Найти в Дзене
Тайный фотограф Москвы

Доходный дом писателя и художницы Телешовых, или Дом с библиотекой и окнами на Чистые пруды

Оглавление

Если вы ищете подходящую иллюстрацию для словосочетания «легкость, красота и изящество», то вам обязательно стоит обратить внимание на это здание. При всей своей монументальности, высоте и несомненной респектабельности, оно довольно умеренно украшено, но зато каждое его украшение настолько гармонично, взвешенно и продуманно, что убери хоть что-то или что-то добавь – и получится совершенно другая картина.

Да и лучшее местоположение сложно придумать. Что ни говори, а я хотел бы пожить…

…В доме с окнами на Чистые пруды

Семиэтажный, выкрашенный в нежный фисташковый цвет доходник стоит почти вплотную к архитектурному герою моей предыдущей заметки, дому хлеботорговца Рахманова. Между собой они разделены лишь узеньким, две машины едва разъедутся, Белгородским проездом – по сути, коротеньким отнорком от Чистопрудного бульвара.

Зимние Чистые пруды
Зимние Чистые пруды

Некоторые, кстати, удивляются, причем здесь Белгород? Пользуясь случаем, отвечу: ни при чем. Проезд назван так в память о крепостной стене Белого города, что стояла на этом месте до восемнадцатого века, и никак не связан с городом на юге средней полосы европейской части России.

-3

Его заказчик и владелец – потомственный почетный гражданин, поэт, прозаик и мемуарист Николай Дмитриевич Телешов. Организатор московского писательского кружка «Среда» и, вместе со своей супругой Еленой Андреевной, устроитель регулярных мероприятий под названием «Московские литературные среды», они же «Телешовские среды».

Николай Дмитриевич Телешов. Изображение из открытых источников
Николай Дмитриевич Телешов. Изображение из открытых источников

Впрочем, на личности жены нашего домовладельца…

…Стоит на минутку задержаться

Уверен, все помнят трогательную и немного запутанную историю картины Василия Пукирева «Неравный брак». И подлинную историю несостоявшейся невесты Сергея Михайловича Варенцова, который являлся другом художника.

Сергей Михайлович Варенцов. Изображение из открытых источников
Сергей Михайлович Варенцов. Изображение из открытых источников

Прообразом девушки, что изображена на картине в роли несчастной страдалицы, против воли выданной замуж за богатого старикашку, сама того не ведая выступила Софья Николаевна Рыбникова, дочь богородского купца, владельца суконной фабрики Николая Абрамовича Рыбникова.

Варенцов сватался к ней, но родители предпочли для дочери жениха побогаче – купца первой гильдии, нумизмата, благотворителя и старосту храма Трех Святителей на Кулишках Андрея Александровича Карзинкина. И конечно, разница в возрасте была не как на картине, а всего лишь в 13 лет.

Собственно, брак получился вполне успешным, оба в нем были довольно счастливы целых сорок лет. А их дочка Елена Андреевна Карзинкина и стала супругой владельца того самого дома с окнами на Чистые пруды (в смысле, на пруд).

А еще интересно, что она, дочка фактически героини шедевра из Третьяковки, сама впоследствии стала художницей, обучаясь живописи у Василия Дмитриевича Поленова.

Елена Андреевна Карзинкина (в замужестве Телешова). Автопортрет. 1898-1899 гг. Изображение из открытых источников
Елена Андреевна Карзинкина (в замужестве Телешова). Автопортрет. 1898-1899 гг. Изображение из открытых источников

Кстати сказать, особняк самих Карзинкиных, построенный двести лет назад, находится совсем рядом, на Бульварном кольце, и когда-нибудь я о нем обязательно расскажу. Но самое удивительное то, что девятое поколение потомков этой фамилии до сих пор живет в нем. А тот самый автопортрет Елены Андреевны по-прежнему висит на стене в гостиной.

-7

Ну а тот дом, о котором речь в сегодняшней заметке, построили в 1903-1904 годах (некоторые, правда, утверждают, что чуть раньше, в 1900-м, а другие – чуть позже, в 1907-м)…

…По проекту архитектора Семена Баркова

Кстати, и тут не обошлось без разногласий. Есть те, кто автором проекта называют не Семена Васильевича, а его отца, Василия Васильевича Баркова.

