Найти тему
By Burlak: язык одежды

Вселенная Дюны через язык костюмов

Не даром существует награда за лучшие костюмы: некоторые картины становятся поистину шедеврами дизайнерской мысли. Как выражается характер и развивается сюжет через одежду героев? На этот вопрос ответим в статье.

Начально хвалебной оды Дюне II (да и Дюне I) можно прочесть по ссылке:

А далее можно прочесть этой оды продолжение :)

Ну, кто о чем, а вшивый о бане. То есть, стилиста хлебом не корми, дай наряды поразглядывать. И Дюна в очередной раз покорила мое сердце не только операторской и режиссерской визуальной работой, но и наполнением кадра от Жаклин Уэст и Боба Моргана - дизайнеров по костюмам (в их команде было больше 200 художников, которые трудились над созданием космических одеяний).

Жаклин Уэст, Дени Вильнев и Боб Морган. Зрители должны знать своих героев
Жаклин Уэст, Дени Вильнев и Боб Морган. Зрители должны знать своих героев

И пусть Оскар за Лучшие костюмы в 2022 году забрала Круэлла, работу Уэст и Моргана отметили номинацией, что тоже престижно. В принципе, Круэлла довольно предсказуемый победитель, потому что работа тоже была сильная и гораздо более разнообразная, чем в Дюне (ну, львиную долю сюжета все тусуют в конденс-костюмах). Но те костюмы, что мы видим, тоже производят должное впечатляющее впечатление! (рррребят, кто залётные, не пишите мне, что тут ошибка, тут задумка))))

Космовековье

Идея костюмов Дюны хороша тем, что далека от общепринятой трактовки футуристической эсетики. Обтекаемый формы, хром, блеск, утрированный дизайн - детали, характерные для антуража будущего и космоса во все времена. И художники Дюны полностью отказались от такой концепции.

Вселенная Герберта, сама по себе, является космическим Средневековьем: перед нами тот же самый феодальный строй, только границы расчерчиваются не меж странами, а меж планетами. Никто даже от титулов уходить не стал: герцог Лето Атрейдес, падишах-император Коррино, барон Владимир Харконнен - все согласно знакомому нам табелю о рангах.

Красавец мужчина. Оскар Айзек с его ястребиным взором идеально символизирует дом Атрейдесов, чей герб - щит с ястребом
Красавец мужчина. Оскар Айзек с его ястребиным взором идеально символизирует дом Атрейдесов, чей герб - щит с ястребом

Несмотря на частое заимствование у Средневековья, многие костюмы выглядят современно и просто, в костюмный коктейль вмешиваются и всякие "звездные войны", опять же, привычные современному зрителю для изображения даклеого будущего. В результате кропотливой и вдумчивой работы мы получаем визуальный фейерверк с отсылками к разным эпохам:

-4

Будущее - изображение военных и герцога Лето в скафандрах после перелета. Утилитарная лаконичная форма наследника Пола отсылает к простым современным костюмным формам. И взрыв цвета на заднем фоне - Джессика со служанками, закутанная в ткани, с богатой инкрустацией на груди и рукавах - как отсылка к эстетике прошлого.

Кстати, кем вдохновлялась Жаклин Уэст при создании образа для Лето Атрейдеса, можете узнать у Тележанки! Интересные факты появляются в моем телеграм-канале параллельно с публикациями здесь. Также не забывайте подписываться и листать наверх - вы могли пропустить что-то интересное!

Если вы обратите внимание, буквального цитирования в экранизации вообще нет, все переосмысливается и получает вторую жизнь. Потому так интересно смотреть на экран и изучать детали нарядов! Ну, мне вот было очень интересно.

-5

Ребекка Фергюсон прекрасна в роли Джессики. В ней есть Драматическая тонкость черт, при этом легкая прозрачность и холодность цветотипа делает ее идеальной исполнительницей волевой и в то же время мистичной, отстраненной Леди Джессики. Я бы как-то так и представляла женщину, живущей по постулату Бене Гессерит:

Страх убивает разум. Страх - это малая смерть, несущая забвение. Я смотрю в лицо моему страху, я дам ему овладеть мною и пройти сквозь меня. И когда он пройдет сквозь меня, я обернусь и посмотрю на тропу страха. Там, где прошел страх, не останется ничего. Там, где прошел страх, останусь только я.

Эту часть костюма я осветила, поехали дальше!

