Найти тему
Топ-топ арт

Композиция уравновешенная и не очень

У композиции, имеющей композиционный центр и качество соподчинённости, есть ещё характеристика - уравновешенность. Короткую статью, поясняющую это понятие, можно прочитать по ссылке:

Ещё одна характеристика - симметрия и асимметрия. Об этих свойствах рассказано в другой статье.

По смыслу видно, что симметричная композиция должна быть всегда уравновешенной. Можно задать только вредный вопрос: а если симметричное содержание в формат вписано неудачно?

Тогда, видимо, композицию надо признать неуравновешенной. Либо изменить неподходящий формат, если это согласуется с замыслом автора.

Неуравновешенная и уравновешенная композиции
Неуравновешенная и уравновешенная композиции

Давайте продолжим игры с формальной композицией. Пусть это будут по-прежнему форэскизы небольшого размера, с простым белым фоном, а элементы - абстрактные пятна геометрической или свободной формы разной величины.

Задание такое. Рисуем четыре картинки, в которых, по порядку:

1. Уравновешенная композиция с одним большим абстрактным пятном и многими маленькими.

2. Уравновешенная несимметричная композиция с двумя большими пятнами и одним маленьким.

3. Уравновешенная композиция из 7-9 абстрактных фигур разной величины, имеющих один и тот же тон (одинаково тёмные или светлые).

4. Композиция, полностью повторяющая предыдущий номер 3, но неуравновешенная из-за того, что часть пятен тёмная, а часть светлая.

Напомню, что тёмные тона кажутся нам "тяжелее", а светлые - "легче".

Уравновешенные (1, 2, 3) и неуравновешенные (4) варианты композиции
Уравновешенные (1, 2, 3) и неуравновешенные (4) варианты композиции

Из-за того, что темные тона кажутся нам более "тяжелыми", нужно сделать, между прочим, вывод: если вы рисуете, к примеру, освещенную натуру, то, делая предварительный линейный рисунок, учитывайте более насыщенные по тону тени от предметов. Может быть, стоит скорректировать композицию с учетом этих тёмных теней. Немного подробнее об этом смотрите по ссылке:

Конечно, подобные абстрактные упражнения в форэскизах учитывают далеко не всё, что значение для композиции настоящей картины. Скажем, имеет ли для неё значение сюжет, содержание произведения? Безусловно. А цвет? Конечно. Главное - помнить, что компоновка - первая и очень важная задача для художника, который приступает к работе. И ошибки на этой стадии бывает очень трудно, иногда невозможно, исправить.

Дистанционный курс по построению учебного рисунка на моём сайте.