Найти тему
ВКИЯ ВАВТ

Проблемы межкультурной коммуникации: часть II

Стили коммуникации

В некоторых культурах приветствуется прямой стиль общения, где ясно выражаются мысли и мнения. Это, например, Германия или США. В общении с представителями других стран, чаще всего, азиатских, более предпочтителен косвенный стиль, который позволяет избежать конфликта и сохранить лицо собеседника. Здесь важны невербальные сигналы и паузы в разговоре, которые могут нести смысл. Согласие часто выражается не прямо, а через признаки внимания и уважения к мнению собеседника. Избежание конфликта и поддержание гармонии в отношениях являются ключевыми аспектами общения.

В Китае важное значение имеет чтение между строк и понимание невысказанных предположений. Здесь важно и поддержание лица, и избегание открытого конфликта.

В Англии стиль коммуникации обычно считается сдержанным и прямым, но при этом подчёркнуто вежливым. Британцы известны своим сдержанным юмором и иронией, которые часто используются в общении. Они также ценят точность и ясность в передаче информации, избегая при этом излишней эмоциональности. Уважение к личному пространству и неписаные правила вежливости играют важную роль в деловой и социальной коммуникации.

Концепции власти и иерархии

В разных культурах отношение к власти и структуре иерархии может значительно отличаться. В Японии высоко ценится уважение к старшинству и иерархический порядок – в уже упомянутой нами ситуации в компании Boeing трудность коммуникации заключалась также в том, что младшие по званию инженеры из Японии не высказывались напрямую перед старшими коллегами или американскими партнёрами, даже если обладали важной информацией или видели потенциальные проблемы, так как это не соответствовало их понятиям об уважении к иерархии. А вот, например, в скандинавских странах всячески подчёркивается равенство и коллективизм.

Тут следует упомянуть также и процесс принятия решений. В странах с высокой степенью индивидуализма, таких как США и Великобритания, решения на переговорах часто принимаются единолично, отражая ценность личной инициативы и ответственности. В китайских же компаниях ключевые решения чаще всего принимаются группой, а не индивидуально, что может затягивать переговорный процесс.

Это лишь некоторые из нюансов, на которые принято обращать внимание на международных переговорах. Для тех, кто хочет углубиться в эту тему, настоятельно рекомендуем изучить типологию культурных измерений, разработанную Гертом Хофстеде – на сегодняшний день она является важной основой для кросс-культурной коммуникации.

Источник фотографии: un-sci.com
Источник фотографии: un-sci.com

В 1965 г Герт (Герард Хендрик) Хофстеде, нидерландский социолог, создал научно-исследовательский отдел в большой транснациональной корпорации IBM. В период с 1967 по 1973 года, им было проведено большое исследование особенностей национальных ценностей и различий между странами по всему миру. Он сравнил ответы на один и тот же опрос 116000 сотрудников корпорации IBM из разных стран. В начале были взяты исследования 40 крупнейших стран, а затем выборка расширилась до 50 стран и 3 регионов (в то время, вероятно, самой большой выборки кросс-национальной базы данных).

Теория Хофстеде изначально выявляла различия в культуре разных стран по четырём основным показателям: восприятие власти, индивидуализм, избегание неопределённости и мужественность. Позже было добавлено ещё два критерия: ориентация на долгосрочность отношений и допущение (по сути является мерой счастья, степенью удовлетворения простыми радостями жизни).

Модель шести измерений, разработанная Хофстеде, находит широкое применение в различных сферах общественной жизни, особенно в бизнесе. Учитываются разные культурные аспекты от выбора слов и языка до невербальных сигналов, таких как язык тела и жесты, а также традиций и обычаев. Многие международные компании учат своих сотрудников учитывать эти различия, а также разрабатывать стратегии ведения бизнеса, принимая во внимание культурные особенности разных стран.

Источник изображения: HR журнал BITOBE, blog.bitobe.ru
Источник изображения: HR журнал BITOBE, blog.bitobe.ru

Модель Хофстеде также предоставляет рекомендации корпоративным организациям о том, какие культурные подходы могут быть наиболее эффективными в различных средах. Это важно не только для переговорного процесса, но и для формирования общего контекста в целом. Особенно важно учитывать эту информацию в международном маркетинге, ведь главный секрет успешного продвижения – это правильная адаптация продукта и услуги к местным предпочтениям и культурным особенностям. Модель широко применяется в области глобального брендинга, рекламы и потребительского поведения.

Кроме того, данную модель используют в области веб-разработки – ведь даже сайты и приложения должны быть адаптированы к национальным предпочтениям и ценностям культур для привлечения и удержания аудитории.

Для тех, кто хочет познакомиться с моделью Хофстеде поближе, даем интересную ссылку.

А тех, кто хотел бы изучить нюансы переговорных процессов на английском языке, мы приглашаем присоединиться к нашему курсу «Ведение переговоров» с Ольгой Александровной Устиновой. Курс отлично подойдет слушателям с уровнем языка от В1.

В заключение несколько слов о том, чем закончилась история с компанией Boeing и ее японскими партнерами о которой мы рассказывали в предыдущей статье.

Источник изображения https://www.freepik.com
Источник изображения https://www.freepik.com

Проблему межкультурных коммуникаций быстро поняли и начали активно решать. Были введены специальные тренинги для сотрудников обеих сторон, направленные на развитие навыков межкультурного взаимодействия и понимания различий в стилях общения. Японские партнеры учились более открытому выражению своих мнений и предложений, а американские менеджеры готовились к тому, чтобы лучше распознавать и интерпретировать косвенные сигналы и невербальные сообщения.

Этот опыт стал важным уроком для обеих сторон. А нам история сотрудничества Boeing с японскими компаниями в проекте 787 Dreamliner показала, что успех бизнес проектов порой заключается не только в технических аспектах, но и в правильном понимании межкультурной коммуникации.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц