Некоторые дети очень хорошо рисуют. Сами, сразу, никто их не учил, они такими родились, художниками.
Родители, видя незаурядные способности своего чада, закономерно задаются вопросом: а не отдать ли ребёночка в художественную школу или студию? Понятное дело, на родителях лежит ответственность, развить талант и «не закопать его в землю».
Возможно, вы удивитесь, но когда у меня спрашивают совета, отдать ли ребёнка в ДХШ, в 99% процентах случаев я отвечаю «ни в коем случае».
Пора уже мне написать что-нибудь на эту тему, дабы количество юных художников у нас в стране не сокращалось, а увеличивалось.
Главное, что скрывается в этой ситуации: ребёнок до тех пор останется художником, пока ему(ей) нравится процесс. И не дольше.
Процесс рисования - это вихрь эмоций, энергетический всплеск. Лист бумаги как зеркало отражает внутренний мир рисующего, попадая в резонанс с гармонией его мыслей , впечатлениями и творческими идеями.
Рисующий человек волшебным образом меняется, светлеет, вокруг него появляется светящаяся аура.
Недаром рисование - это арт-терапия.
С ребёнком происходит именно это. Он рисует ради выработки эндорфинов, ради порции счастья.
Чем больше, чем чаще он рисует, тем лучше у него получается. Нужен ли в этот момент учитель? Нет.
Но иногда ребёнку нужен совет: «Как лучше нарисовать что-либо? Я хочу, чтоб было похоже». И родитель оказывается в тупике, ведь сам рисовать не умеет. Логично, что сразу приходит в голову мысль отдать ребёнка специалистам, чтобы ему грамотно всё разъяснили.
Но такое решение зачастую оказывается роковым. Попадая в учебное заведение, ребёнок разочаровывается в рисовании, убирает со стола карандаши и краски, говорит «не хочу» или «не сегодня».
Рисовать по указке учителя - тяжёлый труд, подчас мучение.
А ребёнок тем и отличается от взрослого, что хочет быть счастлив непосредственно сейчас, в это самое мгновенье, а не завтра, не потом, не в туманном будущем, спустя десять лет.
Даже если маленькому художнику повезёт с учителями и на его жизненном пути не встретится «опытный педагог», причитающий по поводу и без повода: «Что за бездарность мне опять досталась в ученики!», всё-равно научиться основам рисунка, живописи и композиции - огромный труд. Какие эндорфины? Куда подевалось счастье?
Нет, ребёнок не согласен на таких условиях скрести карандашом по бумаге, он хочет совершенно другого, ему не нравятся натюрморты с пластмассовыми фруктами и гипсовые фигуры.
Так что же делать? Не учить вовсе?
✏️Можно попытаться учить ребёнка рисованию до тех пор, пока ему это нравится, пока он с удовольствием бежит на очередное занятие.
✏️Важно найти подходящего учителя для своего чада. Это должен быть добрый приветливый человек, не требующий от ученика стремительных успехов. Кстати, такому учителю не обязательно иметь сверхвысшее образование. Азы перспективы и композиции вполне может объяснить человек, закончивший художественный колледж.
Для детей существуют студии ИЗО, там дают интересные творческие задания. Правда, всегда хочется, чтобы ребёнок принёс оттуда не только вдохновение, но и навык обращения с художественными материалами, а ещё немножко школы рисования. В определённый момент родители начинают протестовать: «Как, опять свободная тема? За что мы заплатили 1000р.? Ты же мог совершенно бесплатно нарисовать такую же точно картинку, сидя дома!»
✏️Главная задача художественного учебного заведения - это не отбить желание рисовать, а его приумножить.
Поэтому важно оттуда вовремя уйти, если вдруг что-то пошло не так.
✏️Не спешите отдавать ребёнка на обучение. Мало кто из детей готов ходить на занятия в 5 лет, далеко не все готовы в 7 и даже в 9 лет.
Возраст для начала занятий - это индивидуально и важно. Надо дождаться, чтоб ребёнок сам захотел учиться.
А если призвать статистику, получается, что чем позже ребёнок пойдёт учиться рисованию, тем лучше. В большинстве случаев оптимальный возраст для начала обучения - подростковый . В 13-15 лет подросток способен быстро освоить азы рисунка и законы композиции, догнав (и перегнав) своих сверстников, которые на ту же самую науку потратили годы детства.
Не верите? Боитесь, что ребёнок отстанет, опоздает, куда-то не поступит? Нет, не опоздает.
Скажу больше, начать рисовать можно в любом возрасте, хоть в 80 лет.
А те, кого отдали на обучение в 5, 7, 9, 11 лет, в большинстве случаев эти дети «перегорают». К моменту выбора профессии они уже не хотят рисовать, им надоело, они идут получать «настоящую» профессию: бухгалтера, программиста, врача.
Трагедия заключается в том, что если ты родился художником, то это навсегда. Спустя годы, бухгалтера, врачи и программисты достают свои забытые кисточки и краски, досадуя на упущенное время, принимаются рисовать, понимая, что без этого не смогут дальше жить.
Поэтому давайте будем бережно относиться к юным дарованиям, дабы не сбить их с пути истинного. Не перегружать их, не эксплуатировать, но стараться мотивировать рисовать как можно больше.
✏️Главный совет такой: не мешать ребёнку изображать то, что ему в данный момент интересно. Что бы это ни было. Даже если это комиксы или страшные картинки. Рано или поздно человечек вырастет и интересы изменятся.
Чем больше практика рисования - тем быстрее рост. У художника всегда количество переходит в качество.
Пусть рисует любую ерунду, лишь бы только это ему нравилось. Пусть тренируется рука и рождаются новые нейронные связи.
А мы, родители, время от времени будем приносить ему новые художественные материалы. Маркеры, линеры, краски, цветные карандаши - всё это очень хорошо мотивирует к созданию новых шедевров.
✏️Удачно похвастаться рисунком - тоже отличная мотивация.
Только никакой критики!
Каждый рисунок должен быть признан идеальным и оценен максимально высокой оценкой. Даже взрослые художники терпеть не могут критику, что уж про детей говорить.
А если всё-таки ребёнку действительно понадобится помощь, правильным решением будет предложить срисовать/скопировать нужный (неполучающийся) предмет с подходящей картинки, будь то фотография или чужой рисунок.
И пусть академии художеств подождут.
О том, как можно научить рисовать ребёнка, не имеющего художественных способностей, я писала ранее: