Двух совсем молоденьких лекарей отправили в 1785 году в Челябинск. Дела тогда в Челябинске были плохи - эпидемия сибирской язвы косила и людей, и скот, шла волна по деревням, губерниям и уездам. И вот двоих врачей отправили из Санкт-Петербурга в Челябинск на борьбу с эпидемией. Их звали Семён Андриевский и Василий Жуковский.
Нет, конечно, не они изобрели лекарство от сибирской язвы. Да что там - Кох в то время ещё свою палочку-бактерию не открыл, поэтому "сибирской язвой" сибирская язва станет позже, а тогда это была эпидемия просто "неведомой хвори", "ветренной, повальной болезни".
Что же такого сделали эти молодые врачи, что стали знаменитыми не только в Челябинске?
Они совершили тихий подвиг, который помог снизить масштабы эпидемии.
Вот в деревне пало несколько лошадей. От той самой язвы. Врачи говорят крестьянам, что болеющих животных нужно изолировать, помещение дезинфицировать, а погибших животных - закопать глубоко, не обдирая ни шкур, ни копыт. И огородить участок этот, и не подходить туда.
Но крестьяне не верили, что можно заразиться от животных. Они верили, что все болезни посылает Бог, как испытание им на прочность духа. Поэтому они находились в контакте с погибшими животными, никак особо не изолировались и не захоранивали их.
Эксперимент молодых врачей заключался в том, чтобы, рискнув своим здоровьем, доказать людям - это эпидемия, и она передается от контакта с зараженными.
Семён Андриевский сделал на руке своей надрез, на локте, провёт по ране ниткой, смоченной в язве зараженного крестьянина. Конечно, он неизбежно заболел, и при этом вёл дневник, куда записывал изменения своего состояния.
Температура, язвы по всему телу - он очень тяжело болел, и даже в итоге впал в забытьё. Его товарищ и коллега, Василий Жуковский, продолжал лечение друга.
Ну как лечение - тогда ничего радикального не было - много питья, отвары трав, кровопускание. С инфекцией боролись антитела, которые вырабатывал организм Семёна, и они победили. Семён выжил.
Записи обоих врачей имели огромное научное значение, а главное, жители города, находящегося чуть ли не на грани вымирания, поняли, что контакт с зараженным человеком или животным - это их гарантированное заражение. И это существенно снизило число заболевших, люди стали стараться изолироваться. И Челябинск стал первым городом, который смог противостоять "сибирской язве".
Какая удивительная история.
Иногда, чтобы остановить эпидемию, нужно пожертвовать своим здоровьем. И этот подвиг даст людям информацию, которая сможет их спасти.
Я обычно пишу весёлые истории по итогам посещения городов, но сейчас другой общий контекст, не развлекательный, и я аккуратно подобрала вот такую историю про Челябинск и подвиг.
Сегодня я вернулась из Челябинска, у меня там были гастроли. Потому что жизнь - продолжается, весна продолжается, люди продолжаются.
Ира, мой организатор, много лет назад работала в Турции гидом с людьми, у которых внезапно отменили самолет, и хорошо прокачала стрессоустойчивость.
Поэтому переносы концертов (мы на апрель перенесли Магнитогорск, Миасс, Сыктывкар) отработала эффективно. Я так думала.
Я, когда увидела её в аэропорту, говорю:
- Тебе так хорошо твой новый цвет волос, Ир...
- Да, я вчера покрасилась. А то я за эти дни не хило поседела...
Спасибо всем, кто вчера пришёл на концерт в Челябинске.
Мне было с вами хорошо. Душевно так всё, вдохновенно было. Надеюсь, вам тоже понравилось. Мне подарили... букет ромашек. Настоящих, живых ромашек! А они еще пахнут так... ну, ромашками. Вот прямо посередине ранней серенькой весны эти солнечные ромашки прямо восхитили.
Как и обещала, гонорар за выступление я перечислила на благотворительность.
Я хотела половину направить постарадвшим в Крокусе, а половину - белгородцам.
Но увидела, сколько много миллионов собрано уже для пострадавших от терракта в Москве (такое единение, такая сплочённость!), и подумала так: "Количество пострадавших в "Крокусе", я надеюсь, уже не вырастет, а вот количество тех, кому сейчас несладко в Белгороде - не факт, что не вырастет".
Поэтому часть часть денег я направила в фонд «Святое Белогорье против детского рака» (они помогают сейчас пострадавшим от обстрелов), а на вторую часть возьму под опеку конкретную семью из Белгорода, и буду помогать им с переселением. Этим уже давно занимается Ксения Собчак, она и её команда помогла огромному количеству семей переехать в безопасное место.
Челябинск, спасибо!
Всё не зря. Будем держаться вместе.