Найти в Дзене
Топ-топ арт

Композиционные ошибки в учебных работах

Решила попробовать систематизировать и в общих чертах описать некоторые типичные ошибки и недочёты в учебных работах на стадии компоновки. Имею в виду чисто композиционные недочёты, не относящиеся специально ни к построению форм, ни к живописным огрехам.

Некоторые ошибки у себя можно просто не заметить, потому что во время сосредоточенной работы над листом о композиции уже не вспоминаешь: задача, представляется, уже решена раньше, и уже не проверяешь рисунок с точки зрения его организации на формате. Однако это нужно продолжать делать до самого завершения.

Самое первое - расположение в формате. Когда объекты слишком велики, или малы, или не уравновешенны в заданном пространстве листа. Или, бывает, всё сразу.

Вот, например, такая учебная работа. Здесь всё понятно.

Непродуманное размещение в формате
Непродуманное размещение в формате

Дальше попробую показать схемами.

На этом рисунке предметы великоваты для заданного формата. Им явно тесно.

Предметы слишком большие.
Предметы слишком большие.

А здесь, наоборот - слишком маленькие, и в листе помещается много ненужного, например, границы планшета, на котором висит фоновая драпировка.

Слишком просторно
Слишком просторно

Кажется не слишком удачной композиция, когда не хватает пространства в нижней части формата. Есть ощущение некоторой неустойчивости.

Внизу  композиция "перевешивает"
Внизу композиция "перевешивает"

А ещё важно учитывать не только сами предметы в пределах их контура, но и тональную нагрузку, и, в том числе, контрастные тени от предметов. Они как бы имеют свою "массу" в композиции.

Вот достаточно гармоничное построение листа. Рисунок контурный, без теней.

Контурный эскиз
Контурный эскиз

А вот та же композиция с показанной тональной нагрузкой. Справа вообще все светлее, с левой стороны от зрителя - темнее. Налево же падают и тени. И теперь кажется, что с левой стороны немного не хватает места.

Левая сторона "перевешивает"
Левая сторона "перевешивает"

Значит, надо учитывать и тени. Стоит чуть добавить места для них.

Уравновесили лист с учётом теней.
Уравновесили лист с учётом теней.

Есть ещё один, на мой взгляд, важный критерий удачной композиции.

Это - когда нет мелочей, вызывающих раздражение и впечатление нарочитости.

Нужно стараться избегать совпадений, которые, как показывает практика, вполне вероятны в натуре. Например, вы можете видеть в натюрморте со своего места, с которого вы рисуете, совпадение контуров двух предметов. Один объект стоит ближе, другой дальше, и контуры у них совпали. Предметы как бы "склеились" друг с другом.

В таком случае стоит чуть-чуть подправить натуру в вашем рисунке. Пусть один предмет немного закроет другой, либо между ними появится некоторое расстояние. Посмотрите, правая композиция выглядит гораздо лучше левого варианта.

Поправим случайные ненужные совпадения краёв.
Поправим случайные ненужные совпадения краёв.

А вот ещё один пример неудачного ракурса натуры. Куб стоит так, что получилась совсем "слипшаяся" конструкция, больше похожая на узор. В этом случае лучше чуть подвинуться или слегка повернуть куб, чтобы его вид был более естественным и выразительным.

Неудачный и удачный ракурс конструкции куба.
Неудачный и удачный ракурс конструкции куба.

Вот ниже набросок неудачной композиции портрета. Посмотрите, как детали фона мешают. Голова и фигура как будто "зажата" между вертикальными линиями. И пространства между фигурой и фоном как будто бы нет совсем.

Фон скомпонован неудачно.
Фон скомпонован неудачно.

Ещё о тиипичных композиционных ошибках можно прочитать здесь:

Ещё немного о компоновке.

Старайтесь заметить вовремя мелкие, мешающие восприятию детали в ваших работах. Опыт показывает, что это не такое уж простое дело.

Оглавление этого канала по темам постов здесь, на моём сайте.