Найти тему

«Народный» Rainbow. Тест автомобильной акустики Rainbow серии Experience Advanced

Оглавление

Rainbow – один из тех брендов, которые дали рынку немало технологий. Но и об акустике «на каждый день» никто не забывает. Сегодня разберу две модели из серии Experience, заточенные для работы с усилителями небольшой мощности. Они имеют «универсальный» установочный формат, но построены явно с учётом специфики штатных мест. Хотя это я уже забегаю вперёд, все пруфы и особенности – по ходу дела.

Вообще, линейка Experience состоит из трёх частей: Standard, Advanced и Professional – от акустики попроще до более продвинутой. Всё это «зашифровано» в модельных индексах: EL – это Experience Line, а буква в конце означает к какой именно «подсерии» она относится.

Конкретно эти две модели – из серии Experience Advanced. Первая – компонентная Rainbow EL-C260A (цена 13990 рублей на момент теста)…

…и построенная на её базе коаксиальная модель Rainbow EL-X165A (11650 рублей на момент теста).

-2

ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО, КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Динамики построены на стальных штампованных корзинах. Заглушены неожиданно хорошо, за счёт сложного рельефа – никакой звонкости. Запишем в плюсы.

-3

Диффузоры – старый добрый полипропилен с минеральными добавками. На изгиб достаточно жёсткие. Верхние подвесы – резиновые, центральные колпачки – жёсткий пластик.

-4

Поверхность напоминает виниловую пластинку, и это, кстати, неспроста – микрорельеф обычно работает на гашение механических напряжений, распространяющихся от центра к краям и обратно (а лишние резонансы нам и не нужны). С демпфированием, кстати, у динамиков всё и правда прилично, это позже покажут измерения.

-5
-6

Диаметр звуковой катушки – 1 дюйм. Самый логичный калибр, когда нужно получить лёгкий и «отзывчивый» динамик.

-7

Мотор – средних размеров, построен на ферритовом магните 8,4 см и закрыт мягким защитным кожухом. Динамик далёк от slim-конструкций, но монтажная глубина в любом случае невелика – всего около 6,3 см.

-8

Твитеры – с шёлковыми куполами калибра 25 мм (если считать по размеру звуковой катушки). По умолчанию предусматривают «врезную» установку. Мелочёвки для монтажа на поверхность в комплекте не идёт.

-9

Монтажная глубина небольшая – всего 1,6 см, внешний диаметр по фланцу – 5,3 см.

-10

При желании твитеры можно аккуратно разобрать – отклеить сетку, открутить винт с тыльной стороны и вынуть само тело твитера. Так их можно уместить и в штатные места: диаметр уменьшается до 4,2 см.

-11

Кроссоверы – очень компактные, в коробочках габаритами всего 5,6х7,7х2,4 см. Кстати, с приятной фактурой пластика, напоминающей покрытие Soft Touch.

-12

Внутри – конденсатор и катушка индуктивности – фильтры первых порядков для НЧ/СЧ звена и твитеров.

-13

Коаксиалы Rainbow EL-X165A построены на той же базе, что и компонентная акустика. Первое, что сразу проверил – насколько твитеры выходят за плоскость динамиков. Ненамного – это хорошо, значит, проблем с близким расположением динамиков к защитным сеткам не будет.

-14

Сами твитеры – шёлковые, с 20-миллиметровыми куполами. Утоплены в свои корпуса достаточно глубоко, да ещё и прикрыты апертурной шайбой. Посмотрим, что это даст на деле.

-15

ИЗМЕРЕНИЕ ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ

Мидбасовые динамики компонентной модели и коаксиалы построены на общей базе, так что концепции у них схожие. Подвижки не слишком тяжёлые, чувствительность тоже нормальная – динамики можно смело использовать с усилителями небольшой мощности, в том числе подключать непосредственно к ГУ или использовать при апгрейде штатки.

-16

Измеренные параметры Rainbow EL-C260A:

  • Fs (собственная резонансная частота) – 57 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 15 л
  • Qms (механическая добротность) – 4,82
  • Qes (электрическая добротность) – 0,89
  • Qts (полная добротность) – 0,74
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 13 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 4,2 Тл м
  • Re (сопротивление постоянному току) – 3,4 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1 м, 1 Вт) – 87,1 дБ

Измеренные параметры Rainbow EL-X165A:

  • Fs (собственная резонансная частота) – 64 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 13 л
  • Qms (механическая добротность) – 6,90
  • Qes (электрическая добротность) – 0,98
  • Qts (полная добротность) – 0,86
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 12 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 4,1 Тл м
  • Re (сопротивление постоянному току) – 3,4 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1 м, 1 Вт) – 87,6 дБ

АНАЛИЗ РАБОТЫ ДИНАМИКОВ

Сначала разберу компонентную модель Rainbow EL-C260A. Мидбасовые динамики практически лишены локальных резонансов, так что АЧХ в рабочем диапазоне получилась достаточно гладкой.

И обратите внимание, с повышением частоты динамик начинает входить в зональный режим работы (т. е. когда длины излучаемых волн становятся сопоставимыми с размерами самого диффузора) довольно плавно. Выше 1,5-2 кГц, когда динамики 6,5-дюймового калибра обычно начинают проявлять направленность, здесь удалось избежать резкой болтанки АЧХ.

-17

Фазовая характеристика (наглядно показывает «набеги» и «отставания» одних частотных составляющих относительно других) тоже достаточно ровная. Сколь-нибудь заметные резонансы в подвесах и «звон» в диффузорах отсутствуют.

