В компаниях с большим объемом задач автоматизация — спасительный вариант для сокращения трудозатрат и количества возможных ошибок. Причем не важно, о какой компании мы говорим: малом бизнесе или большой корпорации, автоматизация — способ повысить эффективность любого бизнеса. Сейчас на волне развития искусственного интеллекта многие организации внедряют нейросетевые компоненты на некоторые участки своих работ: где-то искусственный интеллект прогнозирует выручку, а где-то готовит описание товаров для карточек в интернет-магазинах. В то же время существует технология программных роботов, которые способны автоматизировать операции, выполняемые человеком.
Мы решили узнать у наших коллег из ROBIN, которые разработали импортонезависимую платформу интеллектуальной автоматизации процессов, в чем разница между программными роботами и ИИ, и можно ли применить функционал нейросетей там, где сейчас используют RPA.
Разобраться в вопросе нам помогал Иван Мельников, директор по развитию продуктов ROBIN
RPA и ИИ — это похожие технологии, предназначенные для автоматизации ручного труда, но область применения и подходы у них все-таки разные.
Если конкретнее, то:
RPA — это компьютерная программа-робот, имитирующая действия человека при выполнении задач за компьютером, согласно обозначенным правилам. Робот выполняет действия пользователя (клики мышкой, ввод с клавиатуры, копирование данных) по алгоритму и умеет работать с структурированными данными (шаблонными документами и excel-таблицами, электронными письмами и т.д.). Результат выполнения задач роботом всегда заранее известен.
Искусственный интеллект — технология, позволяющая имитировать когнитивные функции человека, которая работает с неструктурированными данными и использует алгоритмы, математические модели и наборы данных для того, чтобы «учиться» и «принимать решения».
И здесь важно, что некоторые процессы можно только роботизировать, например, когда необходимо строго следовать алгоритмам для получения четких результатов. Это касается, например, формирования финансовых отчетов, где обучающаяся технология может внести ненужные коррективы. С помощью ИИ реализуется множество других задач, где важен анализ, планирование и другие операции, схожие с интеллектуальными функциями человека.
При этом синергию обеих технологий, которая расширяет возможности и одной, и другой, можно эффективно использовать для автоматизации сложных процессов, которые идут по четкому регламенту, но в которых раньше было необходимо участие человека.
Например:
- робот собирает финансовые показатели, а ИИ строит прогнозную финансовую модель,
- робот принимает обращения, а ИИ ищет ответ в базе знаний и готовит ответ,
- робот получает и ведет учет документов, а ИИ проверяет их на соответствие заданным параметрам: орфография, корпоративные правила, регуляторные требования и прочее.
То есть, подытоживая, можно сказать, что системы, совмещающие RPA и ИИ, помогают повысить эффективность автоматизации, упрощая работу персонала и улучшая качество обслуживания клиентов в тех случаях, где учитываются и внешние процессы компании. Совместное применение различных технологий, повторяющих деятельность человека, будь то программные роботы или искусственный интеллект, и есть интеллектуальная автоматизация.