И дом действительно получился хорош. Если присмотреться, то видно, что его выстроили слегка заметной галочкой, в точности повторяя тогдашний рисунок улицы.

-8

Но вот семиэтажным он стал гораздо позднее, в 1946-1947 годах. До этого по плану дом имел всего четыре этажа. Но, признаться, совершенно не могу сказать, что ему это хоть как-то повредило. Стиль и художественные элементы послевоенные советские архитекторы смогли соблюсти и воссоздать на новом объеме весьма искусно.

-9

А уж декором оригинала стоит полюбоваться! Одни только необыкновенные львы чего стоят (5 фото).

Да и не только они! (7 фото)

По традиции, первый этаж сделали нежилым. Вскоре после постройки дома, в 1907 году в нем открылась частная «Современная библиотека», которую в 1918-м национализируют, после чего она просуществует до наших дней, в 1921-м переименованная в Библиотеку имени Федора Михайловича Достоевского (2 фото).

Остальные этажи отдали под меблированные элитные квартиры (5 фото).

Собственно, и сами Телешовы поселились здесь же.

И здесь же с 1909 по 1913 год…

…Устраивали свои «Телешовские среды»

Общество на тех вечерах собиралось самое разнообразное, но неизменно высокое и высокоинтеллигентное. Среди гостей «Сред» бывали поэт и писатель, руководитель «Суриковского литературно-музыкального кружка» Иван Белоусов, писатель Иван Алексеевич Бунин и его старший брат, журналист и математик Юлий Алексеевич Бунин, мастер исторической живописи Аполлинарий Михайлович Васнецов, знаменитый «Дядя Гиляй» Владимир Алексеевич Гиляровский, не нуждающийся в представлении Алексей Максимович Горький…

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк, Сергей Васильевич Рахманинов, Федор Иванович Шаляпин… этот список можно было бы продолжать бесконечно.

-14

Среди жильцов, обитавших в доме Телешовых, обязательно стоит упомянуть кинорежиссера и сценариста Георгия Николаевича Данелию (с 1940 по 1970-е) и его отца – генерал-майора и главного инженера Метростроя Москвы и СССР Николая Дмитриевича Данелию (с 1940 по 1981).

А также еще одного кинематографиста, автора «Броненосца Потемкина», педагога и теоретика киноискусств, Сергея Михайловича Эйзенштейна, проживавшего в доме на Чистопрудном с 1920 по 1934-й. Имя последнего, кстати, увековечено на мемориальной доске на фасаде дома.

Автор мемориальной доски – скульптор Андрей Николаевич Костромитин (1958)
Автор мемориальной доски – скульптор Андрей Николаевич Костромитин (1958)

Да и квартиры в доме были такие, что некоторые нувориши могли бы позавидовать. С потолками под 3,4 метра, с двадцатипяти-тридцатиметровыми комнатами, а число самих комнат доходило до шести-семи. Да еще и с двумя балконами у иных квартир.

(7 фото)

А еще у меня с этим домом связано забавное воспоминание. Ни о чем особо не думая, я шел по улице и обратил внимание на девушку впереди. Она рассеянно глядела по сторонам, потом в бумажку с адресом. А затем неожиданно повернулась и зашагала прямо ко мне. И спросила, как найти какой-то дом. Я включил навигатор, и мы, мило перекидываясь какими-то фразами о погоде, через пару минут подошли как раз к этому дому. Она вошла, а я продолжил прогулку.

Впрочем, это уже совсем другая история.

-17
Доходный дом Н.Д. Телешова, достопримечательность, Чистопрудный бул., 23, стр. 1, Москва — Яндекс Карты

* * *

Мои дорогие подписчики и случайные гости «Тайного фотографа»! Большая и искренняя благодарность каждому из вас, кто дочитал рассказ до конца.

У меня к вам большая просьба: подумайте, кому из ваших друзей была бы интересна моя страничка, кому вы могли бы ее порекомендовать? Давайте вместе увеличим число единомышленников, кто любит гулять по Москве, изучать историю ее улиц и обсуждать эти истории друг с другом.

И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!