Глава 15
13 лет назад
Полина
Пока небольшой перерыв, и мы едим принесённые мамой Кати вкусняшки, я слушаю её разговор с мужем.
– В чём дело? – спрашивает Виктор Кириллович недовольным голосом. Когда мы вошли, он уютно расположился на диване в гостиной и смотрел футбол. Но теперь его оторвали от этого занятия.
– Я в растерянности! Это бессмысленно, – говорит мужу Евгения Романовна.
– Мои друзья здесь, давай поговорим позже, – предлагает Катя.
– Почему ты их защищаешь? Ты вообще не должна с ними дружить! Эта Оля странная. Как ты, дочь директора школы, можешь так себя вести? Общаешься чёрт знает с кем! А эта Полина? Она всё изрисовала вместо того, чтобы заниматься.
– Зато она добрая, – парирует Катя.
– Что делает её хорошим другом, – поддерживает дочь Виктор Кириллович. – Пусть будет, пока она тебя не обижает и не предаёт.
– У тебя очень заниженное ожидание, – поучает мужа Евгения Романовна. – Ты должен предложить нашей дочери дружить с теми, кто будет ей полезен.
– Достаточно! – повышает голос глава семьи. – Большой успех уже в том, чтобы сохранить то, что есть. Катюша, я в тебя верю. И за здоровьем нужно следить, – скрипит кожа дивана, он поднимается и уходит на второй этаж.
– Из-за тебя я выгляжу плохой в глазах Оли! – ворчит жена ему вслед. – А что за другая девочка? Эта Полина?
– Прекрати, мам, у тебя совсем нет манер? Поговорим, когда они уйдут, – просит Катя.
– И почему это я не могу говорить в собственном доме? – возмущается её мать. – Все ученики, с которыми ты соревнуешься сейчас в школе, кто возьмёт на себя ответственность, если ты не поступишь в хороший университет? Я возьму!
– То есть ты всё же приглядываешь за мной ради себя! – отвечает Катя.
Мне надоедает слушать их спор.
– Этот дом дорогой, а звукоизоляция плохая, – говорю Оле, та кивает.
– В чем здесь моя выгода? – продолжает шуметь Евгения Романовна. – Все ради тебя!
– Пойдём? – предлагает Копылова. Ей тоже совсем не радуется слушать чужой семейный скандал.
– Да, пора бы, – соглашаюсь.
– Пошли.
Пока собираем вещи, входит Катя.
– Мы пойдём, – говорю ей.
Она подходит к книжному шкафу, достаёт оттуда несколько книг и протягивает мне.
– Возьми эти учебники. Вызубри всё, что не знаешь. Математика – это тоже зубрёжка.
Потом она достаёт флэшку и кладёт сверху.
– Эти конспекты мне мой репетитор дал.
– И ты действительно готова их мне отдать? Да? – удивляюсь.
– Я не от сердца отрываю. У меня есть копия, – улыбается Катя.
– Спасибо.
***
Часы на стареньком механическом будильнике, который так приятно тикает на письменном столе, показывают без двадцати полночь. Я сижу, погружённая в математику. Не уверена, что она пригодится мне в будущем, когда поступлю в медицинский университет. Но этот предмет своего рода пропуск на путь, ведущий к высшему образованию. Не сможешь его получить (некоторые покупают, но это не для меня), и придётся отложить мечту стать доктором.
Вот почему мой карандаш сейчас скользит по тетрадному листу, а губы шевелятся, пока решаю в уме очередную задачку. И могу себе признаться, что у меня довольно неплохо получается. Почему нет? Ведь жила в конце XIX века Софья Ковалевская, чей портрет у нас висит в кабинете алгебры. Первая в мире женщина – профессор математики, между прочим. А я чем хуже? Пусть и не собираюсь посвятить себя этой науке, но теперь, как в том фильме: надо, Поля, надо.
***
На следующее утро, пока завтракаем (бабуля решила, что лучшего места, чем её кафешка, не найти – говорит, что здешняя кухня ей больше нравится), к нам присоединяется Алексей Петрович. Я не обращаю на обоих внимания: некогда, занята подготовкой к экзаменам.
– Во время еды не стоит отвлекаться, – говорит бабушка.
– Правильно, сначала поешь, – поддерживает учитель, цепляя на вилку кусок омлета с беконом.
Снова не слушаю их. Пусть себе болтают, что хотят. Некогда мне, понятно?
Вдруг оба начинают смеяться. Недоуменно гляжу на них. Ой… оказывается, залезла вилкой в тарелку Алексея Петровича и слямзила последний кусок. Прямо как в «Приключениях Шурика», когда он с Ниной сосиску ел, увлечённый конспектом.
Чтобы восстановить справедливость, учитель тянется к моей тарелке и забирает кусок горячего бутерброда.
– Ну блин, – ворчу.
– Что? – он игриво смотрит на меня.
Недовольно морщусь и продолжаю есть.
***
Алексей Петрович
– Доброе утро! Доброе утро! – звучит со всех сторон, пока учитель приближается к школьным воротам, крутя педали велосипеда. Возле одной из школьниц он притормаживает и смотрит на неё с иронией. Это Полина. Шагает с раскрытым учебником, что-то явно зубрит: губы движутся молча. Алексей широко улыбается и прибавляет скорость.
Вечером, когда возвращается домой, видит через забор, как Полина, лёжа на спине на резиновом коврике для фитнеса (она разложила его возле крыльца на веранде) одновременно приподнимается и опускается, но при этом держит книжку в руках.