Апроприация исламской культуры

Скандал приключился на премьере картины в Лондоне, что ли. Общественность всколыхнул наряд исполнительницы одной из ролей Ани Тейлор Джой:

Меня тоже всколыхнул, но в позитивном ключе! Оригинальная трактовка тематики фильма, исполнение в молочном цвете, контрастный яркий макияж - образ запоминающийся, красивый. Я бы только переобулась :)
Меня тоже всколыхнул, но в позитивном ключе! Оригинальная трактовка тематики фильма, исполнение в молочном цвете, контрастный яркий макияж - образ запоминающийся, красивый. Я бы только переобулась :)

Актрису массово обвинили в апроприации мусульманской культуры. У меня в очередной раз отвисла челюсть и бровь улетела куда-то в район планеты Арракис. Я мысленно посылала гром и молнии на голову возмущаюищихся.

Апроприация (Википедия) — усвоение, присвоение; в русском языке также встречается определение апроприационизм — термин в истории искусства и критике, относящийся к более или менее прямому использованию в произведении искусства реальных предметов или даже других, уже существующих произведений искусства.

Мол, белые опять присвоили чужое. ШТА? А ничего страшного, что бОльшая часть книги (да и фильмов) вдохновлена именно Исламом? Во фрименах очень ярко читаются отсылки к восточной, арабской культуре. Нужно же быть последним кретином (простите, не могу спокойно писать об очередном акте массового идиотизма), чтобы упустить это из вида:

Пустынные кочевники с поправкой на космос
Пустынные кочевники с поправкой на космос

Более того, автор Дюны Френк Герберт не скрывал, что при создании своего шедевра вдохновлялся историей Лоуренса Аравийского (Томаса Эдварда Лоуренса), внесшего огромный вклад в арабское восстание против Османской Империи в годы Первой Мировой войны. Арабский мир в действии!

Поэтому совершенно не удивительно, что мир Дюны и ее кореного населения списан с быта арабских и ближневосточных племен. И появление Ани Тейлор Джой в таком наряде на премьере было более, чем уместно. Но нет же, сообщество не может не вылить ушат говна по поводу и без (особенно без). Мнением все обзавелись, а мозгов на сдачу не взяли, как обычно.

Вы прослушали зарисовку #злобнаяжанна Подписывайтесь на тег, чтобы быть в курсе, что еще меня бесит!

Об общих местах, которые невозможно было не упомянуть, я сказала. Теперь же давайте возьмем крупный план!

Принцесса Ирулан Коррино

Несмотря на довольно утилитарное однообразие костюмов, отдельные личности удостаиваются особых нарядов.

Часто меняются костюмы у принцессы Ирулан, изображая ее в разных жизненных ситуациях. Флоренс Пью, кстати, тоже захейтили в роли ледяной классической красавицы, которая должна быть одновременно похожа и на лебедя, и на змею. Согласна, несколько сомнительный выбор, но и двигаемая на сию роль Аня Тейлор Джой (которая вообще-то утверждена уже на взрослую Алию Атрейдес) тоже так себе вариант. А от Рауты вообще руки прочь 😂

Кстати, не могу придумать современную молодую блондинку с чертами правильными и благородными. С носом длинным и узким и лбом высоким. Припоминается кто-то вам?
Кстати, не могу придумать современную молодую блондинку с чертами правильными и благородными. С носом длинным и узким и лбом высоким. Припоминается кто-то вам?

Кто играл Фейд-Рауту у Линча в 1984 - как вы верно угадали - узнаете у Тележанки в течение дня! Я лично удивилась.

Вообще, каст - это то еще приключение. Никогда не угодишь всем. Для меня важно, чтобы человек хоть как-то соответствовал описанию (чтобы глаза Лилли Поттер не оказались карими, например), плюс хорошо отыгрывал саму роль. Хоть тот же Кавилл - супермен, а не Ведьмак, он настолько самозабвенно, от большой любви ко вселенной, играл Геральта, что я была готова простить его челюсть, нос и фигуру шкафа :) Но я опять отвлеклась, костюмы, давайте к костюмам.

Принцесса Ирулан в разных нарядах. Обратите внимание, как много акцента на голове, и как с каждым новым появлением ткань все сильнее смыкается вокруг лица , в итоге закрывая даже рот:

Добавьте описание
Добавьте описание

Динамика переодевания Ирулан проста и стремительна: от расслабленной одежды, в которой она предстает перед нами в первых кадрах (она вообще-то автор хроник «Избранные изречения Муад'Диба»), через интерпретацию доспехов к настоящим доспехам. Мне ее образы учтойчиво напоминали царственный вариант Жанны Д'Арк.

Дева в доспехах
Дева в доспехах

Работа филигранная, изучать костюмы Ирулан очень интересно. То, что Флоренс Пью не каноничная холодная красотка за ними как-то даже не замечаешь. Я получила настоящее эстетическое удовольствие. Но моя любимица - это однозначно Джессика.

Леди Джессика

Вообще, ее желто-оранжевый наряд в первой части еще долго будоражил колбочки и палочки моих очей!

