Решила попробовать систематизировать и в общих чертах описать некоторые типичные ошибки и недочёты в учебных работах на стадии компоновки. Имею в виду чисто композиционные недочёты, не относящиеся специально ни к построению форм, ни к живописным огрехам.
Некоторые ошибки у себя можно просто не заметить, потому что во время сосредоточенной работы над листом о композиции уже не вспоминаешь: задача, представляется, уже решена раньше, и уже не проверяешь рисунок с точки зрения его организации на формате. Однако это нужно продолжать делать до самого завершения.
Самое первое - расположение в формате. Когда объекты слишком велики, или малы, или не уравновешенны в заданном пространстве листа. Или, бывает, всё сразу.
Вот, например, такая учебная работа. Здесь всё понятно.
Дальше попробую показать схемами.
На этом рисунке предметы великоваты для заданного формата. Им явно тесно.
А здесь, наоборот - слишком маленькие, и в листе помещается много ненужного, например, границы планшета, на котором висит фоновая драпировка.
Кажется не слишком удачной композиция, когда не хватает пространства в нижней части формата. Есть ощущение некоторой неустойчивости.
А ещё важно учитывать не только сами предметы в пределах их контура, но и тональную нагрузку, и, в том числе, контрастные тени от предметов. Они как бы имеют свою "массу" в композиции.
Вот достаточно гармоничное построение листа. Рисунок контурный, без теней.
А вот та же композиция с показанной тональной нагрузкой. Справа вообще все светлее, с левой стороны от зрителя - темнее. Налево же падают и тени. И теперь кажется, что с левой стороны немного не хватает места.
Значит, надо учитывать и тени. Стоит чуть добавить места для них.
Есть ещё один, на мой взгляд, важный критерий удачной композиции.
Это - когда нет мелочей, вызывающих раздражение и впечатление нарочитости.
Нужно стараться избегать совпадений, которые, как показывает практика, вполне вероятны в натуре. Например, вы можете видеть в натюрморте со своего места, с которого вы рисуете, совпадение контуров двух предметов. Один объект стоит ближе, другой дальше, и контуры у них совпали. Предметы как бы "склеились" друг с другом.
В таком случае стоит чуть-чуть подправить натуру в вашем рисунке. Пусть один предмет немного закроет другой, либо между ними появится некоторое расстояние. Посмотрите, правая композиция выглядит гораздо лучше левого варианта.
А вот ещё один пример неудачного ракурса натуры. Куб стоит так, что получилась совсем "слипшаяся" конструкция, больше похожая на узор. В этом случае лучше чуть подвинуться или слегка повернуть куб, чтобы его вид был более естественным и выразительным.
Вот ниже набросок неудачной композиции портрета. Посмотрите, как детали фона мешают. Голова и фигура как будто "зажата" между вертикальными линиями. И пространства между фигурой и фоном как будто бы нет совсем.
Ещё о тиипичных композиционных ошибках можно прочитать здесь:
Ещё немного о компоновке.
Старайтесь заметить вовремя мелкие, мешающие восприятию детали в ваших работах. Опыт показывает, что это не такое уж простое дело.
Оглавление этого канала по темам постов здесь, на моём сайте.