Найти в Дзене
МИР (Море История Россия)

Самый лучший десантный "корабль" Черноморского флота или опыт Керченско-Эльтигенского десанта.

Начну с "импортного" слова. Нет, это не нарушение "Закона о языке...", ибо аналогов этому слову в русском языке нет.

Дисклеймер. Господа ультра-гипер-супер патриоты (и маскирующиеся под них наши недруги) не беспокойтесь, автор тоже является патриотом своей страны (не на словах, а на деле), и цель его не принизить подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне. Это просто анализ объективно сложившейся в ту пору ситуации, с целью извлечения уроков.

На мои статьи о первом, неудачном штурме Севастополя 22-24 апреля 1944 года, когда наши войска понесли тяжелейшие потери в людях и технике, от том, как действовал ЧФ в апреле 1944 года, была бурная негативная реакция. Но, господа, не со мной спорьте, с документами. Если заявленный авиацией ЧФ за апрель 1944 года потопленный тоннаж в 20 раз больше фактически потопленного, то что это? А, если по нашим первичным документам в ходе неудачного штурма Севастополя в апреле 1944 года мы потеряли под 100 танков, то что я должен говорить (писать).

"Правду не нужно бросать в лицо...." сказали мне. Я и не бросаю, я просто называю вещи своими именами. Смысл изрекать "альтернативную правду"? "Во всех странах не принято говорить всей правды...". Правда? Плоды подобной "двойной морали", "заштукатуривания" истории мы уже видели в СССР. Ничего хорошего из этого не вышло.

Не, я отлично понимаю, что скоро уж сто лет скоро минет с тех событий, но внятного анализа и разбора по сию пору нет. А, нужен ли он? Да, в принципе, наверное, все таки, да, ибо практика показывает, что мало что изменилось с тех пор.

Я умышленно дал сначала историю Керченско-Эльтигенского десанта, чтобы была видна проблематика. Царь-батюшка, со своими адмиралами, когда Царь-град хотел воевать, корабли специальные строил: "Эльпидифоры" всякие, "болиндеры". Волжская флотилия запросила в 1942-м году десантные боты 165-го проекта, и их строили.

Черноморский же флот, который высаживал массу десантов, построил... А, что собственно построил ЧФ? "Да как ты смеешь, аффтар?! Воевали тем, что имели!" Парадокс заключается в том, что транспортно-десантные средства, которые зарекомендовали себя лучше всего при высадке Эльтигенского и Керченского десантов строили очень далеко от Черного моря и в условиях, очень далеких от идеала.

А, началось все так:

Идея создания небольших десантных самоходных тендеров, в которых нуждался Балтийский флот, возникла еще до войны. По указанию командующего КБФ адмирала В. Ф. Трибуца был разработан проект на Таллинском судоремонтном заводе, по которому заложили шесть тендеров. В начале войны их недостроенными доставили на кронштадтский Морской завод, где достроили. "Прожили" они недолго - затонули, попав под вражеский огонь при эвакуации наших войск из-под Выборга. Сохранилась лишь фотография общего вида тендера, которую передали Военному совету фронта.

Что было привлекательным в этом судне? Небольшие размеры, простота конструкции и, самое главное, возможность использовать его в разнообразных целях - для перевозки и высадки десантов, эвакуации из Ленинграда людей, доставки в осажденный город необходимых грузов.

Это воспоминания Б.В.Плисова.

Плисов Борис Васильевич (1907-2000). Родился 1 января 1907 года в Петербурге . Окончил Ленинградский электротехнический институт по специальности "сварка" (1932). С 1931 г. работал на Петрозаводе, непосредственно участвовал в возрождении на заводе судостроительного производства. Разработал и осуществил проект нового для завода сварочного цеха (1931), участвовал в подготовке кадров в области сварки, что создало благоприятные условия для развития и внедрения сварки при постройке морских буксиров и барж. Обосновал расширение состава работ, при которых целесообразно использовать сварку. Одной из важных для того времени работ была постройка на заводе полностью сварных пассажирских теплоходов "Кремль" и "Совет", строителем которых был назначен Б. В. Плисов (1936 - 1937); теплоходы успешно эксплуатировались не только на пригородных водных маршрутах, но и позднее при воинских перевозках в Финском заливе и на Ладожском озере. В 1941 г. с целью разработки и внедрения в производство новых технологий назначен начальником вновь созданного на Петрозаводе цеха заводских лабораторий; значение проводимых цехом работ особенно возросло в начале Великой Отечественной войны, когда завод осваивал выпуск новых изделий - снарядов и военной техники. Активно участвовал в переоборудовании судов в боевые корабли, а также в ремонте кораблей Балтийского флота. В мае 1942 г. ему было поручено возглавить постройку самоходных десантных тендеров; эта задача была успешно ре­шена - уже в начале июня 1942 г. первые тендеры вошли в состав Ладожской военной флотилии. Главный строитель турбинного тральщика "Василий Громов" (1942- 1943). Руководитель серийной постройки морских буксиров (1946). Преподавал и вел научную работу в Ленинград­ском кораблестроительном институте (1950). Историк ленинградского кораблестроения. Награжден медалью им. Петра Великого (1995).
Плисов Борис Васильевич (1907-2000). Родился 1 января 1907 года в Петербурге . Окончил Ленинградский электротехнический институт по специальности "сварка" (1932). С 1931 г. работал на Петрозаводе, непосредственно участвовал в возрождении на заводе судостроительного производства. Разработал и осуществил проект нового для завода сварочного цеха (1931), участвовал в подготовке кадров в области сварки, что создало благоприятные условия для развития и внедрения сварки при постройке морских буксиров и барж. Обосновал расширение состава работ, при которых целесообразно использовать сварку. Одной из важных для того времени работ была постройка на заводе полностью сварных пассажирских теплоходов "Кремль" и "Совет", строителем которых был назначен Б. В. Плисов (1936 - 1937); теплоходы успешно эксплуатировались не только на пригородных водных маршрутах, но и позднее при воинских перевозках в Финском заливе и на Ладожском озере. В 1941 г. с целью разработки и внедрения в производство новых технологий назначен начальником вновь созданного на Петрозаводе цеха заводских лабораторий; значение проводимых цехом работ особенно возросло в начале Великой Отечественной войны, когда завод осваивал выпуск новых изделий - снарядов и военной техники. Активно участвовал в переоборудовании судов в боевые корабли, а также в ремонте кораблей Балтийского флота. В мае 1942 г. ему было поручено возглавить постройку самоходных десантных тендеров; эта задача была успешно ре­шена - уже в начале июня 1942 г. первые тендеры вошли в состав Ладожской военной флотилии. Главный строитель турбинного тральщика "Василий Громов" (1942- 1943). Руководитель серийной постройки морских буксиров (1946). Преподавал и вел научную работу в Ленинград­ском кораблестроительном институте (1950). Историк ленинградского кораблестроения. Награжден медалью им. Петра Великого (1995).