-18

Картинка искажений типична для динамиков с добротностью чуть выше 0,7 – лёгкий подъём КГИ при снижении частоты. Но он плавный, так что резкого срыва динамика «в болтанку» при повышении громкости можно не опасаться. Конечно, сдуру и сами знаете что можно сломать, но при разумном применении – точно всё будет в порядке.

-19

Твитеры неожиданно прилично забираются вверх по частоте, если смотреть по оси. Но если придать им небольшой разворот, АЧХ получается ровнее. Этот факт потом ещё будет повод вспомнить.

-20

Если захочется избавиться от пассивного кроссовера и построить поканалку, твитеры дают некоторый запас по стыковке с НЧ/СЧ звеном. По крайней мере, резкого повышения искажений с понижением частоты не происходит. Да и на деле проверено – при настройке ФВЧ в районе 3,5-4 кГц (12 дБ/октава) твитеры ещё не начинают «звенеть».

-21

Правда, штатный пассивный кроссовер эту возможность высокочастотников не использует – ФВЧ первого порядка задаёт наклон АЧХ, уходящий за 10 кГц, а ФНЧ мидбасового звена позволяет динамикам играть довольно высоко (благо, они это могут делать чисто, диффузор не ломает).

-22

На первый взгляд, АЧХ не очень красивые, но если вспомнить особенности направленности мидбасовых динамиков и твитеров, всё встаёт на свои места. Чтобы не листать обратно к графикам и не сопоставлять, вот вам ещё раз АЧХ при включении через кросс, только когда динамики видны не по оси, а под углами. Как видите, уже всё ровненько.

-23

Коаксиалы Rainbow EL-X165A во многом повторили эту особенность компонентного комплекта – они явно рассчитаны на условия, когда видны под углом.

-24

Абсолютно идеальную стыковку твитеров и мидбасового звена я не видел ещё ни у одних коаксиалов, но болтанка фазовой характеристики умеренная. Нормально.

-25

По искажениям коаксиалы тоже повторяют особенности компонентной модели. Отсутствие горба на графике КГИ в зоне стыковки полос говорит о том, что твитеры работают в лёгком для себя режиме. Тут тоже без вопросов.

-26

КАКОГО ОЖИДАТЬ ЗВУЧАНИЯ, И КАК «ГОТОВИТЬ» АКУСТИКУ?

Первым делом отмечу, что динамики выглядят многообещающими для поканального подключения. Благо, недорогие процессорные ГУ, а ещё лучше – процессорные усилители, вписывающиеся в ценовой диапазон этой акустики, сегодня на рынке есть.

Но для корректности при прослушивании использовал подключение через кроссоверы из комплекта. И вот тут появляется повод вспомнить про то, что динамикам предстоит работать не где-нибудь, а именно в автомобиле. Если слушать акустику в «стендовом» положении (когда всё развёрнуто в сторону слушателей), звучание воспринимается немного ярко, с «легковесными» верхами. Но в автомобиле динамики расположены совсем иначе, так что разворачиваю напольные боксы почти друг на друга, твитеры – на уровне глаз. Вот так уже можно делать выводы.

В таком положении серединка зазвучала тонально намного ровнее. И хоть некоторая легковесность на нижней середине сохранилась, звучание уже не такое яркое. Скорее, подходит слово «ясное», воспринимается комфортнее.

Понравилось, что на небольшой громкости динамики остаются отзывчивыми и сохраняют разборчивость звучания – ещё одно подтверждение, что акустика нацелена на работу с усилителями небольшой мощности или от ГУ.

В басовый диапазон динамики забираются без лишней массивности и акцентирования, но вполне уверенно. Скажем, на ритмичной танцевальной электронике удар наполненный. Так что каких-то особых требований к выбору сабвуфера акустика не предъявляет – можно будет состыковать с любым «гражданским» сабом.

Что касается верхов, твитеры тоже любят развороты. Когда они видны под углами, звучание более слитное и сбалансированное, чем при их направлении «в лоб». Так что городить сложные подиумы и стараться развернуть их в центр салона нет никакой необходимости. Ставьте просто с направлением друг на друга, а если в панели есть штатные места с направлением вверх – можно туда, и получите вполне сбалансированное звучание.

КОРОТКО ПО ДЕЛУ. ДЛЯ КАКИХ ЗАДАЧ ВЫБИРАТЬ?

Рабочий вариант для систем «на каждый день» – акустика хорошо работает непосредственно от ГУ или с усилителями небольшой мощности, может использоваться для апгрейда штатных систем. Легко стыкуется с любым сабвуферным звеном – от компактных «подседельников» до 10- или 12-дюймовых стелсов в багажник.

Характеристики адаптированы под типичное автомобильное применение, когда мидбасовые динамики видны под углами, а штатные места для твитеров порой предусматривают их значительный разворот (кстати, учтите этот момент, если доведётся оценить акустику на стенде в магазине, где условия совсем иные).

Если в системе предусматривается процессор, можно организовать поканальное подключение: акустика предсказуема в настройке и даёт приличную свободу при стыковке полос. При включении через комплектные кроссоверы характер звучания предопределён заранее – лёгкий и ясный, но не резкий. К тому же акустика лояльна к разным музыкальным жанрам – от лёгкой EDM до вокала и «живого» инструментала.

Плюсы:

  • Характеристики «заточены» под автомобильную специфику установки
  • Акустика хорошо работает с усилителями небольшой мощности или от ГУ
  • Предоставляет свободу в выборе сабвуферного звена

Минусы:

  • Монтажные мелочи для установки твитеров были бы нелишними
  • В поканалке возможности динамиков можно раскрыть полнее