– Чем ты занимаешься? – спросил учитель.
– Какой там проходной балл? – задаёт школьница встречный вопрос.
Алексей сразу понимает, о чём речь: девушка решительно настроена стать студенткой медуниверситета.
– Ты должна войти в тридцатку лучших, – отвечает он. – Как успехи?
– Я сама сосредоточенность. Математика.
Учитель входит на соседний участок. Достаёт из пакета, только что принесённого из магазина, бутылку питьевого йогурта и ставит рядом с Полиной.
– О, спасибо. А трубочки? – тут же спрашивает она. – Ах, как непредусмотрительно! – вредничает и, покрутив бутылочку в руке, ставит обратно.
Удивлённый её наглостью, Алексей возвращает подарок.
– Назад забирать нечестно! Учитель! – недовольно кричит Полина, но тот неумолим. «На нет и суда нет, – думает, закрывая за собой калитку. – Ох, ну и вредная же она девчонка!» И всё-таки ощущает внутри, что всякий раз, когда общается с ней, в душе появляется какое-то особенное, приятное чувство.
***
Неделю спустя весь класс сидит и сосредоточенно пишет. На доске большими буквами написано мелом: «Промежуточная аттестация». За своим столом сидит учитель алгебры и делает вид, что его происходящее не особо-то и касается. Что-то смотрит на ноутбуке.
Алексей, поскольку он классный руководитель, и ему руководством поручено контролировать своих подопечных, ходит по классу туда-сюда, следя, чтобы никто не списывал. Ему всегда забавно наблюдать, как ребята относятся к таким испытаниям. Кто-то старательно пишет и думает, а кто-то просто делает всё наобум, действуя по принципу «авось кривая вывезет».
Кап… кап… Алексей слышит, как упали две капли. Громко, – в классе стоит полная тишина, – шлёпнулись о бумагу. В следующее мгновение Полина задрала голову и прижала пальцы к носу. Учителю стало интересно: что делать будет? Девушка, недолго думая, достала из пенала ватный диск, сделала турундочку и засунула в ноздрю, а потом, как ни в чём не бывало, продолжила решать. «Умница», – подумал Алексей, решив, что это у неё от переутомления.
– Так время вышло, сдавайте работы, – сказал он через десять минут.
***
Полина
Что надо сделать после того, как прошла промежуточная аттестация (проверочное слово – жуть)? Правильно, потусоваться! Мы с Катей и Олей пошли в торгово-развлекательный комплекс. Чем только не занимались! И караоке пели, и на игровых автоматах забавлялись, и шопились, и ели, пили и так далее.
– А-а-а! – ноет Оля, повиснув на моей руке. – Сегодня огласят результаты экзаменов! И я труп!
Это происходит на следующее утро, когда мы шагаем в школу.
– Бу! – раздаётся сзади.
– Господи! – вскрикивает Копылова, отскочив. Увидев Катю, игриво кидается на неё, изображая злую кошку.
– А я не испугалась, – говорю с улыбкой.
– Наверняка ты хорошо написала, раз у тебя хорошее настроение, – говорит Оля Кате. – Опять будешь самой лучшей в классе?
– Математика в этот раз была сложная. Разве нет? Даже если завалила, ты должна продолжать учиться, – говорит мне Катя. – Хорошие оценки – это упорство, а не только мозги.
– Так точно, учитель! – игриво отдаю ей честь.
– Погнали! – командует Катя.
– Только не беги, – прошу её, но она срывается и несётся на всех парах.
– Да погодите вы! – вопит вечно отстающая Оля.
– Догоняй! – кричим ей.
И вот мы уже сидим в классе. Гробовая тишина. У Алексея Петровича в руках стопка наших работ.
– Результаты экзаменов оказались абсолютно непредсказуемыми, – говорит он. – Полина.
– Что?!
– Понимаешь, что сделала не так?
Вытаращиваю на него глаза. Сердце замирает вместе с дыханием.
– Ты где-то очень сильно ошиблась, – говорит учитель, качая в воздухе указательным пальцем. – Подумай, где. Я слышал, математика в этот раз была сложной.
– Да, очень сложной, – нестройным хором отвечает весь класс.
– Одна из вас получила наивысший балл, – улыбается Алексей Петрович.
– Наверняка ты, – говорит Оля Кате и показывает ей большой палец в знак восхищения.
– Полина…
Да что такое? Он меня с ума сведёт!
– Ты так и не поняла, в чем твоя ошибка?
«Господи, да когда ты уже от меня отстанешь наконец! Поскорее бы уж сам сказал!» – думаю недовольно.
– Нет.
– Ты слишком хорошо написала экзамен. Высший балл твой.
– О-о-о-о! – раздаются поражённые до глубины души голоса по всему классу.
Я нервно сглатываю ком в горле.
– Офигеть! – произносит сдавленным голосом Оля, повернувшись ко мне. И не она одна так на меня пялятся.
Алексей Петрович смеётся.
– Я ушам своим не поверил, когда услышал. Никто не думал, что ты сможешь, но я ни на секунду не сомневался, видя, как ты стараешься. Поздравляю.
По классу раздаются аплодисменты. Встаю, коротко кланяюсь, благодаря ребят за поддержку. Все рады. Кроме Кати. Она сидит, словно каменный истукан, совершенно недвижима.