Интересно изучать традиции русского чаепития по живописи XIX века. Например, по картине Гурия Асафовича Крылова (1805-1841) «Кухня».
Гурий Асафович Крылов не относится к числу известных живописцев, но тем интереснее нам его судьба и его картины. Крылов родился крепостным, и вместе со своим хозяином – поручиком Егором Скудиновым, приехал в 1824 году в Санкт-Петербург. Поселились же они на казенной квартире Лейб-гвардии гренадерского полка. Через год 20-летний юноша начинает посещать в качестве вольноприходящего художника классы Императорской Академии художеств. Со временем Императорское общество поощрения художеств назначает ему пенсион, а в 1828 году хозяин дает ему вольную. Интересно, что Крылов поступил своекоштным студентом в Медико-хирургическую академию, где проучился до 1831 года. Однако занятий рисований не оставил, и в 1833 году получил от Академии художеств звание свободного художника, в 1836 году – звание «назначенного в академики», а в 1839 году – и звание академика живописи.
Специалисты Государственного Русского музея, где хранится картина «Кухня» (картон, масло), указывают ее автором Крылова. Хотя имени автора на самой картине нет; не значится оно и на сделанной с картона в марте 1827 года литографии. Но так или иначе, нам произведение интересно документальным изображением кухни в городском жилище дворянина 1820-х годов. И особенно – изображением самовара, стоящего на полу. Мы видим прекрасный образец самовара, выполненного в модном тогда стиле ампир: тулово в форме античной амфоры, укрепленной на квадратном основании, фигурные петлеобразные ручки. Возможно, художник воспроизвел моменты быта своего хозяина-поручика в Санкт-Петербурге.