Вообще, название "тендер" - некорректное. Тендер это малый парусный военный корабль, предназначавшийся для разведывательной, дозорной и посыльной службы. Тендера вооружались 10 — 12 гладкоствольными пушками малого калибра. Имели одну мачту со стеньгой и большой горизонтальный буш-прит. Парусное вооружение: гафельный грот, рейковый топсель, стаксель и 1 — 2 кливера. На полных курсах ставился брифок. Длина 22 — 28 м, ширина 3,5 — 5 м, водоизмещение до 200 т. В русском флоте тендера служили с 1817 до начала 1860-х гг. В ВМС США, Великобритании и некоторых других стран тендерами называют вспомогательные суда для обслуживания подводных лодок, надводных кораблей и гидросамолетов.

У нас же слово "тендер" ассоциируется с совсем иным плавсредством, хотя...

В реальности, назывались они "самоходный плашкоут" Плашкоут это грузовое судно с малой осадкой и упрощённым очертанием наружной поверхности (обводом), барка с высокими бортами. Именно такими они и были. Из того же источника:

Накануне летней навигации 1942 г. Военный совет фронта принял несколько постановлений, связанных с обеспечением Ленинграда продовольствием и боеприпасами, эвакуацией населения на Большую землю. Одно из этих постановлений, от 7 мая 1942 г., касалось судостроителей. Нас обязывали построить к 1-10 июня 1942 г. 50 самоходных тендеров и плашкоутов, причем 20 - заново, а для остальных использовать несамоходные плашкоуты, сооруженные по инициативе НТК НК ВМФ осенью 1941 г., в количестве 86 шт., с целью возмещения потерь тоннажа несамоходного грузового ладожского флота. Пока их строили, наступила зима и плашкоуты остались на предприятиях.

Именно Борис Васильевич Плисов стал строителем тендеров на головном заводе. Изначально они были совсем простыми, однотрюмными

-2

Что же представлял собой тендер, строившийся в блокадном Ленинграде? Это была самоходная стальная баржа с упрощенными до предела обводами, длиной 10,5, шириной 3,6 и высотой борта 1,5 м. Водоизмещение порожнем до 15 тонн. Трюм тендера объемом около 30 куб. м вмещал 12-15 т грузов.

Двигатель, обычный автомобильный мотор ЗИС-5 мощностью 75 л. с. обеспечивал скорость хода около 5 узлов (9 км/ч); его устанавливали в кормовом отсеке. Никаких реверсных муфт не было, корабль имел только передний ход. Рулем управляли с открытой палубы при помощи ручного румпеля. Навигационное оборудование - шлюпочный компас.

Сборка самая простая: из 10 плоских секций. Никакой клепки, все на сварке.

Одновременно с проектом "тендера", который разрабатывался на Петрозаводе, разрабатывался проект "самоходного плашкоута" на Судомехе. Первые два тендера Петрозавода и самоходные плашкоуты "Судомеха" проходили испытания на Большой Невке 27 мая в присутствии адмирала В. Ф. Трибуца и членов Военного совета КБФ. В серию пошел "Судомеховский проект. А. А. Жданов от имени Военного совета фронта дал указание построить дополнительно к первому заданию еще 35 плашкоутов.

Потом появилась двухтрюмная модификация "Судомеха". 28 июня приняли также решение о дополнительном производстве 25 двухтрюмных самоходных плашкоутов.

-3

Именно их (двухтрюмных) потом на Черное море отправили. 30 штук. В чем их достоинство? Ведь вроде бы они по всем параметрам проигрывают десантным ботам.

-4
-5

Все дело в том, что в отличие от мотоботов самоходные плашкоуты имели закрытия трюмов. Тендера, которые шли к нам на Черное море получали носовой "волноотбойник" и подобие ограждения "мостика". Мелочь? А, вот...

Авиация противника не смогла потопить на Ладоге ни один тендер. Потери на Черном море тоже были минимальными.

-6

С мая по июль 1942 г. было сдано 115 тендеров и самоходных плашкоутов (в том числе два нефтеналивных). Большая часть их была построена "Судомехом" и Адмиралтейским заводом, 25 судов сделал Балтийский завод, 22 - Петрозавод, 17 - завод им. А. А. Жданова, остальное пришлось на долю Усть-Ижорской верфи.

Возникает только один вопрос: почему в блокадном Ленинграде смогли, а, на Черном море, где были мощности, нет? (если что, вопрос риторический)