Это, кстати, один из самых дорогих костюмов в истории кино. Сеть, что вы видите, полностю золотая
Это, кстати, один из самых дорогих костюмов в истории кино. Сеть, что вы видите, полностю золотая

И то, как красиво Джессика выделяется на фоне Арракиса, и то, что она сама, как пряная восточная специя (цвет карри!), и вообще украшение семьи Атрейдесов - все выглядит очень круто. Она прилетает на Арракис в цвете специи, быть может, это она главное сокровмще на этой планете и это за контроль над ней стоило бы повоевать? Но это первая часть. А что во второй?

А во второй нас порадовали невероятно сложным одеянием Преподобной Матери фрименов сиетча Табр!

Добавьте описание
Добавьте описание

По сравнению с этим невероятным нарядом траурное одеяние Преподобной Бене Гессерит Гай-Елены Мохийам меркнет:

Добавьте описание
Добавьте описание

Хотя, вы можете увидеть сходство. Но опять же, Джессику снова выгодно подчеркивает цвет. Помимо карри, в цвет которого она была одета, впервые ступив на землю Арракиса, добавляется оттенок самой дорогой в мире специи - шафрана. Эстетичность кадров с Джессикой просто зашкаливает:

Добавьте описание
Добавьте описание
Добавьте описание
Добавьте описание

Получилось сделать и отсылку к одеяниям кочевников пустыни, и визуально выделить Леди Джессику среди всех богатым убранством, количеством ткани, украшениями, открытым лицом.

Нужно сказать, в первой части ее костюмы тоже мне очень нравились. Наряды были воздушными, часто покрывающими голову или вовсе закрывающими лицо. Джессика - как королева Теней, всегда рядом с Лето и Полом, но никогда не играет первую скрипку. Она не Герцогиня, а наложница, но наложница глубоко уважаемая и очевидно влиятельная.

-16

Как мне нравится отсутствие яркого макияжа! И на Джессике, и вообще на всех героинях. Это позволяет глубже погрузиться в лица актрис, всмотреться в их глаза. Очень приятные кадры. Ну давайте еще один напоследок:

-17

Гьеди Прайм и Харконнены

Че такие неприятные люди получились из Харконненов, понять довольно просто, если оказаться на их планете черно-белой планете с серым солнцем (она вращается вокруг тусклой звезды Змееносца). У кого хочешь характер испортится, знаете ли, когда вокруг ни травинки! Они, кстати, поэтому поголовно лысые и безбровые: экологическое состояние планеты провоцирует выпадение волос.

БДСМ прямо-таки
БДСМ прямо-таки

Потому эстетика у планеты довольно садо-мазохистская. В ходу рабство и гладиаторские бои. Кажись, людоедство тоже не возбраняется. Всюду кожа, латекс, спандекс и прочие элементы всяких там красных комнат.

Это вам не процветающий Каладан с избытком воды, растительности, гор и всяких щедростей приоды. На Каладане можно и благородным вырасти!

Добавьте описание
Добавьте описание

А на индустриальной слабоосвещенной и густо загазированной Гьеди Прайм можно вырасти только жестоким и неприятным человеком!

Вот как тут не психанешь? Когда ты бледный и лысый всю свою жизнь? И бровей у тебя нет
Вот как тут не психанешь? Когда ты бледный и лысый всю свою жизнь? И бровей у тебя нет

Но шутки в сторону, Гьеди изображена потрясающе прекрасно и наглядно. В принципе, мысль о том, что окружающая среда во многом формирует характер целых народов, не нова. Норды закаленные и неспешные, южане расслабленные и шумные, горцы свободолюбивые и несгибаемые - ведь стереотипы только наполовину предубеждения, на вторую - наблюдения. Так фрименов закалила пустыня, Харконненов ожесточили стресс и плохая экология, а Атрейдесов породила Изобильность.

Не знаю, с кем повоюет за костюмный Оскар Дюна II, но я буду болеть за работу Уэст и Моргана, как настоящий благодарный зритель!

На этом свою высокую оценку фильма я заканчиваю! Благодарю всех за внимание, жду в комментариях: как вам костюмы? Считаете ли работу художников достойной Оскара? Не забывайте про лайки: Дзен продолжает блокировать все мои статьи, пока я не обращусь в службу поддержки. Ваша активность очень мне помогает! Спасибо вам 💗

С вами была ценитель прекрасного, стилист вашей души, Жанна Бурлак.

-21

Разборы By Burlak:

Вампирские саги как рупор идеи расового равенства
By Burlak: язык одежды26 декабря 2022
Самба белого мотылька или почему я терпеть не могу Керри
By Burlak: язык одежды28 ноября 2023