Подруги и други мои! Обращаюсь я к вам, о мои просвещенные сотоварищи! Но уповаю на то, что речь моя достигнет не только ваших ушей и обратится к разуму, но и проникнет в душу вашу и дойдет до самого сердца. Ибо речь моя будет об искусстве, а искусство не надлежит воспринимать только лишь разумом, но необходимо раскрывать навстречу ему самую суть своей души. Ибо сам художник творит свое искусство душой и сердцем, а значит и внемлют оному одним лишь сердцем.
Что хочу говорить вам, любезные мои сотоварищи? А то, что душа моя плачет и стенает, так как самое древнее из искусств оказалось в немилости у граждан полиса, а особливо у молодежи! О театре веду я речи свои. О неужели умирает великое искусство, покровительствует которому сам Дионис!?
Увы нам! Как все менее возделываем мы виноград и услаждаем взор и вкус свой янтарной али рубиновой жидкостью, так все менее посещаем мы зрелища, именуемые спектаклями. А вместе с тем, как не может ли выжимка из колючего зеленого растения сравниться с божественным нектаром, дарованным нам виноградной лозой, так и все эти кинофильмы и сериалы не смогут сравниться с древним живым искусством театра! Ни одна цифровая картинка не позволит вам ощутить те мгновения счастия, грусти, сопереживания и катарсиса.
Ибо только театр, как искусство, воздействует на духовное начало в человеке. Театр создает и вылепляет человека не только разумного, но и мыслящего, духовного и сопереживающего. Та связь, что создается между зрителем и актером во время талантливого действия не поддается полному анализу, ибо она – экзистенциальна. Она затрагивает самые основы существования человека, обращает его к проблемам жизни и смерти, свободы и ответственности, одиночества и отношений с этим миром, поиска и обретения смысла своего существования.
Театр дает нам уникальную возможность прожить другую жизнь, окунуться в страхи, пережить горе, реализовать свои заветные мечты
Ни одна «плоская» картинка не заменит живое общение зрителя с театром. Ибо на экране персонажи – выхолощенные, заспиртованные, замороженные во времени. Каждая сцена и движение – результат многих дублей и выбора режиссера. А голоса их, бывает, заимствованы у противников по цеху.
То ли дело – театр! Где действие живет, дышит, подстраивается под настроение зрителя. Театр готов слышать нас и импровизировать при встрече со своим фанатом. Театр не может умереть, ибо он необходим человеку.
Нет, уверена я, и вы со мной согласитесь! Театр не может уйти в небытие, ибо сказал Шекспир: «Весь мир – театр, и люди в нем – актеры!»
Автор: Татьяна Шибаева