а летела домой на крыльях счастья. Застаю бабушку на улице перед кафе: из лейки свою любимую клумбу с петуньями поливает. Подскакиваю, обнимаю её сзади и радостно урчу в шею, как радостная кошечка.
– Чего ещё? – недовольно бурчит бабуля, потому что немного напугалась моего припадка нежности.
– Бабушка!
– Что?
– Бабуля!
– Да что случилось?
– У меня высший балл по математике!
Она тут же ставит, почти бросает лейку на землю и резко оборачивается. Смотрит большими глазами.
– Серьёзно?!
– Правда, правда, правда! – прыгаю перед ней зайкой.
– Серьёзно?!
– Да!
– Умничка ты моя! Я так тобой горжусь! – она заключает меня в свои крепкие объятия.
– Я так счастлива, – говорю ей. – Почему не могу перестать плакать от счастья?
Бабушка отодвигает меня и ставит перед собой.
– Когда счастлива, нужно улыбаться. Зачем же плакать? Перестань. Сейчас же перестань, перестань!
– Тогда почему ты плачешь? – смеюсь я.
– От счастья! Моя малышка! – и мы снова обнимаемся. – У моей внучки высший балл!
***
Катерина
Я сижу одна в комнате перед письменным столом. Компьютер выключен, учебников и тетрадок рядом нет. Смотрю в окно, за которым на Питер медленно опускается ночь. В голове пусто. Пока шла домой из школы после того, что увидела в лаборатории, передумала много всякого. Теперь мысли и эмоции кончилось. Внутри всё опустело, как в школе, когда начинаются летние каникулы. Ничего не хочу, ни-че-го.
«Не жалею, не зову, не плачу,
Всё пройдёт, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым» – вспоминаются строки Есенина.
Внезапно завибрировал телефон. «Полина» – высветилось на экране. Не хочу отвечать! Но… я слишком хорошо воспитана, чтобы игнорировать. Пусть эта дворняжка знает, как ведут себя интеллигентные люди! Отвечаю и слышу, что она хочет прийти ко мне. Ладно, можно и встретиться. Интересно, что скажет.
Через час Полина стоит у калитки нашего коттеджа. Открываю, но не приглашаю внутрь, а выхожу на тротуар. Гостья лыбится, счастливая.
– Спасибо вам, учитель, – кланяется мне полушутя-полусерьёзно. Протягивает бумажный пакет, в котором флэшка с лекциями, учебники, – всё, что получила от меня недавно. – Вот!
– Они мне не нужны, – отвечаю равнодушно.
– Мне они тоже больше не нужны. Я всё вызубрила, как ты мне и сказала. Спасибо. Я никогда не забуду твою доброту. Однажды я верну тебе долг.
– Тебе нравится наш классный руководитель? – меняю тему и задаю вопрос, который болит у меня внутри, требуя ответа.
Полина загадочно улыбается и молчит.
– Почему ты не отвечаешь? – спрашиваю нетерпеливо. – Поставлю вопрос иначе. Ты ему нравишься?
Одноклассница становится серьёзной.
– Я не думаю, что нас можно отнести в эту категорию.
– Категорию? Ты и такие слова знаешь? Ты же соврала.
– О чём?
– Ты мне соврала, что плохо училась. Иначе, откуда вдруг такие баллы?
– Я тебе не врала. Я никогда раньше не сидела за книжками.
– Так ты у нас что, новоявленный гений? – спрашиваю её.
– Я не понимаю, с чего ты вдруг так разозлилась? – чувствует Полина мой настрой.
– Действительно, с чего это мне злиться?
Лишила меня дружбы и любви!
Забираю пакет и возвращаюсь в дом. Не о чем больше мне с ней разговаривать. Всё и так понятно. Лгунья!