Есть здания в Москве, мимо которых очень сложно пройти и остаться равнодушным.
К примеру, на этот дом, что возвышается над пересечением улицы Покровки и Чистопрудного бульвара, я каждый раз засматриваюсь. Настоящая доминанта, причем не довлеющая над своим окружением, а словно говорящая: «Заметил меня? А теперь присмотрись, сколько еще всего вокруг».
Как будто некий маяк, манящий прохожего.
И ведь действительно, вокруг есть много чем полюбоваться. Но сегодня речь пойдет лишь о нем…
…О доме Федора Семеновича Рахманова
То был весьма преуспевающий купец, сколотивший миллионный капитал, торгуя хлебом. Потомственный почетный гражданин и попечитель Рогожского богаделенного дома, коллекционер и благотворитель.
К слову сказать, и Федор Семенович, и братья Иван и Георгий Карповичи Рахмановы, о чьем доходном доме в Немецкой слободе я рассказывал сравнительно недавно, строили свои дома примерно в одни и те же годы, да и в самих домах есть нечто схожее.
Более того, все трое были рогожскими старообрядцами. Но являлись они родней или были однофамильцами, для меня пока загадка. Будет очень здорово, если кто-то из моих дорогих подписчиков знает больше и сможет ее разгадать.
Дом №19, окруженный улицей, бульваром и соединяющим их проездом, был выстроен в 1898-1902 годах в форме широкого каре с внутренним двором-колодцем. А мастером, создавшим проект, стал архитектор Петр Александрович Дриттенпрейс, москвич с немецкими корнями.
Считается, что это был один из первых доходных домов Москвы, построенных в модерне. Особняков, словно устремленных изнутри наружу, с гибкими линиями и растительным мотивом в декоре уже хватало с избытком, но вот такие великаны-доходники лишь только начинали появляться.
Первый этаж четырехэтажного восьмиподъездного дома с огромными витринными окнами заняла хлебная лавка Рахманова и прочие магазины и конторы, два этажа пошли под меблированные квартиры, а один этаж заняло семейство хозяина дома.
(7 фото)
Кстати сказать, одна из квартир досталась сыну домовладельца, скульптору Ивану Федоровичу Рахманову. Который, хоть на момент окончания строительных работ и был всего шестнадцати лет отроду...
...Лично участвовал в строительстве отчего дома
Вся та великолепная, пышная лепнина, которой украшены фасады, была создана юным художником: традиционные мужские и женские маски, плоды в розетках из листвы, цветы, лавровые листья, геометрические фигуры и орнаменты (9 фото).
Имеются даже традиционные для купечества Кадуцеи – обвитые змеями жезлы Меркурия, бога торговли.
Правда, не везде они уцелели... местами обвалились. И это притом, что большая часть декора чудом сохранилась до наших дней практически неповрежденной.
А вот о паре лепных элементов...
...Хочется сказать отдельно
Каждый угол здания имеет округлые ниши, в которых установлены колонны со скульптурной девичьей головкой. При первом же взгляде бросается в глаза, что это личико явно отличается от других лорелей, расположенных по соседству.
И знавшие Рахмановых свидетельствовали, что это была не просто еще одна абстрактная красотка, а... лепной портрет возлюбленной молодого скульптора. Вот только имени её он так никому и не раскрыл.
Но тем не менее над городом, над площадью Покровских ворот до сего дня имеется такой вот монументальный памятник любви, замаскированный в архитектуре.
Поэтому, быть может, и неудивительно, что созданная больше ста лет назад лепнина дошла до нас без существенных повреждений? Кто знает.
Еще одна особая деталь – колосья пшеницы, призванные напоминать о том, что владелец дома и сам напрямую связан с хлебом.
Собственно, его так и называют: «Дом с колосьями».
И это уже памятник делу всей жизни Рахманова старшего.
Интересно, что свое исконное...
...Предназначение дом сохранил и после революции
Его первый этаж по-прежнему занимали магазины, в основном продуктовые.
Ту «Кулинарию», что здесь открылась и существовала многие десятилетия, и рыбный магазин с гигантскими аквариумами вместо витрин вспоминают многие.
А на верхних этажах все также жили люди, хоть уже и не столь роскошно: прежние 27 квартир старательно уплотнили.
Правда, сам Федор Семенович этого не увидел, скончался в 1914-м. Но его вдова, Ольга Викторовна, урожденная Осипова еще несколько лет после революции жила в одной из тех коммуналок.
А их сын Иван Федорович Рахманов, ученик знаменитого скульптора Сергея Тимофеевича Коненкова, впоследствии и сам прославился как один из учредителей Московского профсоюза скульпторов-художников, член президиума Московского областного союза советских скульпторов и автор (помимо прочего) множества барельефов и монументов на социалистическую тематику.
Кстати сказать, и сегодня, как было всегда, мы можем не только любоваться этим домом со стороны. Некоторые его двери всегда радушно открыты каждому (5 фото).
И напоследок еще одна любопытная деталь, связанная с этим домом. Именно в нем, в подвале со стороны Белгородского проезда в 1902 году был открыт первый в Москве общественный туалет. По естественным причинам этот исторический арт-объект я фотографировать не стал. :)
В 2014 году по-настоящему замечательный дом приобрел статус объекта культурного наследия регионального, а с 2016 года уже и федерального значения.
* * *
Мои дорогие подписчики и случайные гости «Тайного фотографа»! Большая и искренняя благодарность каждому из вас, кто дочитал рассказ до конца.
У меня к вам большая просьба: подумайте, кому из ваших друзей была бы интересна моя страничка, кому вы могли бы ее порекомендовать? Давайте вместе увеличим число единомышленников, кто любит гулять по Москве, изучать историю ее улиц и обсуждать эти истории друг с другом.
И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!