В свинцово неподвижной тишине
Пятидесятиградусных морозов,
На выстраданном «золотом» звене,
Сомкнувшем путь задолго до прогнозов
В единую стальную магистраль –
Мечту и веру многих поколений –
Несущую в необжитую даль
Тепло людей и новых поселений.
– Махитаров. Главный инженер БАМ ЖД
Вообще, я стараюсь избегать формулировки типа "самый". Потому как сложно быть объективным в данном вопросе. Но в заголовках для краткости понимания порой мелькает это слово, уж простите.
Говоря же о БАМе, достоверно и не определишь, где самая глушь. Понятно, что сразу отсекаем те места, где есть круглогодичные дороги доступные для стандартного автотранспорта (более половины магистрали), отсекаем локации, приближенные к ним, сравниваем количество поездов, как пассажирских так и грузовых. Убираем мелкие станции и разъезды. Вот и выходит, что Верхнезейск - самая глухая из ключевых.
Но глухая не значит скучная. Это место определённо интересно и достойно нашего внимания.
В этом цикле Другой и Безымянный едут на непассажирских поездах по БАМу. Иногда мы случайным образом попадаем в определённые пункты и получаются дополнительные [этнографические] главы.
Доп. глава 5. ПОЛУОСТРОВ
В Верхнезейск мы прибыли глубокой ночью, где-то через 3-4 часа после единственного пассажирского поезда.
Утром взору предстала пустынная небольшая станция, заставленная вагонами из-под угля [или с углём] чуть менее, чем полностью.
Венчал станцию довольно симпатичный эксклюзивный вокзал необычной архитектуры. Здание хорошо спрятано от фотографов среди берёз и сосен, цифра не может передать его величественность. Приезжайте оценивайте вживую.
Н. Ургал - Верхнезейск - самый глухой БАМовский участок. Поездов здесь действительно очень немного. Можно пересчитать по пальцам.
Пассажирский всего один. Наличие рабочих не выяснялось. А в 90-е движение было настолько куцое, что сотни километров ЖД вообще хотели разобрать! Ситуацию спас ввод в эксплуатацию Эльгинского месторождение угля. Теперь есть что возить, а ныне, ввиду переориентации экономики РФ на Китай, вообще начали повышать пропускную способность, строя дополнительные разъезды. Китаю нужно больше дешёвых ресурсов, для того чтобы стать первой экономикой во вселенной. А ресурсная федерация готова поставлять их по сниженным ценам.
В принципе, ситуация видна по самой станции. Хоть она и является одной из ключевых на БАМе, т.к. здесь меняются локомотивы и бригады, обладает всего 7 путями. Уехать отсюда не так просто как может показаться на первый взгляд. Ближайший поезд (товарный) ожидался сильно позже обеда часа в 2-3.
Так что можно расслабиться и прогуляться по посёлочку. Строила его Башкирия.
Из-за разных подходов строительных коллективов к урбанистике, все 45 посёлков "нового" БАМа так или иначе отличаются друг от друга. Некоторые прям разительно. 1000-ый верхнезейск вот обладает кварталом деревянных концептуальных домов. Выглядят эксклюзивно, они явно опередили своё время.
Есть ещё необычные симпатичные кирпичные дома на несколько семей.
Ну и пара-тройка стандартных панелек, чтобы помнили о "материковой" Башкирии.
Само место для станции и поселения выбрали тоже необычное. Небольшой полуостров на Зейском "море". Одном из крупнейших российских водоёмов.
Так это выглядит сверху. Вид со стороны станции, которая расположена в стороне.
Присутствуют недостроенные здания, в 80-е планировалось расширение населённого пункта. Сложись история иначе, мог бы получиться полноценный городок.
На автотранспорте попасть в Верхнезейск крайне сложно. В теории есть автодублёр БАМа на восток, + тракторный путь на Зею. На практике люди предпочитают поезд или частные мини-паромы до райцентра Зея, расположенного в 130 километрах южнее. Это день пути.
Также раз в неделю из соседнего посёлка Горный летает (по крайней мере летал) вертолёт. Но есть нюанс, Горный на другой стороне реки, через которую перекинут железнодорожный мост. Раньше РЖД позволяло проезжать по нему автотранспорту, теперь - нет, тоже нужно пользоваться паромом.
Церковь святителя Иннокентия Московского:
Спорт площадка:
Если верить сайту Зейского района, в посёлке имеется школа на 470 мест, больница на 250 поликлинических мест и 50 стационарных койко-мест. Построили с запасом.
Чуть ли не единственное предприятие - РЖД.
Территория сельсовета расположена в зоне вечной мерзлоты и приравнена к районам крайнего севера. Природные условия для ведения сельского хозяйства неблагоприятные. Земли сельскохозяйственного назначения отсутствуют.
Кроме моего, в сети про Верхнезейск также нашёлся видеоматериал от коллеги по цеху. Вполне исчерпывающе и на несколько лет свежее:
Закончу опять стихами главного инженера БАМ ЖД Махитарова.
Огромным, неосвоенным краям,
Простершимся к востоку от Байкала,
Таящим в недрах угли и металлы,
Уже давно, как воздух, нужен БАМ.
Ждут БАМа удоканская руда,
Алдана драгоценные металлы,
Ждут брошенные где-то поезда
На рельсах Транссибирской магистрали.
Ждёт на складах невывезенный лес,
Ждут угли Буреинского бассейна,
Ждут старые дороги МПС,
Уставшие от перенапряженья.
Ждут жители полярной широты —
Заснеженной окраины Союза,
Сибирских рек замёрзшие порты,
Заполненные омертвленным грузом.
Ждёт каждый дом и каждый человек,
Затерянный в безбрежности таёжной,
Куда до сей поры двадцатый век
Не смог попасть, блуждая в бездорожье.
БАМ нужен всем! И мы ему нужны!
БАМ нужен всем! Кто знает суть вопроса,
Кто смотрит дальше собственного носа
И думает о будущем страны.
Кто знает цену делу и словам,
Их силу в неразрывном единенье,
Кто нынче делом защищает БАМ
И словом от хулы и обвинений!
Я верю: оскорблённый без вины,
Лишённый и достоинства, и славы,
БАМ снова станет гордостью страны
И вечным достоянием державы!!!
Информация для постоянных читателей:
Сериал про БАМ по разным причинам продолжит выходить в закрытом клубе ДП. Подробное объяснение там же. Спасибо за понимание.
Смотрите также про БАМ: