Оказалось, что нельзя просто так взять и проехать БАМ в светлое время суток. На некоторых восточных участках то ли стройка, то ли ремонт, и если хочешь ехать, то едь ночью. Мы столкнулись с отсутствием дневных поездов на плече Постышево - Новый Ургал. Подобный расклад не устраивал.
Но, к счастью, нашлась альтернатива в виде рабочего поезда Постышево - Сулук, на котором как раз развозят железнодорожников по местам проведения работ.
В этом цикле Безымянный и Другой едут по БАМу на непассажирских поездах.
Глава 2.1 - НЕ ТОВАРНЯКАМИ ЕДИНЫМИ
Рабочий поезд - это состав, предназначенный для внутреннего некоммерческого использования оператором железной дороги.
В реалиях РЖД - это тепловоз с вагоном, мотриса или электричка, которая развозит по местам путейцев и прочих железнодорожников. Иногда на боку вагона красуется пафосная надпись "Дирекция инфраструктуры" и добавляется платформа для перевозки инвентаря. "Рабочка" может отвезти куда-нибудь и вас, главное заранее узнать расписание и место отправления.
На удивление, не весь БАМ охвачен рабочими поездами, хотя казалось бы...
Рабочий поезд сообщением "Постышево - Сулук", который отправляется со станции своего базирования в 7 утра, является, своего рода, изолированным. Далее до Нового Ургала, а на восток - как минимум до Комсомольска, рабочие поезда отсутствуют.
На входе встречает сопровождающая женщина. Впервые за проезд в рабочем поезде на территории РФ с нас потребовали деньги.
В принципе немного - 1.5 - 2 рубля за километр, но здесь, на БАМе, это выглядело странно, так как в остальных местах брали исключительно бесплатно, либо вообще отсутствовали контролирующие сотрудники.
Говорит - стандартная практика. Все, у кого нет формы - едут платно, делая прибавку к нищей зарплате проводницы.
Надо было одеть оранжевую жилетку)) А так мы тут и правда как бельмо на глазу, вряд ли этот поезд хоть раз в квартал видит случайного пассажира. Приходится отвечать на вопросы, но зато и задавать можно, про БАМ, про жизнь здесь, про былое и думы.
За окном потянулись однообразные пустынные пейзажи.
Одинокая однопутка, с редкими разъездами, рассекающая болота, мари и бесконечное лесное море - вот что представляет из себя сегодня большая часть Байкало-Амурской железной дороги.
Расстояние между населёнными пунктами здесь может превышать сотню километров, и взору надолго предстают разноцветные таёжные пространства.
И кажется, порой, как-будто не на поезде едешь, а корабле, только вместо воды - лес.
Восточный БАМ. Океан тайги - это больше про него. Горы здесь низкие, склоны полностью поросли деревьями. Виды не назвать умопомрачительными, но они привлекают именно грандиозностью масштабов.
И сравнение с кораблём в море - не просто красивая метафора, а реальное ощущение от длительного перемещения через эти дикие земли.
Вряд ли это чувствуется в закрытой металлическо коробке пассажирского вагона, но при проезде на открытом пространстве в голове сами собой рождаются поэтические строки.
Поезд останавливается в случайных точках, чтобы высадить железнодорожников в местах проведения работ. Постоянных остановок у него не так много, только через 60 километров - первая на нашем пути станция. Герби. Население - 300 человек.
Вокзалы на плече Постышево - Новый Ургал и дальше выполнены в некотором едином ключе и составляют ансамбль, который, впрочем, ничем не примечателен.
А потом опять ныряем в лес. Больше станций не будет.
Вообще, БАМ здесь похож на какую-ту захудалую тупиковую линию. Деревянные шпалы, ветки скребут о корпус вагона, из-за состояния пути скорости низкие, а у машиниста целая "портянка" с предупреждениями, где что не так, где притормозить и на какие дефекты обратить внимание.
При всём при том, партия дала задачу повысить пропускную способность магистрали с 10-15 пар грузовых до 25-30 и выше! Цель - увеличить количество вывозимых в Китай ресурсов.
Для этого строятся новые разъезды, теперь они встречаются в два раза чаще, раз в 15 км, но, парадокс - некоторые из них не вводятся в эксплуатацию и находятся на консервации.
Вдоль магистрали периодически мелькают "железнодорожные" домики. Внутри стандартные печь, стол и лавки. Зимой в подобных будках спасаются от холода, летом - от лютого гнуса. Можно и переночевать. Иной раз даже подведено электричество.
Когда пересекаем марь (верховое болото) с куцой растительностью, открываются неплохие виды. Если б не открытые участки - смотрели бы мы в стену леса. И даже сфотографировать бы было нечего.
Вот и Сулук - конечная. Считай никто кроме нас до сюда и не доехал.
На станции стоит короткий состав с деревом, правда без локомотива. Сулук - одна из немногих станций "нового" БАМа, где ведётся грузовая работа. Значит есть шанс уехать дальше.