Найти тему
Петр Власов

1МВ. Германские танки в бою (02). Путь побед и поражений

Оглавление
Все иллюстрации взяты из открытых источников
Все иллюстрации взяты из открытых источников

Во время второго германского наступления 1918 г. на реке Эн, в операции «Блюхер» (27 мая — 14 июня), немцы массово применили трофейные Mk.IV. 27 мая 15 танков Mk.IV отделений №11, 12, 13 и 14 пошли в бой против французских позиций в полосе 7-й германской армии на участке Воклер — Берри-о-Бак. Они прорвали первую линию обороны, но остановились перед слишком широким окопом второй полосы. А вот немецкая пехота на этом участке при поддержке артиллерии продвинулась дальше, на глубину до 20 км, и достигла реки Вель. Так что германским танкистам в том успешном бою не удалось сыграть существенной роли.

31 мая у Реймса двигавшийся по узкой дороге танк A7V № 529 «Никсе-II» из 2-го «штурмового отделения» был подбит снарядом 75-мм полевой пушки (три танкиста погибли, двое ранены), и впоследствии танк был захвачен французами. Два шедшим следом танка после этого отошли назад, чтобы не оказаться в ловушке. В результате тот бой для немцев успеха не имел. 1 июня из-за неустраненных поломок предыдущего дня танки A7V из поредевшего 2-го «штурмового отделения» не смогли участвовать в продолжавшемся наступлении южнее Реймса. Но A7V из 1-го отделения и Mk.IV 13-го и 14-го отделений поддержали свою пехоту. Правда, танки 1-го отделения достигли немногого — два A7V сломались еще на исходных позициях, а один вышел из строя вскоре после начала движения. Поэтому атаку проводили только танки №526 и №527, однако они застряли в «волчьих ямах» и были подбиты огнем французской артиллерии.

-2

Танк №526 смог отойти (но затем из-за повреждений был разобран на запчасти для других танков), а №527 получил фатальные попадания и был брошен экипажем. 14-е отделение трофейных Mk.IV действовало успешнее. Его танки прошли три линии окопов и помогли продвижению пехоты. Но из четырех танков этого отделения три либо застряли в воронках, либо были подбиты французской артиллерией. Из танков 13-го отделения один провалился в воронку, у другого сломалась коробка передач. Третий танк этого отделения помог немецкой пехоте захватить форт Помпель, и продвинуться к каналу Эн-Марна, но там был выведен из строя артиллерийским огнем (его экипаж присоединился к пехоте). Танк Mk.IV «Мориц» застрял в воронке на «ничейной земле» перед линией французских окопов, и экипаж подорвал его при отходе. Танки A7V 3-го «штурмового отделения» в этой операции не участвовали. Всего во время боев у Реймса французская артиллерия прямой наводкой с замаскированных позиций подбила 8 германских танков; еще 1 танк подбили пехотинцы-гранатометчики.

9 июня немцы провели атаку в районе реки Мас; при этом танк A7V №562 «Геркулес» из 1-го отделения был подбит артиллерией (убиты 5 танкистов, в т.ч. командир 1-го отделения обер-лейтенант Скопник; еще 5 ранены). Танк №560 «Старый Фриц» под прикрытием тумана продвинулся вглубь французских позиций, но провалился в траншею (затем машину удалось эвакуировать). Танкам 3-го «штурмового отделения» в том бою удалось помочь пехоте в захвате назначенных объектов, не понеся потерь.

-3

А через месяц, 15 июля, началось последнее германское наступление этой войны. Танки 1-го и 2-го «штурмовых отделений» действовали в полосе 1-й германской армии. После 3,5-часовой артиллерийской подготовки на рассвете 1-е отделение бросило в атаку все четыре находившихся на ходу танка; однако атака успеха не имела. Французы использовали тактику «эластичной обороны»: недолго удерживаясь на передовых позициях небольшими пулеметными группами, они затем отходили вглубь на основные позиции, не пострадавшие в ходе артподготовки противника. Здесь сопротивление становилось упорным, благодаря плотному пулеметному и артиллерийскому огню. Германские же орудия для сопровождения пехоты не смогли далеко продвинуться за пехотинцами, а танки не были способны заменить эту артиллерию из-за своей малочисленности. К тому же несколько танков подорвались на минах. И 17 июля без поддержки артиллерии немецкое наступление приостановилось.

