Свойства композиции. Симметричная и асимметричная композиция в изобразительном искусстве.
В предыдущей статье шла речь о композиционном равновесии.
Есть один очень простой способ уравновесить композицию. Этот способ заключается в том, чтобы сделать её симметричной.
Ведь конечно, баланс будет хороший, если вес распределяется строго равномерно во все стороны.
Вот вполне симметричная ваза.
Симметричная композиция - это частный случай уравновешенной композиции, и, кроме того, особенная характеристика композиционного построения.
Существует много учебников о композиционных закономерностях в искусстве, в которых о них рассказано подробно.
Природа насочиняла для нас столько симметричного (от бабочек и цветков до отражений в воде), что симметрия стала родной любому организму. Это если не упоминать о том, что и сам наш организм в основном симметричен. Наверное, с этим связано такое широкое распространение приема симметрии в декоративном и прикладном искусстве, да и не только в прикладном.
Проиллюстрирую, какие бывают разновидности симметрии, с помощью абстрактных тональных пятен. Вот такая группа из пятен:
Симметрия бывает зеркальная, вот три зеркально симметричных композиции из пятен:
И центральная, ниже пример.
Эти кляксы-примеры здесь для того, чтобы показать, какого разнообразия форм можно добиться с помощью одного только приема создания симметрии.
А теперь давайте нарисуем не абстрактные кляксы, а что-нибудь конкретное.
Например, карнавальную маску.
Начнем снова с "кляксы".
Рисуем половину маски
Дублируем эту половинку и отображаем по горизонтали.
Маска почти готова. Не хватает завершающих деталей. Мы дорисуем эти детали, уже видя весь симметричный образ целиком.
Однако, что ж у нас получилось? Мы дорисовывали маску свободно, не требуя от завершающих деталей полной и точной симметричности. Мы ориентировались на образ и на его естественность, а не на строгое соблюдения требования изначальной симметрии.
И это правильно. В жизни ведь тоже так.
И человек - в целом симметричен, а сердце у него только слева. И другие детали могут отличаться и быть не симметричными.
И в искусстве тоже так. Например, в архитектуре. Или в живописи.
На этой картине есть элементы и симметрии, и асимметрии, создан живой и выразительный образ.
Первая статья об основах композиции, с оглавлением, здесь.