А 18 июля под Суассоном началось французское контрнаступление; атаку 10-й французской армии поддерживали 337 танков, а 6-й армии — 183 танка «Шнейдер», «Сен-Шамон» и «Рено».FT. К тому же 8 августа у Амьена наступление начали и англичане; они ввели в бой 324 тяжелых и 96 средних танков, которых на этом участке поддержали еще и 90 легких танков французов! Пытаясь сдержать наступление Антанты, 9 августа немцы предприняли атаку юго-западнее Нуайона против французского крыла войск; действия 18-й германской армии поддерживали танки 1-го и 3-го «штурмовых отделений». Однако в виду значительного превосходства противника эта атака успеха не принесла, и немцам пришлось отступить.

-4

31 августа у Фремикура немцы попытались провести контратаку против британских частей, наступавших на Камбрэ при поддержке большого числа танков. Против англичан были брошены танки 1-го и 2-го «штурмовых отделений». Однако в ходе 20-километрового марша все четыре танка A7V 1-го отделения вышли из строя по техническим причинам. Во 2-м отделении танк №562 «Геркулес» был поврежден авиабомбой (из-за невозможности восстановления танк пришлось разобрать), а еще два танка сломались. Поэтому атаку пехоты смогли поддержать только два A7V: № 504 «Шнук», и №528 «Хаген». Оба вскоре были подбиты артиллерией, причем - своей (танки, отклонились от курса, поэтому немецкие артиллеристы приняли их за противника). Экипажи покинули машины, и оба танка захватили новозеландские пехотинцы. После этого 2-е «штурмовое отделение» перестало существовать, а две оставшиеся ремонтируемые машины и личный состав передали в 1-е отделение.

-5

На 28 сентября 1918 г. у немцев для боевой работы были пригодны только 13 танков A7V и 35 трофейных танков Mk.IV. Но в начале октября их число уменьшилось: при отступлении немцам пришлось бросить сломавшийся на марше танк A7V №540 (впоследствии этот танк был взят в качестве трофея британцами).

7 октября у Сент-Этьена четыре танка A7V 3-го «штурмового отделения» участвовали в контратаке 3-й германской армии против французских войск. Однако танки не смогли преодолеть вброд небольшую реку, мосты через которую были взорваны противником. Поэтому они поддерживали огнем своих орудий действия немецкой пехоты на другом берегу, пока сами не подверглись обстрелу британской артиллерии. После британского артналета им пришлось отступить: часть машин была подбита, а часть вышла из строя по техническим причинам.

-6

А ранним утром 8 октября состоялся третий, последний в Первой мировой войне бой «танки против танков». Причем эта схватка происходила между машинами только английской постройки: четыре трофейных немецких танка Mk.IV (1 пушечный «самец» и 3 пулеметные «самки») внезапно атаковали пятерку британских танков Mk.IV или Mk.V (сведения разнятся) из роты А батальона L (12-го батальона британского Танкового корпуса), которые только что отогнали огнем от деревни Нирньи германскую пехоту.

Предрассветные сумерки и однотипность машин оказались на руку германским танкистам: поначалу англичане приняли их за своих «соседей» из роты С того же батальона, действовавших рядом – у деревни Серенвиль. Это позволило немцам подойти к противнику на 50 метров и открыть убийственно точный огонь – практически «в упор». Прежде, чем британцы разглядели кресты на броне «соседей» и попытались отстреливаться, немцы успели вколотить по два снаряда в танки L16 и L19. Командир L16 капитан Ро был ранен, его водитель убит. Оставив потерявшую ход машину, экипаж L16 поспешно бросился к еще управляемому L19 лейтенанта Уорсепа, который не мог вести ответного артиллерийского огня – в нем были убиты оба наводчика орудий и еще три танкиста. Поэтому L19 отстреливался из одних пулеметов; но тут он получил новое попадание, вызвавшее в танке пожар. Еще остававшиеся в живых члены экипажа поспешно покинули машину; при этом Уорсеп, выпрыгивая из танка, подбросил к снарядной укладке гранату с сорванной чекой (видимо, из принципа «так не доставайся же ты никому»)…

-7

Затем настала очередь танка L12 – прежде, чем его экипаж разобрался, почему это вдруг «англичане» затеяли перестрелку «между своими», два попадания снарядов вывели из строя и эту машину. Командир танка L8 лейтенант Мартель к тому времени уже отлично понял, что происходит; вот только поделать он ничего не смог: очередной немецкий снаряд поразил и его машину, разбив радиатор двигателя. Экипаж L8 выскочил наружу, и бросился к полевой пушке, оставленной здесь отступившей немецкой пехотой (которую только что и изгнала с ее позиций погибавшая теперь танковая рота А). Развернув орудие, британские танкисты в первую очередь расстреляли из него… свой танк L8, добив машину (чтобы не дать его захватить немцам, если те победят в схватке). И только потом перенесли огонь на немецких «самок», косивших из пулеметов английскую пехоту.

Заслышав орудийную перестрелку по соседству, от деревни Серенвиль к Нирньи поспешили танки британской роты С. Появление еще пяти противников изменило исход боя, изначально победного для немцев. Германские «самки» против них были просто бессильны, а единственный у немцев «самец» с новой пятеркой противников уже не имел шансов справиться. В результате два германских пулеметных Mk.IV были подбиты орудийным огнем (на их поражение претендовали как командиры пушечных танков лейтенанты Кларк и Шерат, так и «артиллеристы поневоле» лейтенанта Мартеля). Остававшиеся целыми «самец» и «самка» немцев отползли назад, оставив поле боя за англичанами. Тем не менее, хотя британцы и заявляют, что победа осталась за ними, однако в той схватке они практически потеряли целую танковую роту (в роте А остался всего 1 танк), и 19 человек личного состава убитыми.

-8

9 и 11 октября (за месяц до заключения перемирия) A7V из 1-го «штурмового отделения» и Mk.IV из 13-го отделения поддерживали контратаку 371-й германской пехотной дивизии севернее Камбрэ. Контратака для A7V прошла вполне успешно; вот только танк №560 в том бою получил повреждение — обрыв гусеницы. Эвакуировать его не удалось, и танк был взорван. В 13-м же отделении трофейных Mk.IV смогли выйти в бой только три танка (остальные были слишком изношены, и ломались). Но «британским германцам» не повезло: два атакующих Mk.IV противник поджег огнем, еще один остановился из-за поломки коробки передач, и экипаж был вынужден его покинуть. Тем не менее, немцы считают именно атаку 11 октября самым успешным германских танковым боем — менее десятка танков помогли пехоте успешно ликвидировать британский прорыв, хоть он и был поддержан английскими танками. Атаки 9 и 11 октября стали последним применением танков A7V в Первой мировой войне - уже 12 октября германские войска начали планомерный отход с позиций. Продвижение британских войск не дало немцам возможности организовать ремонт поврежденных танков, и они спешно эвакуировали машины по железной дороге в Германию.

-9

А вот немецкие трофейные Mk.IV приняли участие еще в одном бою - 1 ноября 1918 г. в ходе попытки воспрепятствовать захвату Валансьена канадскими и британскими частями. Четыре «британских немца», собранных в единый отряд из 12, 13 и 14-го отделений, поддержали контратаку германской 28-й резервной дивизии; немцам удалось отбросить британцев назад, потеряв при этом от огня противника два танка. Но уже на следующий день англичане возобновили наступление, и им удалось захватить два оставшихся «германских» Mk.IV.

ИТОГИ

В течение восьми месяцев 1918 г вся боевая работа германских танковых «штурмовых отделений» составила не более полутора десятков эпизодических атак. При этом поначалу не производилось разведки пригодности местности для действий танков, а взаимодействие с пехотой и артиллерией организовывалось плохо. В бою танки старались поддерживать зрительную связь друг с другом, но сигналы флажками были плохо видны, и управление внутри танковых подразделений на практике осуществлялось по принципу «Делай как я». Иногда атаки «штурмовых отделений» имели успех, но количество применявшихся танков никак не соответствовало масштабам операций. Располагая в общем более чем 90 танками, пригодными для боевого использования (пусть в основном трофейными), германское командование ни в одном бою не массировало их даже на небольшом участке фронта: танки действовали разрозненно, мелкими группами, и в результате вместе в атаке участвовало в лучшем сдучае не более 7–8 машин. И это в то время, как противник для прорыва немецкой обороны бросал в бой по две-три сотни танков…

-10

В трех «штурмовых отделениях» A7V за время участия в боях (21 марта - 11 ноября 1918 г.) из 20 танков немецкой постройки до конца войны дошли лишь 9; 5 A7V погибли в боях или из-за фатальных повреждений были разобраны на запчасти, а 6 захвачены войсками противника (по потерям трофейных Mk.IV у меня информации нет). Людские потери: из 1.400 числившихся в танковых частях военнослужащих погибли 80 человек, ранены – 220; несколько танкистов попали в плен. Но благодаря танкам на тех участках, где они применялись, германская пехота наступала со значительно меньшими потерями – ввод в бой танков экономил жизни солдат, позволяя добиться большего успеха, чем одной лишь пехотой.

1МВ. Танки Германии

1МВ. Германские танки в бою (01). Первые схватки

Список других статей канала, посвященных армиям и оружию периода Первой мировой войны, НАХОДЯТСЯ ЗДЕСЬ

Список других статей канала, посвященных теме «История бронетехники» можно найти ЗДЕСЬ

Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», и подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по разным темам военной истории.